27034.jpg

ДАННЫЕ «СО СТАНКА»

Каждое полугодие «БИЗНЕС Online» подводит итоги подписной кампании на периодические СМИ в Татарстане. Наш интерес носит не только социологический характер (что народ читает и кто определяет повестку дня), но и практический. Большинство читателей нашей газеты принимают решения, где и как рекламироваться их компаниям. Поэтому публикация реальных тиражей способствует более осознанному выбору: ведь порой рекламщики и директора компаний руководствуются громкостью бренда издания, а его в миллионной Казани читают меньше 10 тыс. человек… Как говорится, деньги на ветер.

Напомним, что мы внимательно отслеживаем данные об изменении тиражей печатных изданий еще с кризисного 2009 года. Так что нынешнее исследование уже восьмое.

Практически каждый наш обзор подтверждает общий тренд: в республике, как и во всей России, идет неуклонное сползание вниз тиражей платных изданий. Вопрос лишь в том, какова скорость этого процесса у различных изданий. Отдельные всплески общей картины не меняют.

Анализ тиражей и итогов полугодовых подписных кампаний мы основываем на данных о подписке ФГУП УПС «Татарстан почтасы». Кроме этого необходимые сведения нам предоставило министерство информатизации и связи РТ. Отметим, что приведенные в них цифры вызывают массу вопросов: так, в них по каким-то причинам не попадает целый ряд популярных изданий. Например, мы не обнаружили в них сведений о коммерчески успешных татарских газетах, которые распространяются преимущественно по подписке. В частности, «Ирек мэйданы», у которой подписка составляет 30 749 экземпляров при общем тираже 31 523 экземпляров, «Акчарлак» (соответственно 27,9 тыс. и 33 886), «Юлдаш» (24 550 подписчиков), «Безнен гэжит» подписка (20,1 тыс. и 23 тысячи).

Третьим источником информации для наших исследований стали данные по показателям отпечатанных тиражей газет и журналов республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям ОАО «Татмедиа». Эти данные «со станка» можно считать наиболее полными, ими мы и оперируем в основной таблице. Отметим, что итоговые данные прошедшей подписной кампании – на второе полугодие 2013 года – сравниваются «Татмедиа» и почтой с результатами кампании годичной давности. Среди издателей периодических изданий и почтовиков с начала 90-х годов существует убеждение, что на подписные кампании в первом и втором полугодии отличаются друг от друга ввиду сезонных факторов. Однако, на наш взгляд, сейчас это перестает иметь сколько-либо существенное значение и поэтому мы сравниваем данные двух последних подписных кампаний, а также для полноты картины приводим данные по тиражам с 2010 года.

==table219==

Кроме традиционного анализа печатных СМИ, распространяемых по подписке, мы в нашем нынешнем обзоре впервые провели анализ бесплатных печатных СМИ в ключевых городах РТ. Кроме того, был проведен анализ состояния рынка электронных СМИ Татарстана, учитывая их значительное и постоянное растущее влияние на информационное поле республики, в первую очередь это касается среднего класса (и верхней его части, куда входят лидеры бизнеса и многие чиновники) и молодежи.

ЧЕМПИОНЫ И АУТСАЙДЕРЫ

Для начала обратим внимание на тиражи ведущих республиканских печатных СМИ. Согласно данным по подписке на центральную, республиканскую и районную печать с учетом альтернативной подписки по состоянию на 1 июля 2013 года, предоставленным минсвязи РТ, чемпионом продолжает оставаться газета «Республика Татарстан». У ее «толстушки» 26 955 подписчиков. Общий же тираж, согласно данным «со станка», составляет более 36 тыс. – он, по сравнению с предыдущей подписной кампанией, уменьшился на 2 тысячи. Разница между этими цифрами говорит о том, что порядка 10 тысяч экз. редакция реализует в розницу и по альтернативной подписке. Понятно, что «РТ» читается в основном в районах республики, но нельзя не признать, что это очень серьезная цифра для печатного СМИ, и она предполагает неплохо отлаженную редакционную службу распространения. Ну и не будет большим секретом, если вспомнить здесь административный ресурс.

