25.jpg
 

«ЕСЛИ МОЙ БИЗНЕС РАЗОРИТСЯ, ПОЙДУ В РЕСТОРАН ШЕФ-ПОВАРОМ»

В Торгово-промышленной палате Татарстана вчера собрались люди, для которых Александр Таркаев был другом, учителем, коллегой по работе, соратником по политической борьбе…

- Я вам всем благодарна за то, что мы когда-то смеялись вместе, танцевали вместе, работали вместе… А сейчас собираемся вместе и вспоминаем Александра Никитича, – сказала его супруга, теперь вдова Ольга Таркаева.

Вел вечер Шамиль Агеев – председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ. Он предоставлял слово всем желающим – и было много воспоминаний, очень искренних и теплых. Александра Никитича сравнивали с комиссаром, который говорил не «делай, как я сказал», а «делай, как я». Говорили, что он никогда не отсиживался «в тылу», всегда был впереди («На коне!» – шутили его друзья), мог зажигать людей, поднимать на большие дела… Вспоминали и о том, что он был удивительно умным наставником, и его друзья старались, чтобы их выросшие дети поработали у Таркаева, набрались ума, как подмастерья у мастера…

IMG_0976.jpg
Александр Таркаев

Дочь Александра Никитича Екатерина Таркаева рассказал о том, что он, ко всему прочему, еще умел и любил готовить, был хорошим кулинаром:

- Он считал, что лучшие повара – мужчины. И говорил нам: «Если мой бизнес разорится, пойду в ресторан шеф-поваром или свой ресторан открою». Готовить многие блюда меня учил отец. Несколько раз было так, что под Новый год сестра Наталья сидела на работе в министерстве до ночи, мама Ольга Петровна принимала зачеты у студентов – это тоже процесс неконтролируемый. А мы готовили новогодний ужин вдвоем. И вот я начинаю готовить, а отец вечно там поправит, тут поправит… Я возмущаюсь: «Хватит уже, не говори под руку!» А он улыбается: «Я мастер, а ты подмастерье»… 

ТАРКАЕВСКАЯ ПРЕМИЯ

Султан Салимзянов – основатель одного из первых в СССР совместных предприятий, первый хозяин легендарного памятника архитектуры «Александровский пассаж», председатель совета директоров ЗАО «ТаксНет» – оператора электронной цифровой подписи и электронного документооборота – высказал неожиданную, но очень интересную идею:

- Мы каждый год собираемся, вспоминаем Александра Никитича… Но, может быть, сделаем какой-то более конкретный шаг? Что если мы скинемся и учредим премию имени Таркаева? Денег на это нужно не очень много. Все мы не на последний рубль живем, если тысяч по 100 скинемся, соберем 2 - 3 миллиона… Если «БИЗНЕС Online» поможет, бросим клич, и можно будет собрать и народные деньги. Положим все в банк, проценты накопятся. И тогда каждый год можно будет вручать премию размером в 3 - 5 тысяч долларов. Можно будет присуждать премию тоже через online-голосование… Но это все уже технические проблемы. Если это предложение вам кажется приемлемым, то мы можем учредить премию имени Александра Таркаева. Без всякого участия государства, это очень важно, чтобы премия была народной…

IMG_0978.jpg
 

Идею поддержали сразу и горячо все, кто собрался на вечер. В том числе и газета «БИЗНЕС Online».

- Созданный нами фонд и премия Таркаева, думаю, будут работать на улучшение промышленной политики страны, – заявил гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин.

А Агеев даже предположил, что премий может быть и две: «Одна ближе к гражданскому обществу, другая – к предпринимательскому сообществу»…

Конечно, тут же возникли те самые технические вопросы: кто будет предлагать кандидатов, кто будет отбирать победителя, кому все-таки присуждать премию имени Александра Таркаева?

- Нужно присуждать тому, кто исповедовал те идеалы, которые были у Александра Никитича. Например, в бизнесе. Или за решение каких-то нетривиальных медийных проблем, – сходу предложил Салимзянов, который,  надо полагать, свою идею вынашивал давно и продумал с разных сторон. Причем он считает, как сообщил «БИЗНЕС Online», что премию имени Таркаева должна присуждать не ТПП республики, не лично ее председатель. «Online-голосование надо будет проводить через сайт вашей газеты, предложив кандидатуры нескольких лидеров, – уточнил Салимзянов. – Это придаст премии еще и общественный вес». 

НЕОЖИДАННЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ПРОБЛЕМАМ ЭКОНОМИКИ

Когда друзья Таркаева стали уточнять его взгляды на экономику и политику, неожиданно вспыхнула жаркая дискуссия. Нарушив сценарий вечера воспоминаний, каждый из собравшихся начал отстаивать собственную точку зрения. Причем в какой-то момент обнаружилось, что говорят одновременно все! Тут уж известный политик и хороший оратор Марсель Шамсутдинов возвысил голос так, словно вещает с трибуны митинга… На что председатель правления «СПУРТ Банка» Евгения Даутова, не растерявшись и улыбаясь, бросила реплику:

- Голос еще никогда не был аргументом в споре!

Чуть тише, но импровизированный круглый стол продолжился. Со всех сторон слышалось:

- В авиации можно говорить о рынке только двух корпораций – Boeing и Airbus, и обе субсидируются государством, и друг на друга в ВТО жалуются: этот получил дотаций больше!

- Нам нужна промышленная политика… Но она не может быть изолированной… Современные технологии не могут развиваться в изоляции, в одной какой-то стране!

- Кто ждал Японию на американском рынке по автомобилям?.. Они растолкали локтями этот рынок…

- Если в экономике за государством нет общественного контроля, получается сплошной ВПК…

- А что в этом плохого?! Обществу нужна промышленность…

- Неправильный тезис, что рынок должен все отрегулировать! Сейчас без государственного регулирования никакая страна не работает…

- Зачем у нас разогнали госснаб и госплан? Кому мешало?!

Послушав все эти горячие споры, Ольга Петровна Таркаева тихо заметила:

- Ощущение такое, что Саша здесь, с нами…

РЕАБИЛИТАЦИЯ КАМАЗА КАК ДЛИННЫЙ РОМАН, ИНОГДА ДЕТЕКТИВНОГО ХАРАКТЕРА

Газета «БИЗНЕС Online» предлагает своим читателям фрагменты воспоминаний, которые прозвучали на вечере памяти Таркаева.

Марат Галеев – председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

- Первое время после смерти Александра Никитича иной раз было так. Думаю: надо с ним посоветоваться! И тут же вспоминаю: а его уже нет… Но мысленно он как бы с нами до сих пор. В Госсовете он занимал видное, заметное место, его слушали и левые, и правые… Его принято было считать либералом, но я его никогда не считал либералом в чистом виде. Вот здесь все говорят о его высокой порядочности. Если в таком рафинированном виде понимать либералов, то он был либерал. Потому что либерал должен быть, безусловно, человеком порядочным... Почему Таркаев пользовался уважением? Потому что он сохранял сочетание высокой порядочности. Знаю его конкретные дела, как он помогал отдельным гражданам в его избирательном округе, а это было, он решал проблемы даже отдельных людей, хотя это не главное для депутата. И он это всегда делал без рекламы, достаточно скромно, не афишируя, как и нужно это делать. Я всегда думал: если бы в парламенте иметь критическую массу таких людей, как Таркаев, всего несколько человек, то парламент был бы, конечно, еще более работоспособным. Я не смею жаловаться на свой парламент, но тем не менее там не хватает людей такого уровня, как Таркаев. У него было знание теории и знание жизни одновременно – это редчайшее качество… Потому что можно быть очень хорошим теоретиком, начитанным, но… А Таркаев в 90-х годах решал проблемы, связанные с реабилитацией КАМАЗа – это целая эпопея была, целый длинный роман, я бы сказал, иногда детективного характера… 

ЯРКИЙ, МАСШТАБНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Рашид Галямов – директор агентства интегрированных маркетинговых коммуникаций «Парадигма-консалтинг»:

- Я горжусь тем, что втянул Александра Никитича в экономическую публицистику. Он писал колонку в газете «Восточный экспресс», потом в «БИЗНЕС Online»… Не случайно сюда сегодня пришло столько журналистов – Таркаев, как эксперт высочайшего уровня и в экономике, и в политике, был очень востребован самой широкой и разной прессой. Он был для журналистов отличным партнером, всегда можно было позвонить ему и спросить мнение по любому поводу, опубликовать в газете… Это официально. А неофициально он еще подсказывал много информации, весьма любопытной, интересной…

