- Татьяна Владимировна, с чего начался ваш столь необычный бизнес?

- Как-то мой компаньон предложил: «Давай строить фонтаны». Мы занимались рекламным бизнесом, полиграфией, никто в фирме и понятия не имел, как строить фонтаны. Я спросила: «А почему не подводную лодку? Кажется, это такая же сложная штука».

- А кто ваш компаньон?

- Андрей Арсеньевич Домрачев – бывший офицер-ракетчик, человек, который может ставить сложные задачи и решать их, умеет во всем видеть суть, отсекать лишнее. Говорит по делу, без пышных, витиеватых рассуждений.

- Вас обоих не устраивало то, чем вы занимались?

- Отнюдь нет. И в рекламе есть место творчеству. Но я архитектор, и мне всегда хотелось строить, делать что-то более значимое. Постепенно мы начали заниматься ландшафтом, малыми архитектурными формами, скульптурой. Но самореализации по максимуму все же не получалось. Требовалось нечто вызывающее восторг, приносящее эстетическое удовлетворение. Я постоянно проговаривала свои творческие идеи, Андрей слушал, думал, анализировал ситуацию, рынок. Искал, чем могло бы быть это самое «нечто». В какой-то момент он уловил, что строительство фонтанов – ниша, в которой можно сказать свое, особое слово.

2003-год.-Верхняя-чаша-фонтанной-композиции-санатория-ЯН
Верхняя чаша фантанной композиции санатория «ЯН» Альметьевского района РТ, 2003 год

- По поводу сравнения фонтана с подводной лодкой… это вы серьезно?

- И там и тут присутствуют сложные технические решения, механизмы, которые облечены в красивую дизайнерскую форму. Общая особенность: техника работает в соприкосновении с водой. У фонтана под гладью воды в специальной «рубашке» спрятаны питающие насосы электрические кабели, конструктивные схемы всегда разные, со своими инженерными нюансами.

- Интересная аналогия. Но вода и электричество могут быть опасным сочетанием. В Набережных Челнах мальчик погиб из-за неисправности электрооборудования фонтана. Мы восторгаемся этими удивительными сооружениями, но могут ли они быть в полной мере безопасными?

- Современные фонтаны трудно представить без электричества, насосов. Выбора, собственно, нет. Просто нужно строго придерживаться технологии производства и техники безопасности – тогда все будет в порядке.

- Кто был вашим первым заказчиком?

- Директор Фокинского ликеро-водочного завода в Марий-Эл Александр Блюденов. Он очень хотел благоустроить территорию предприятия для рабочих, подарить им праздник, сделать что-то необычное, запоминающееся. Мы построили ему фонтан со скульптурой, с бронзовыми птицами, придумали интересное решение по ландшафту. Александру Петровичу очень понравилось. Он ходил радостный, светился. Шутил и мечтал, чтобы из фонтана полилось вино.

- Полилось?

- Не полилось, к сожалению… Но на этом фонтане мы отработали технологию: от грубой ручной работы при подготовке площадки до подбора специального оборудования, его подключения и наладки. Стало ясно, какие работы выполнять самим, а какие лучше поручить приглашенным специалистам. Но главное, создавая объект, мы поняли, что нам чрезвычайно нравится заниматься этим делом.

- А чем, собственно, интересен процесс?

- Фонтан – это всегда немного чудо. Вот он появляется, и все вокруг оживает, хотя до этого место могло быть унылым. Фонтан сразу становится центром визуального притяжения. Это произведение искусства, подлинное украшение города. Современные технические средства позволяют создавать фантастические композиционные решения. Хотите стену воды, бурлящий водопад, рассыпающийся по водной глади мелкий дождик? Все это реально сделать.

- Наверное, филигранная работа…

- Ну, конечно. Нужно, например, добиться, чтобы струи воды, разливаясь радужным веером, принимали определенную форму. Надо все очень точно рассчитать, иначе задуманный образ невозможно будет воплотить техническими средствами. Насосы должны создавать определенное давление, работать в заданном режиме и так далее. Используется сложное гидравлическое оборудование с программным обеспечением.