Отчасти похожая картина и у других СМИ. Например, «Казанские ведомости» (речь о «толстушке») печатают 27 150 экземпляров (падение за полгода на 1150), по подписке через почту уходит 22 549, то есть почти 5 тыс. – тоже розница и альтернативная подписка.

==table218==

Если говорить о Казани, то приходится констатировать, что продолжается падение тиража «Вечерней Казани»: на этот раз на 12%, до 19 411 экземпляров. Можно сказать, что это знаковое событие не только для самой «Вечерки», но и для рынка печатных СМИ в Татарстане в целом. Дело в том, что тираж газеты, долгое время являвшейся наиболее влиятельным общественно-политическим изданием в Татарстане, впервые упал ниже отметки в 20 тыс. экземпляров – это для нее своего рода очередной психологический рубеж. Напомним, что еще три года назад тираж «Вечерки» превышал 30 тыс. экземпляров, а в 90-е ее выписывали еще более значительное количество читателей (ряд авторов нашей газеты помнит тираж «ВК» в 60 - 80 тыс. и более).

«ФЕДЕРАЛЫ» В УПАДКЕ: ОТ «КОМСОМОЛКИ» ДО «ИЗВЕСТИЙ»

Обратимся к данным по федеральной печати. Практически все федеральные издания показывают падение тиражей. Ежедневная «Российская газета» потеряла почти 8% (тираж – 2 494 экземпляра), ежедневный выпуск «Комсомольской правды» – минус 20% (тираж – 8 тыс. экземпляров) и «толстушка» этого же издания – минус 15% (24 тыс. экз.). «Коммерсантъ» немного улучшил позиции – плюс 7%, в Татарстане печатается 1 666 экземпляров этой влиятельной в олигархических кругах страны газеты.

Интересно, что в полученных нами данных не было сведений о тираже другой федеральной деловой газеты – «Ведомостей». Тираж второй в стране любимой олигархами газеты, по словам директора казанского офиса Ирэн Голосовой, на Татарстан составляет 1000 экземпляров. Из них 460 распространяется по подписке, 180 в розницу, а оставшиеся 360 - представительское распространение (авиакомпании, отели, рестораны и т.д.).

Продолжила нести потери «народная» газета «Аргументы и факты», которая снизила тираж на 15%, до 21 675 экземпляров. Правда, почтовики сообщают, что подписка на эту газету составила 7,7 тыс. экземпляров. Остается лишь догадываться, каких усилий редакции АиФ строит распространение остальных 14 тыс. экземпляров газеты.

==table217==

Не превышают 400 экземпляров в Татарстане тиражи таких газет, как «Известия» и «Советский спорт». Напомним, что не так давно в Казани закрылась местная редакция «Советского спорта», газета, как известно, входит в ИД «Комсомольская правда».

Учитывая, что и КП с АиФ, и «Известия» с Ъ – это игроки, на которых десятилетиями держался медиарынок страны, то нынешнее их состояние тиражей говорит о том, что они сдают свои последние бастионы. По крайней мере в регионах. С чем это связано, наверняка сказать трудно, так как проблема многозначна, но факт есть факт.

МНОГО И БЕСПЛАТНО: КУДА УШЛО ВНИМАНИЕ МАСС

В этот обзор подписной кампании мы впервые решили включить еще один, самый крупный на сегодня сегмент рынка печатных СМИ Татарстана – массовые бесплатные газеты. Они играют существенную роль как на рынке информации (в меньшей степени), так и на рынке рекламы (в большей). Тиражи этих газет, как правило, стабильны, так как зависят только от финансовых возможностей издателей, а не от читательского спроса. В принципе, именно они являются в определенной мере (вместе с ТV, конечно) могильщиками массовой прессы эпохи «Комсомолки», АИФа и «Вечерки».

В Казани лидерами рынка среди бесплатных газет на сегодня являются «ПроГород», Metro, «Ва-Банкъ». Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» Юрий Зубарев – руководитель отдела распространения газеты «ПроГород», еженедельный тираж его издания составляет 290 тыс. экземпляров. «Газета распространяется по почтовым ящикам, во всех районах города за исключением Дербышек», – уточнил он.

