Мастер-план по развитию туризма в Татарстане, созданием которого занялась австрийская компания Kohl&Partner, обойдется бюджету РТ в 2,8 млн. рублей. Об этом сегодня на пресс-конференции в «Татмедиа» сообщил замминистра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Сергей Иванов. Вместе с ним с журналистами встретился менеджер проекта компании Кристофер Мартин Хинтереггер.

За эти деньги минмолодежи планирует увидеть документ, в котором бы содержался анализ существующего положения в туриндустрии республики (не только Казани) с перечислением проблем и рекомендациями по их устранению.

«Очень важными частями для нас является выявление уникального торгового предложения Татарстана на российском и международном рынках, – продолжил Иванов. – Очень важны будут рекомендации компании по усовершенствованию регулирования сферы туризма, механизмов развития рынка туризма, выявления проблем и рекомендации по их устранению. В итоге мы должны получить некий план развития туризма Татарстана ориентировочно до 2025 года с расставлением акцентов, что нам надо продвигать, каким образом, на каких рынках, кто наши потенциальные клиенты».

Перед австрийцами не ставится сколько-нибудь конкретная задача по определенному увеличению туристического потока в РТ, отметил Иванов «БИЗНЕС Online». Однако благодаря их аудиту в минмолодежи планируют сохранить рост турпотока в Татарстан на 12 - 14% в год. По итогам 2013 года республику посетят ориентировочно 2 млн. человек.

IMG_4625.jpg
Сергей Иванов: «Мы должны получить некий план развития туризма, с расставлением акцентов, что нам надо продвигать, каким образом, на каких рынках, кто наши потенциальные клиенты»

«Выдержим эти темпы роста – будет очень хорошо. Увеличим темпы – будет еще лучше», – отметил Иванов.

Хинтереггер добавил, что власти РТ можно будет поздравить, если туристы после выполнения их рекомендаций будут приезжать в Татарстан не на один день, а оставаться на одну-две ночи. Через несколько недель, ориентировочно в конце ноября, компания представит правительству РТ черновой вариант программы. После обсуждений (возможно, публичных) программа будет отправлена на доработку, а итоговый вариант в минмолодежи рассчитывают представить общественности в конце января будущего года. После ее принятия, отметил Иванов «БИЗНЕС Online», возможно, будут внесены коррективы в имеющуюся республиканскую программу развития туризма на 2013 - 2016 годы.

Отметим, что Хинтереггер, говоря о будущей стратегии, старался избегать какой-либо конкретики, обещая, что детали республика увидит в ноябре. Не стал он отвечать и на просьбу корреспондента газеты «БИЗНЕС Online» охарактеризовать уровень компаний, занятых в туристической сфере. Однако просто рассыпался в комплиментах Татарстану и министерству молодежи. Сказал, что республика по сравнению с другими регионами на шаг впереди: уже привлекает туристов Свияжск, есть возрождающийся Булгар, да и сама Казань с кремлем достаточно интересна. А еще есть Елабуга, Алексеевское, Чистополь и множество других городов и поселков РТ, которым есть чем гордится и что показать. Надо только это правильно преподнести.

Кратко остановился на недостатках. Основные из них – большинство туристов ассоциируют Татарстан с Таджикистаном, Казахстаном и мало представляют, что это регион в сердце России. Кроме того, по словам представителя компании, в республике для туристов мало задействуют Волгу. Иванов тут же добавил, что проблема с Волгой хорошо известна, и происходит это отчасти от того, что за последние несколько лет ни одного нового судна на Волге для туристов так и не появилось, а в самой отрасли водного туризма работает так много различных участников-посредников, что итоговая себестоимость продукта получается очень высокой. В результате в каюте класса люкс прокатиться до Санкт-Петербурга выходит дороже, чем слетать в недельный тур за границу.

