IMG_4136.jpg
Александр Зайцев (справа): «Сегодня эксплуатанты еще работают на «старом багаже», но пройдет 10 - 15 лет, и неизвестно, что будет! Надо принимать государственное решение»

КОРАБЛЬ НА 450 ПАССАЖИРОВ – ЭТО МИЛЛИАРД РУБЛЕЙ

Сегодня ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта – влиятельное объединение, к мнению которого прислушиваются как в Госдуме, так и в Кремле, проводит в Казани свою конференцию. Впервые с момента гибели «Булгарии» речники в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметили медленное и осторожное возвращение интереса пассажиров к речному флоту. Хотя проблем у речников за последние 20 лет накопилось столько, что их не вычерпать отрядом землечерпалок. В Татарстане, как заявил, открывая конференцию, заместитель министра транспорта Инсаф Хайруллин, в августе планируется расширенная коллегия минтранса. И посвящена она будет именно проблемам речного транспорта.

Напомним, что о подготовке такой всероссийской конференции газете «БИЗНЕС Online» рассказал в начале июня министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. «Нам нужна такая же поддержка, как, например, в авиаперевозках, где, по постановлению правительства России, проходит субсидирование закупки самолетов, – обрисовал программу-максимум форума Сафин. – Без такой поддержки нам флот не поднять…»

Самый тяжелый вопрос речников – это износ речного флота, достигающий 70 - 80%. Сегодня в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель ассоциации Александр Зайцев отметил, что за последние годы практически полностью погиб такой класс речных судов, как «Метеор» и «Ракета» – из 700 единиц ходят не более 50. Замена судов – это буквально единичные случаи, и остро стоит вопрос о строительстве круизных судов. Если в целом по СССР строили до 300 единиц флота ежегодно, то за последние два года построено всего около 70 единиц, и большая их часть (свыше 80%) для грузового флота.

IMG_4137.jpg
Впервые с момента гибели «Булгарии» речники отметили медленное и осторожное возвращение интереса пассажиров к речному флоту

«Когда мы в октябре прошлого года встречались с Владимиром Путиным, был поднят вопрос о строительстве круизных судов, – рассказал Зайцев. – Сегодня эксплуатанты еще работают на «старом багаже», но пройдет 10 - 15 лет, и неизвестно, что будет! Надо принимать государственное решение».

Корабль на 450 пассажиров – это примерно 1 млрд. рублей, добавил Зайцев. И потянуть это не может ни одна компания. К тому же отечественное судостроение, по мнению директора ассоциации, потянет строительство корпусов, но без помощи иностранцев не сможет обеспечить высокий уровень внутренней «начинки» судна.

«Поэтому речникам нужна примерно такая же помощь, как и железнодорожникам – они получают ежегодные дотации, около 50 миллиардов рублей, на обновление подвижного состава. Речникам необходимо менять и теплоходы пригородного сообщения», – добавил Зайцев.

ЗА 12 ЛЕТ РОССИЯ ПОТЕРЯЛА 48 ТЫС. КМ ВОДНЫХ ПУТЕЙ – ЭТО ПОЛОВИНА ВСЕХ МАРШРУТОВ

Помимо этого, серьезные проблемы появились после гибели «Булгарии». Как отметил гендиректор судоходной компании «Порт Коломна» Владимир Алексеев, в первую очередь это бездумные решения правительства. «Допустим, в области транспортной безопасности есть разумные требования, но тогда сгоряча написали одинаковые законы что для трамвая, что для корабля. И только сейчас, при экспертной поддержке ассоциации, эти проблемы начали решаться», – отметил Алексеев.

Еще одна проблема – собственно инфраструктура водных путей. По словам замначальника управления речного транспорта Госморречфлота РФ Игоря Злобина, на содержание путевой инфраструктуры сейчас не хватает примерно 5 млрд. рублей. Нормативы были приняты еще 12 лет назад, и сейчас они безнадежно устарели. В результате за эти годы потеряны 48 тыс. км – почти половина всех водных путей страны на малых реках. Речь идет о поддержании глубины, ширины судового хода, радиусов закругления, а также общей обстановки, например, освещения на судовом ходу.

«Сейчас бюджет выделяет на эти цели 12 миллиардов рублей, из них процентов 50 уходит на содержание судоходных гидротехнических сооружений: те же шлюзы, дамбы, ГЭС и так далее, – добавил Злобин. – В этой области потребность практически закрыта, количество аварийных сооружений неуклонно снижается. И следующим шагом становится повышение финансирования содержания путевой инфраструктуры, консультации ведутся сейчас в правительстве».

ПОСЛЕ «БУЛГАРИИ» ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ПОД КАЗАНЬЮ РУХНУЛИ НА ТРЕТЬ

Между тем казанские речники, которых трагедия «Булгарии» затронула напрямую, осторожно отмечают наметившиеся тенденции роста пассажирских перевозок. И параллельно – ужесточение контроля за движением судов.