В отделе маркетинга газеты Metro (Москва) рассказали, что еженедельный тираж издания в столице Татарстана составляет 280 тыс. экземпляров. Газета «Ва-Банкъ» в Казани также издается еженедельно, заявленный тираж составляет 310 тыс. экземпляров.

Интересная деталь – две из трех наиболее тиражных бесплатных газет имеют не местное происхождение. «ПроГород-Казань» входит в группу из полутора десятков одноименных изданий, которая принадлежит кировской RNTI Group. Metro издается предпринимателем Рамилем Галеевым, основной издательский бизнес которого базируется в Набережных Челнах (газеты «Единство», «Вечерние Челны», «Из рук в руки» и др.).

Помимо Казани рынок бесплатной прессы неплохо развит и в Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, Зеленодольске. Так, например, в Набережных Челнах бесплатно распространяются газеты: «Единство» (тираж – 133 тыс. экземпляров), «Полезная газета» (115 тыс. экземпляров), «Капитал-Закамье» (100 тыс. экземпляров), «Автоcity» (55 тыс. экземпляров), Business Republic Доброхот (50 тыс. экземпляров).

В Нижнекамске тиражи бесплатных изданий поменьше: это газеты «Мы – нижнекамцы» (82 тыс. экземпляров), «Единство» (80 тыс. экземпляров), «Нижнекамская газета» (70 тыс. экземпляров), «Кошелек Закамья» (64 тыс. экземпляров).

В Зеленодольске распространяются издания «Волжские страницы» (тираж – 30 тыс. экземпляров), «Акцент Поволжье» (25 тыс. экземпляров), «Народная TV газета» (15 тыс. экземпляров), «Деловой Зеленодольск» (11 тыс. экземпляров). «Волжские страницы» издаются также в Волжске.

В Альметьевске одна бесплатная газета – «Город А» с тиражом 25 тыс. экземпляров. В Елабуге таких изданий три: «Кошелек» (15 тыс. экземпляров), «Зур базар» (15 тыс. экземпляров) и «Хорошая газета» (10 тыс. экземпляров).

КОМУ – ЭКЗЕМПЛЯРЫ, КОМУ - ПРОСМОТРЫ

Мы решили также обратить внимание и на наиболее популярные и читаемые интернет-СМИ Татарстана и Казани, поскольку часть аудитории (в первую очередь – средний класс и молодежь), которая не желает довольствоваться бесплатными газетами, ТV и традиционными газетами, впавшими в кризис жанра, выбирает интернет-ресурсы. К сожалению, мы столкнулись с тем, что не у всех интернет-СМИ открыты счетчики для просмотра.

Для изучения были взяты те интернет-СМИ, что на слуху у читательской аудитории, которые ведут активную промо-работу и имеют наибольшее количество читателей. Анализ посещаемости проводился в период с 22 по 28 июля 2013 года.

В нише деловых СМИ (и не только деловых) прочное лидерство сохраняет «БИЗНЕС Online». За рассматриваемый период по данным LiveInternet среднесуточное посещение уникальными посетителями (выходные не берем) составило почти 32 тыс. читателей.

Далее идет, если брать открытые данные LiveInternet в период с 22 по 28 июля, «РБК-Татарстан» (его с нынешнего года в республике развивает госструктура в виде ОАО «Татмедиа»). Ресурс среднем посещали 19 тыс. уникальных пользователей (уточним, что эти читатели заходят, конечно же, на привычный сайт московского агентства РБК, но статистика их «прописала» в РТ).

Сайт информагентства «Татар-информ» за рассматриваемый период (по данным LiveInternet) посещали в среднем 14 тыс. человек. У делового портала Tatcenter.ru (по данным SpyLog) – почти 6 тыс. человек.