111.jpg
По мнению Кристофера Хинтереггера, в Татарстане есть чем гордится и что показать. Надо только это правильно преподнести

ОПЫТ СОСЕДЕЙ: ПОЧЕМУ БАШКОРТОСТАН ТАК И НЕ СТАЛ «СТРАНОЙ ПРИКЛЮЧЕНИЙ»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в 2008 году компания Kohl&Partner разрабатывала аналогичную программу для наших соседей – Башкортостана. В итоге правительству РБ был представлен документ «Башкортостан – страна приключений на Южном Урале». Реализация проекта на 2007 - 2016 годы предполагает освоение инвестиций в размере 1,6 - 2,2 млрд. евро и создание 14 - 16 тыс. рабочих мест.

Австрийской компанией были определены 7 зон, которые рассматривались в качестве перспективных для дальнейшего развития туризма. Это Абзелиловский район (Абзаково) – создание образцовой туристической инфраструктуры; Белорецкий и Бурзянский районы – создание spa-курорта и двух горнолыжных курортов, каждый общей площадью трасс не менее 150 га; Уфа и окрестности – развитие сети гостиниц, создание аквапарка, городского центра развлечений, детского образовательного центра, составление плана туристического развития города; Национальный парк и Шульган-Таш – создание гостиничной сети, центра для посетителей, разработка маршрутов; Янган-Тау и окрестности – создание специализированного медицинского центра; Красноусольский – создание оздоровительного и spa-курорта. Павловское водохранилище, по задумкам организаторов, должно стать центром приключенческого туризма.

Сегодня на вопрос газеты «БИЗНЕС Online» о судьбе данного документа Хинтереггер ответил, что Башкортостан оказался не готов к реализации их рекомендаций.

«В то время организационная структура (правительства РБ прим. авт.) была не готова к внедрению программы. Первым шагом, который мы предложили, было изменение оргструктуры, были необходимы новые институты для внедрения нашей программы. Но поскольку первые шаги не были внедрены, то эффект от последующих идей не был достаточен. В то время в управлении туризма работали три человека, и ни у одного из них не было опыта работы в этой сфере», – отметил «БИЗНЕС Online» Хинтереггер, тут же оговорившись, что в Татарстане ситуация более благоприятная для внедрения новшеств.

Однако в самом правительстве Башкортостана по-иному восприняли тот документ.

«Да, действительно мы сотрудничали с этой австрийской компанией в 2006 - 2007 годах. Речь идет о мастер-плане по развитию туризма в нашей республике, который подготовили к 2007 году австрийцы из Kohl&Partner, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» Рамиль Рафиков – главный специалист-эксперт отдела физкультурно-массовой работы и спортивного туризма министерства молодежной политики и спорта Башкортостана. – Это увесистый пятитомник, вот он прямо передо мной сейчас лежит. Что здесь? Фактически австрийцы сравнивали наши горнолыжные курорты, например, со своими, австрийскими. И на базе этих сравнений делали расчеты, выводы и предложения. Я вам так скажу: туризмом занимаюсь с 1999 года и знаю что к чему. Посмотрел я этот мастер-план. Да мы и сами могли такой же план сделать! Ничего нового мы там не нашли! Сплошь идут какие-то иностранные названия, говорится о том, что вот есть австрийские туристические базы, и по принципам их работы можно строить базы у нас в республике. Тома этого мастер-плана написаны на русском и английском языках. И план предполагал развитие туризма на 2007 - 2016 годы. Там даже весомые суммы инвестиций предусматривались, сейчас уже, впрочем, не вспомню, какие.

