Рассказы о захватывающих перспективах «Нэфиса» прозвучали контрапунктом к тревожному докладу генерального директора ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафината Яруллина об итогах работы отрасли в первом полугодии. По его словам, сальдированный финансовый результат предприятий нефтегазохимического комплекса за пять месяцев 2013 года оказался таков: в химпроизводстве снижение идет на 36%, в нефтедобыче на 24,5%, нефтепереработке – на 6%. «Рост прибыли был отмечен лишь в производстве резиновых и пластмассовых изделий – в 2,3 раза», – отметил Яруллин.

Отметим, что внимание именно к этому показателю вполне понятно, ведь налог на прибыль – одна из основных статей дохода республиканского бюджета. И действительно: отчисления во все уровни бюджета за это время составили 98 млрд. рублей, в консолидированный бюджет Татарстана – 14 млрд. рублей. То есть на 9% ниже аналогичного периода прошлого года.

print_572728_537265.jpg
Генеральный директор ОАО ««Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин

Резюмируя, докладчик предложил искать новые точки роста в импортозамещении. К примеру, в производство автокомпонентов. Для республиканских предприятий, по мнению Яруллина, этот рынок – пока нереализованный потенциал. Другим перспективным направлением для химического комплекса может стать производство товаров для детей, косметики, эпоксидных смол, угле- и стеклопластики.

КАК ПОТЕСНИТЬ PROCTER&GAMBLE И HANKEL

Пас от Яруллина принял гендиректор «Нэфис Косметикс» Дмитрий Хайбуллин, чей бизнес – как раз нагляднейшая иллюстрация к тому, как вытеснять импорт.

Он отметил, что объем реализации готовой продукции по группе компаний в 2012 году вырос на 27% и составил 20 млрд. рублей. При этом на слайде показалась динамика с 1998 года, напоминающая экспоненту.

Основа бизнеса – успешная конкуренция с такими грандами, как транснациональные корпорации Procter&Gamble и Henkel. «Мы производим на том же оборудовании, что и наши конкуренты, на тех же технологиях, но вся конкуренция сейчас строится в части маркетинга, в умении продать товар», – отметил Хайбуллин. Успехи крошек Sorti, BiMax и AOSа вылились в увеличение доли рынка. За пять лет по стиральным порошкам она выросла с 5% до 14%, по средствам для посуды с 18% до 28% и так далее.

print_572728_537256.jpg

Не менее успешно сработал масложировой дивизион группы. В 2003 году «Нэфис» «подобрал» терпящий крах «Казанский жиркомбинат» с выручкой в 157 миллионов. Теперь, через 10 лет, после строительства в чистом поле нового МЭЗа и расширения прочих мощностей, выручка составляет 9,5 миллиардов.

Сейчас «Нэфис» взялся за новую крупномасштабную инвестпрограмму стоимостью 22,8 млрд. рублей, реализация которой началась еще в 2011 году, а завершение намечено на 2014 год. Химическую часть группы («Нэфис Косметикс») ждет расширение мощностей по выпуску стиральных порошков и жидких моющих средств, а также полномасштабный выход на сравнительно новый для нее рынок шампуней. Полной реконструкции подвергнется производство мыла.

- Мы производим туалетное мыло дедовским способом – варим его в котлах, как и сто лет назад. Но в августе мы запускаем линию непрерывного омыления, без всяких выбросов, полностью экологически безопасное производство, – отметил Хайбуллин.

Что касается масложирового направления, то в дополнение к «Нэфис-биопродукту» (первому в России заводу по выпуску соусов в ПЭТ-таре европейского образца) группа намерена построить вторую очередь МЭЗа с элеватором и линией по выпуску бутилированного растительного масла.

27.jpg
Гендиректор «Нэфис Косметикс» Дмитрий Хайбуллин

По словам Хайбуллина, общая сумма инвестиций с 2011 года по первый квартал текущего уже составила 14,3 млрд. рублей, осталось вложить 8,5 миллиардов. Загрузив все эти мощности, «Нэфис» выйдет на совершенно новый уровень: к 2017 году суммарная выручка составит 62 млрд. рублей, а платежи в бюджет достигнут 4 млрд. в год.

Минниханов, который был явно впечатлен услышанным, тем не менее посоветовал не расслабляться:

- Ну, пока 20 миллиардов маловато. Есть над чем работать, динамика очень серьезная, новые рынки, конкурентные рынки, очень непростые, мы это понимаем. Спасибо за возможность посетить ваше предприятие, насладиться средой которой вы живете. У вас очень амбициозные в положительном смысле задачи развития.

«ЭТО ВСЕ РАВНО ЧТО ЗАКРЫЛИ БЫ СК ИМЕНИ КИРОВА»

Отдельно Хайбуллин остановился на главном вопросе, всплывающем в умах казанцев при слове «Нэфис»: что с запахом? Судя по всему, неприятные ассоциации вскоре должны уйти в историю. Запах, тихо исчезнувший в преддверии Универсиады, больше не вернется.

«В 2012 году нам была поставлена задача полностью ликвидировать все вопросы, связанные с экологией. Было принято решение совместно с минэкологии, мы разработали программу, основной пункт которой – закрытие производства мыла, где используется в качестве сырья соапсток и гидрофуз. Наши потери выручки, в связи с закрытием данного производства, составили 1,2 миллиарда рублей. Для сравнения, все равно что закрыли бы такой завод, как «СК имени Кирова», – вздохнул Хайбуллин. – С 1 января 2013 года мы закрыли производство, можно сказать, 7 месяцев никаких вредных веществ нет…»

Чтобы отмести последние нападки в адрес компании, Хайбуллин продемонстрировал слайд, где был указан рейтинг компаний по уровню выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Группа «Нэфис» значилась на 23 месте.