Алексей Шикалев – заместитель генерального директора ОАО «Казанский вертолетный завод»:

- Я Сашу тоже знал достаточно давно, с основания Торгово-промышленной палаты… Это был уникальный человек. Даже с точки зрения решения глобальных вопросов… Глубоко порядочный человек, с которым всегда можно было посоветоваться. Мысль его всегда работала, он всегда был занят делом, всегда вокруг него люди крутились… Это был прекрасный человек…

Рафинат Яруллин – генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»:

- Александр Таркаев был человеком, который искал и находил новые направления в бизнесе… В Татарстане первые игрушки были Таркаева, первая хорошая пластмасса была сделана в Зеленодольске именно Таркаевым… Он всегда считал, что промышленная политика должна вести к созданию рабочих мест… В промышленных делах Таркаев был ярким, масштабным человеком… 

В НАШЕ СЛОЖНОЕ И НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ ОЧЕНЬ ЖАЛЕЕШЬ, ЧТО РЯДОМ НЕТ ТАРКАЕВА

Подробно для «БИЗНЕС Online» рассказал об Александре Никитиче Марсель Шамсутдинов – председатель татарстанского отделения «Республиканской партии России — Партии народной свободы» (РПР-ПАРНАС), управляющий группой компаний «РАЙДЭН». Он вместе с Таркаевым создавал в Татарстане отделение партии «Правое дело», у которой были большие планы:

- Уже четыре года, как с нами нет Александра Никитича Таркаева. Сейчас у нас в стране очень сложное и непростое время, и в такой ситуации его вспоминаешь особенно часто, очень жалеешь, что его нет. Именно сейчас, как никогда, он был бы нужен нашей стране и республике. С его огромным кругозором, четким аналитическим мышлением, с которым он докапывался до сути любой ситуации… С его смелыми оптимальными решениями, которые он принимал. Сейчас многие сетуют, что якобы у оппозиции нет конструктивной, четкой программы действий. Она есть! Но если бы был жив Александр Никитич, она бы звучала гораздо убедительней, была бы проработана до деталей, и уже нашла бы много сторонников не только у большинства избирателей, но и у представителей власти, куда он был вхож и где имел определенное влияние, как один из лучших экспертов республики и страны.

Вспоминаю конец 2007 года, когда «Союз правых сил» потерпел поражение на выборах в Госдуму. Настроение было мрачное, но Александр Никитич был удивительным оптимистом и заражал этим всех вокруг себя. На совещании он провел разбор полетов, анализ ошибок избирательной кампании – ее вели московские политтехнологи – и предложил план работы, сложный, непростой, но который позволял надеяться на достижение конкретных результатов.

Вот за этим, за оптимизмом, за верой в победу, основанной прежде всего на научном анализе и правильности принимаемых решений, и тянулись люди к Таркаеву. Поэтому он был лидером либерально-демократического движения в республике.

Он навсегда запомнился светлым, сильным, надежным человеком, который мог и решал любые трудности и проблемы. Говорят, незаменимых людей нет. Александр Никитич Таркаев, по-моему, доказал, что бывают исключения.

Справка

Таркаев Александр Никитич – родился 8 июля 1947 года в Казани. Окончил физический факультет Казанского государственного университета (1971).

Трудовой путь начал в 1966 году электромехаником в Казанском телецентре министерства связи СССР, в 1971 - 1973 годах работал в КГУ инженером, в 1973 - 1976 годах – аспирант КГУ, в 1976 - 1992 годах – заведующий отделом информатики и вычислительной техники КГУ.

В 1989 – исследователь в группе по моделированию экосистем в Дартмутском колледже США.

В 1992 - 2001 – заместитель генерального директора ЗАО «Форт-Диалог».

С 2001 – председатель совета директоров ОАО «Диалог-Инвест-ментс».

С 1992 – председатель административного совета ТПП РТ.

Кандидат технических наук, доцент, лауреат премии совета министров СССР в области науки и техники, награжден двумя медалями. Владел английским и французским языками.

Был депутатом Госсовета РТ двух созывов.

Был руководителем регионального отделения политической партии «Союз правых сил» в РТ, основателем и лидером партии «Правое дело» в РТ.

Скончался 20 июля 2009 года.