Зачем мы заказывали эту работу? Да ради престижа! Вот, мол, нам австрийцы сделали мастер-план по развитию туризма! Это нужно было, как думали мы, для привлечения инвесторов и инвестиций. Согласитесь, отношение к мастер-плану, сделанному австрийцами, да еще и на английском языке или на русском с кучей умных терминов и иностранных названий – это весомо. Чтобы люди нам поверили, мол, не какой-то там наш местный институт разрабатывал, а австрийцы! Но я вас уверяю, подобный мастер-план могли и могут сделать как наши проектные институты, так и ваши, татарстанские. Да даже обычные вузы! Вторая причина, по которой мастер-план разрабатывался: мы хотели начать в этом направлении работу. Нужен был какой-то старт для полноценного развития туризма. Вот и появился документ. Сейчас он, безусловно, устарел, все-таки 7 лет прошло, но поначалу, в соответствии с ним, у нас появились какие-то даже туристические кластеры, мы выяснили, вроде бы, какие районы можно в этом направлении развивать. Но проблема в том, что австрийцы сравнивали нас со своими туристическими базами. Вот в этом году в феврале к нам на детские международные спортивные игры приезжал министр австрийский. Мы ему показывали наши горнолыжные курорты. Разумеется, ему не понравилось! Ему больше понравились наши ледовые дворцы (да и ваши, в Казани, австрийцев бы впечатлили, уверен), биатлонные центры. Просто у них этим горнолыжным туризмом лет 200 занимались. А у нас рядом с Уфой есть два горнолыжных центра, которыми горожане довольны: они недалеко от города, туда легко можно добраться. Делать мастер-план по туризму, основываясь на туристической стране с базами, имеющими столько лет развития за спиной? Я считаю, это нам мало помогло. И, повторюсь, ничего нового мы из мастер-плана не узнали».

«ВПРОЧЕМ, МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ЧУДО, И АВСТРИЙЦЫ ПРИДУМАЮТ КАКОЕ-НИБУДЬ НОУ-ХАУ»

Эксперты газеты «БИЗНЕС Online» оценили сотрудничество Татарстана с данной компанией.

Майя Ломидзе – исполнительный директор ассоциации туроператоров России:

- Если рассматривать этот вопрос абстрактно, то такие программы периодически нужно внедрять. Если же рассматривать конкретно Татарстан, то возникает вопрос: а нужна ли какая-то вообще в вашей республике программа развития туризма? Казань как картинка, Татарстан пользуется растущим спросом. Есть что продавать, есть что предлагать. Существует неплохой информационный фон. Вообще, Татарстан – ярчайший пример положительного опыта развития туризма. Может, и не нужны вашей республике никакие иностранные компании…

К тому же, опыт показывает, что внедрение видения иностранцев на «нашу территорию» ничего не давал, кроме как пустой потери денег. При всем своем опыте, наработкам нашу специфику они все равно не понимают. В результате все это заканчивается разочарованием. Их планы не совпадают с нашими реалиями. Можно было бы подключить к развитию туризма российские компании.

Впрочем, может произойти чудо, исключение, и австрийцы придумают какое-нибудь ноу-хау…

Сергей Пасечник – генеральный директор Companion SP:

- Считаю привлечение иностранной компании к развитию туризма правильным шагом. Это международный опыт, им виднее, им есть о чем говорить, с чем сравнивать. Сотрудничество с зарубежными специалистами может быть эффективным.

Прирост туристов на 12 - 14 процентов в год – он и так будет независимо от каких-либо программ. У нас в Татарстане основной тормоз развития туризма в сервисе: в этой области вот надо работать.

Венера Тагирова – генеральный директор турагенства «Grand Вояж»:

- Казань, Татарстан после Универсиады вышли на новый уровень развития. Столице республики не так стыдно сейчас стало принимать людей. Однако цены в гостиницах по сравнению с Европой явно завышены. Если там за сутки можно пожить в гостинице вдвоем за 1,2 тысячи рублей, то у нас это обойдется в 4 тысячи рублей. Хотелось бы, чтобы был сделан акцент именно на этом. Сделав гостиницы дешевле, можно привлечь этим туристом, а так наши казанские цены отпугивают.

Справка

Kohl&Partner – одна из лидирующих консалтинговых компаний в сфере туризма в Австрии, одном из самых развитых туристических направлений в мире, и одна из крупнейших компаний с данной специализацией в Европе. Как сказано на сайте компании, австрийские туристические ноу-хау, разработанные компанией в комбинации с более чем 30-летним опытом в области развития туризма, делают компанию Kohl&Partner профессиональным и весьма ценным партнером по развитию международных туристических проектов.