СЃРёРґРѕСЂРѕРІ.jpg
Министр экологии и природных ресурсов Артем Сидоров

Президент долго вглядывался в список, а потом поинтересовался у министра экологии и природных ресурсов Артема Сидорова, насколько достоверны представленные показатели (внизу слайда значилась ссылка на его данные). Сидоров ответил, что по объему выбросов «Нэфис» действительно уступает предыдущим 22 организациям (к слову, среди них оказалось Казанское высшее военное танковое командное училище), а вот по составу выбросов ранее вопросы были (для того, чтобы создать запах, большого количества летучего вещества не нужно).

Минниханов, как бы не веря собственному носу, признался, что запах действительно не чувствуется, и это хорошее достижение, но с высказываниями, что «никаких выбросов нет» посоветовал быть осторожнее: «То, что сделали, – это хорошо. Но тем не менее… Здесь пресса есть, она быстро поставит на место. Иногда промолчать лучше, чем говорить, даже если это очень хорошее».

Хайбуллин попытался что-то ответить, но Минниханов его с улыбкой прервал: «Вы великий… (здесь он подыскивал слово)

- Комбинатор? – подсказал Хайбуллин

- Нет, великий комбинатор – это другое. Оратор! – закончил президент. Впрочем, судя по продемонстрированному бэкгранду «Нэфиса», дело тут не только в умении говорить…

«ЛОГИКА «ЛЕЧЬ НА ДНО И ЗАТАИТЬСЯ» БЫЛА БЫ В КОРНЕ НЕВЕРНОЙ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают головокружительные планы «Нэфиса» вполне реализуемыми и своевременными, несмотря на надвигающийся кризис.

Дарья Пичугина – аналитик «Инвесткафе»:

- Думаю, что утроение выручки вполне возможно за четыре года при том расширении производства, которое запланировано. Компания владеет несколькими очень успешными брендами, которые могут приносить большой доход.

Кроме того, нужно отметить, что продажи средств для ухода и бытовой химии в России еще будут расти на 10 - 15 процентов в год, так как база пока еще не такая большая. Также если компания выйдет на рынок с новым брендом, например, шампуня, она вполне сможет занять достойное место на нем и увеличить выручку. Этот рынок высококонкурентный и всегда готовый принять новые товары, особенно при наличии активной маркетинговой поддержки.

Стоит ли вообще инициировать такую активность в нынешних экономических условиях?

Позиции компании на рынке довольно сильные, возможно, именно сейчас, когда конкуренты несколько ослабли, более интересные по цене и качеству предложения будут востребованы рынком и покажут хорошие результаты. Кроме того, компания может выйти на полную мощность как раз тогда, когда рынок будет готов принять новые объемы товаров. А конкуренты, опасаясь рисковать, не смогут быстро нарастить объемы своего производства.

05.jpg

Рустем Ганеев – председатель совета директоров ЗАО «КОНСАЛТИНГ.РУ» (CONSALTING. RU):

- Планы «Нэфис» утроить выручку предприятия до 2017 года считаю вполне реальными. Во-первых, заметным является устойчивый рост экономических показателей предприятия за последние годы. Во-вторых, очевидна максимальная поддержка компании со стороны руководства республики, поскольку это один из крупных налогоплательщиков. В-третьих, благоприятным фактором является наличие эффективного взаимодействия органов управления общества и его акционеров. В-четвертых, на данном предприятии налажена эффективная система сбыта, а также применяются грамотные рекламные стратегии.

Самое главное: для тех, кто реально работает, кризис не помеха!

Поэтому представляется реальным значительный рост выручки данного предприятия в ближайшие годы.

01.jpg

Дмитрий Баранов – ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

- Если экономическая ситуация будет складываться благоприятно, спрос на продукцию компании будет расти, удастся осуществить все инвестиционные планы, которые в том числе должны обеспечить достижение этих целей, то и увеличить выручку вполне возможно. К тому же, насколько можно понять из программы, компания намерена не только увеличить мощность производства, но и наладить выпуск новой продукции, что также будет способствовать достижению поставленной цели. Кроме того, если будут изысканы внутренние резервы, например, повышения эффективности деятельности компании, будет реализовываться программа снижения издержек, то это все также будет способствовать достижению указанных целей.

Если же говорить о целесообразности инвестирования в создавшихся экономических условиях, то логика по принципу «лечь на дно и затаиться» будет в корне неверной. Это все равно что в кризис перестать работать деловым изданиям, но вы же пишете, ваше издание работает. Почему же тогда отказывать в праве на развитие одной из крупнейших республиканских компаний?

Кроме того, такая ситуация – это не только снижение спроса и производства, это еще и вызов, возможность выйти на новые рубежи. И «Нэфис» этой возможностью намерен воспользоваться, что совершенно верно. Эти работа на перспективу, на будущее компании, на укрепление ее позиций на нашем рынке. Упускать такую возможность было бы огромной ошибкой. Так что проект надо осуществлять и надеяться на то, что власти республики окажут ему всю возможную поддержку.

print_572728_537255.jpg