Портал ProKazan (по данным LiveInternet) является безусловным лидером среди массового сегмента читателей Казани, его в среднем читали 23 тыс. человек. Далее следует «Комсомольская правда Казань» (по данным LiveInternet) – 14, 8 тыс., то есть больше, чем бумажную ежедневную газету!

Электронная версия газеты «Вечерняя Казань» (по данным LiveInternet) имела в указанный период в среднем 6 тыс. уникальных посетителей в сутки. «АиФ-Казань» (по данным LiveInternet): 4,9 тыс. уникальных посетителей. Портал 116.ru за рассматриваемый период посещали в среднем (по данным LiveInternet) 8,2 тыс. уникальных пользователей.

В последующих обзорах мы проследим динамику изменений посещаемости татарстанских интернет-СМИ.

IMG_4031.jpg
Газета «Молодежь Татарстана» прекрасно знает свои минусы. Такой формат издания для молодежи устарел уже много лет назад

«В ТАТАРСТАНЕ ЖУРНАЛИСТИКА СПИТ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать итоги подписной кампании второго полугодия 2013 года и в целом как-то оценить медиаполе.

Фарит Шагиахметов – первый заместитель руководителя республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа»:

- Я бы не стал возлагать причины падения тиражей на то, что проходит Универсиада и люди разъехались из городов. Все колебания, которые происходят, – это тренд последнего времени: печатные СМИ уходят в интернет, и в этом нет ничего удивительного, это реальность сегодняшнего дня. У многих печатных изданий есть интернет-версия, и иногда количество посещений сайта даже больше, чем тираж. В целом ситуация не настораживает и не пугает, все идет в норме.

Падение тиражей федеральных изданий зависит от смены руководства в них, смены редакционной политики. Читатель, привыкший к определенной подаче материала, увидев какие-то изменения, переходит на другие издания.

Что касается заявлений некоторых редакторов об искусственной подписке в сельской местности, то нужно разобраться, что это значит. Например, глава района принимает решение поддержать определенное издание, подписать на него ветеранов, соцработников. В этом нет ничего плохого. Кроме этого, это обязанность любой власти – информировать население о том, что происходит.

Конкуренция между печатными СМИ зависит от региона. Понятно, что в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске помимо традиционных, есть другие издания, конкурирующие на рынке. А в районах сельских, где присутствуют только местные газеты, конкуренции нет, и получается, что есть право быть неинтересными, слабыми. Те издания, которые входят в холдинг «Татмедиа», безусловно, много работают, повышают свое качество. Там, где нет конкуренции, подключается административный ресурс.

По интернет-СМИ есть информационная лента «Татар-информ», есть газета «БИЗНЕС Online». Понятно, что бизнес-структуры и люди из власти считают одним из самых востребованных ресурсов «БИЗНЕС Online», и здорово, что есть такое издание. Есть «Интертат», который рассчитан на сельского потребителя. Интернет – это мобильность, оперативность, и без таких изданий в Татарстане невозможно представить жизнь современного человека. Качество интернет-изданий подтверждают рейтинги «Медиалогии», других компаний в целом по России.

Ильфат Файзрахманов – главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):

- Из татароязычного сегмента в этом полугодии увеличился тираж лишь у нашей газеты и у газеты «Ирек мэйданы». В целом тиражи продолжают падать, и это удивляет. Наверное, аудитория переходит в интернет. Сегодня и русскоязычные, и татароязычные печатные и интернет-издания теряют свою аудиторию по определенной причине. Это нехватка скорости, оперативности, профессионализма в современной журналистике. Мало полностью независимых материалов, почти нет журналистских расследований. В Татарстане журналистика спит.

Конкуренция среди местных игроков, конечно, присутствует. Тиражи падают, потребитель очень разборчив, и если ему что-то не нравится, переходит к другому изданию. До сих пор есть «обязаловка»: особенно в сельской местности, учителей, интеллигенцию заставляют подписываться на то или иное издание. Редактора действуют через глав администраций районов. Я же изначально против искусственного тиража.