IMG_4156.jpg
Владимир Ермаков: «В предыдущие года перевозили до 800 тысяч пассажиров, после гибели «Булгарии» – до 500 тысяч упало»

Как отметил в разговоре с корреспондентом газеты «БИЗНЕС Online» председатель профсоюзного комитета ОАО СК «Татфлот» Владимир Ермаков, после гибели «Булгарии» речники констатировали обвал пассажирских перевозок: «Если в предыдущие года перевозили до 800 тысяч пассажиров, то после трагедии до 500 тысяч упало», – сообщил он. Речь идет о перевозках в пределах бассейна, который обслуживает казанский речной порт. Остальные, по его словам, – это туристические компании, которые берут суда в аренду, как арендатор на «Булгарии», и занимаются туристическими перевозками.

«По результатам прошлого года что можно сказать… Народ, конечно, был обеспокоен этой трагедией, психологически было тяжело перебороть ту боязнь, которая появилась, – обрисовал ситуацию Ермаков. – Бывало, дети боялись с бабушкой садиться на теплоход при том, что мама оставалась на берегу. Но сегодня спрос есть, именно спрос идет по местно-пригородным линиям: Казань – Верхний Услон - Печищи, Казань – Камское Устье, Ташовка. В основном это местные жители и дачники».

После «Булгарии» появился более жесткий контроль со стороны государства за безопасностью речных перевозок – это касается как собственно движения судов, так и их выхода из порта. К примеру, суда не выходят, если появляется штормовое предупреждение.

Куда больше стабильности в грузовых перевозках. И подготовка к Универсиаде, когда потребовался большой объем грузоперевозок, серьезно поддержала речников.

«НЕТ ДАЖЕ ПОНЯТИЯ «ГОРЯЩИЕ КРУИЗЫ» – МЕСТ НА ТЕПЛОХОДАХ ПРОСТО НЕТ»

Участники рынка в разговоре с корреспондентом газеты «БИЗНЕС Online» отмечают, что интерес пассажиров к речным круизам восстановился. Это заметно и по тому объему рекламы речных круизов, которая сейчас появилась практически везде.

Мария Самолина – замдиректора турагентства «Волжские путешествия»:

- В этом году впервые после «Булгарии» в начале навигации был виден подъем, люди идут, редко говорят о «Булгарии».

Но в отрасли просто появилось много других проблем, особенно ярко проявившихся в середине лета. Нет нормальных отношений между судовладельцем и фрахтователем, все преследуют свои коммерческие интересы. Мне близко направление речных круизов, оно интересное. Казань находится на реке, сам Бог велел продвигать и развивать речной туризм. Но то, что творится внутри этой кухни, порой бывает очень неприятно. Мы стараемся оградить туристов от этого. Некоторые агентства некрасиво ведут себя, используя неэтичные способы привлечения туристов и идя на прямой обман по поводу репутации того или иного агентства. Если туроператор отменил рейс или еще по какой-то причине путешествие не состоялось, то мы ищем замену или возвращаем деньги.

Стоимость речных круизов также высока, но цены складываются из объективных для турфирм позиций. Судовладелец дает свою цену за аренду корабля, есть стоимость топлива, продуктов. Очень жаль, что все это не идет на пользу бизнесу речных круизов.

==video1672==

Игорь Смолин – управляющий «Агентства круизных путешествий», Москва:

- Что касается потока туристов, то здесь все нормально. Крушение «Булгарии» – редкий случай, это даже не теплоход был, а дизельный электроход, никто не знал о его существовании, он курсировал только в Казани. Сначала, конечно, был эффект: люди, естественно, боялись, я бы на их месте тоже боялся, когда был такой большой резонанс. А сейчас все восстановилось.

Сезон круизов – лето. У нас все теплоходы ходят заполненные. Нет даже понятия «горящие круизы», чтобы теплоходы снижали цены перед самим круизом. Потому что мест просто нет.

Справка

Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта – независимая негосударственная некоммерческая организация, на добровольной основе объединяющая предприятия речного транспорта. Цель ассоциации – координация работы ее членов в решении производственных, научно-технических, социально экономических задач, а также правовая защита и представительство в органах государственной власти.

АПСРТ активно и достаточно результативно работает в законодательных органах Российской Федерации, сотрудничает с государственными и общественными организациями. В том числе с Федеральным агентством морского и речного транспорта и правительством РФ.

В настоящее время членами АПСРТ являются около 70 организаций, осуществляющих свою деятельность во всех речных бассейнах от рек Сибири и Дальнего Востока до Краснодарского края и Европейской части России. Ассоциированными членами являются: Ассоциация морских торговых портов (АСОП), Ассоциация российских экспедиторов (АЭР), Европейский союз река-море транспорта (ERSTU).