В этом году я сам уменьшил тираж нашей газеты, распространяемый через газетные киоски – с 3,5 тысяч до 2,5 тысяч экземпляров. Дело в неплатежах, мне пришлось поднять оптовые цены в киосках. Кроме этого, мы ведь не знаем, сколько там на самом деле продается экземпляров, и возврат списывается за наш счет. С киосками работать невыгодно, пока выгодно работать только с «Почтой России».

==table216==

Юлия Данилова – генеральный директор ООО «ИнтерМедиаГруп Казань» (газеты «Ва-Банкъ», «Телесемь»):

- У бесплатных печатных изданий, как правило, стандартный тираж, который может оставаться неизменным на протяжении нескольких лет. Тираж формируется исходя из численности населения города, концепции издания, желаемого охвата аудитории, системы распространения.

Основные игроки на рынке бесплатных печатных СМИ Казани – это три издания: «Ва-Банкъ», «ПроГород» и Metro (по убыванию тиража). На настоящий момент у нас нет никакой информации по выходу новых игроков на казанский рынок, но, на мой взгляд, Казань в плане «бесплатников» уже достаточно насыщенный город. Три больших игрока с большими тиражами для столицы Татарстана – это уже достаточно.

Артем Тюрин – главный редактор журнала «Татарстан»:

- Если у печатных СМИ падают тиражи, это означает падение интереса со стороны читателей. У нашего журнала, например, тиражи только растут, и я могу это объяснить только увеличением интереса читателей.

Федеральные СМИ менее интересны местному читателю, у которого востребован местный контент. На этом в свое время хорошо сыграл журнал «Деловой квартал»: хоть это и федеральное издание, но 98 процентов в нем – местный контент, то, что хотят читать местные жители. Все закономерно: тиражи падают, выживут сильнейшие. Что говорить о газете «Известия», которая попала сейчас в руки Габрелянова, и который хочет сделать из нее вторую газету «Жизнь»? Ничего хорошего я не предвижу.

Газета «Молодежь Татарстана» прекрасно знает свои минусы. Такой формат издания для молодежи устарел уже много лет назад. Среди местных печатных СМИ есть только нишевая конкуренция. Самая большая конкуренция, наверное, в рекламной сфере, в глянцевых изданиях, коих в последнее время выходит достаточно много. Появилось много сильных федеральных глянцевых изданий, например, «Собака», которая конкурирует с «Куражом» и «Я покупаю». Я бы не сказал, что среди газет есть конкуренция, потому что это очень смешные объемы рынка.

Среди интернет-изданий в Татарстане нет конкуренции. «БИЗНЕС Online» в лидерах, остальные отстают. У нового «РБК-Татарстан» пока мне, к сожалению, непонятен формат.

Александр Латышев – главный редактор газеты «Республика Татарстан»:

- Ситуация понятна: падение тиражей печатных изданий – явление объективное. С одной стороны, читатель уходит в сеть, но вообще на проблему надо смотреть комплексно. У каждого серьезного печатного издания есть электронная версия, и если есть падение тиража печатной версии, но растет посещаемость сайта, то где-то это сопоставимо, и баланс есть. Если же падение по обоим направлениям, то это уже говорит о качестве издания, и, соответственно, снижении интереса читателей.

Нам – одним из немногих – удается сохранять и печатный тираж, и развивать электронную версию. Подписной тираж сохраняется благодаря огромным усилиям со стороны редакции: мы выработали некий механизм и стараемся ему следовать. Мы создали рабочую группу, которая на протяжении нескольких лет регулярно ездит по районам Татарстана. В каждом номере стараемся представить как минимум десять районов: это и новостные блоки, и горячая линия.

Среди местных печатных СМИ конкуренция, конечно, присутствует. Наши конкуренты, например, – «Вечерняя Казань». Я не слышал, чтобы за последние полгода появились новые печатные СМИ

То, что федеральная пресса теряет тиражи сильнее, чем местная, можно объяснить в какой-то мере и Универсиадой. Мы более конкретно ее освещали, и у читателя больше интереса к местным изданиям. И вообще у читателей есть больше интереса к местным новостям. Кстати, у читателей пропадает интерес к желтизне, а в федеральных изданиях этого хватает.