- Где вы черпаете художественные идеи?

- Контуры будущего фонтана подсказывает… градостроительная ситуация. Нужно искать гармонию, добиваться, чтобы фонтан вписывался в окружающую среду, «поддерживал» ее. Если это тихий сад, концепция будет одной. Оживленный проспект? Тут надо предложить что-то другое. Сад навевает покой. Возможно, здесь будут уместны мягкие, обтекаемые формы в виде чаши, с мерно переливающейся водой. На оживленном проспекте напрашивается мощная пульсация воды, брызги, струи. Хочется сказать: беру листок бумаги, набрасываю эскиз, и рождается фонтан. Но это не так. Эскиз, набросок – более поздний этап. Сначала нужно осмотреть местность, «прощупать» ее, прочувствовать. Первый шаг – архитектурный анализ. И чем более детальным он будет, тем больше шансов, попасть в десятку.

Рї-.jpg

Светодинамический фонтан. Санаторий-профилакторий «Ромашкино», д. Бухрай Заинский район РТ

«ЧАСТНИК БЕСКОНЕЧНО ДОСТАЕТ ИЗ «ПОЛОЧЕК МОЗГА» ИДЕИ. КРУПНЫЙ ЗАКАЗЧИК ТОЖЕ НЕ БЕЗ ТАРАКАНОВ В ГОЛОВЕ»

- Кто формирует портфель ваших заказов?

- Преимущественно мы работаем с крупными заказчиками уровня «Татнефти», с энергетиками, администрациями городов. С компанией «Татнефть» нас связывает давняя история сотрудничества, очень плодотворно мы поработали в Альметьевске: почти все фонтаны в городе и районе – работы нашей фирмы. Очень хорошие отношения сложились с администрациями городов и районов. Успели поработать в Казани, Булгарах, Черемшанах, Пестрецах, Нурлате, Набережных Челнах, поселке Джалиль и так далее. Фонтаны есть во всех крупных центрах республики, во многих случаях наша фирма участвовала в их строительстве. Но мы работаем и с частными лицами, с удовольствием соглашаемся, если есть интересный заказ. Обычно они просят сделать прудик, ландшафтный фонтан. Но встречались очень креативные заказчики, и получались красивые, скульптурные фонтаны.

- А с кем проще работать – с частником или крупной компанией?

- Частник обычно бесконечно достает «из полочек» мозга разные идеи. Крупный партнер тоже не без «тараканов» в голове, но его требования, как правило, конкретизированы: нет метаний, процесс идет планомерно, проектируешь и проектируешь, затем художник прорисовывает детали. А ситуация, когда заказчик сам не знает, чего хочет, больше применима к частнику. Иногда, переговоры и проектирование длятся годами, но и продукт у нас «штучный»: скульптура, фонтаны – это надолго.

- Поскольку запросы у всех разные, должна быть широкая номенклатура изделий, чтобы их удовлетворить. Какие бывают типы фонтанов?

- Начнем с определения. Фонтан – это декоративное водное устройство, состоящее из чаши, бассейна или другого водосборника, труб, подводящих воду, инженерного оборудования, необходимого для функционирования фонтана. В городе обычно строят крупные, городские фонтаны. В частных владениях – ландшафтные. Фонтаны в общественных и частных интерьерах – интерьерные. Типов великое множество: струйные фонтаны с несколькими чашами, скульптурные фонтаны, фонтаны-клоши – в виде прозрачных колпаков из водяной пелены, фонтаны-разбрызгиватели, фонтаны-невидимки, фонтаны с динамичными инсталляциями, светомузыкальные и так далее.

2012 год. Светодинамический фонтан. Республика Татарстан, Заинский район,
д. Бухарай, санаторий-профилакторий «Ромашкино»

ФОНТАН В ДЕРЕВНЕ УНИВЕРСИАДЫ МОГ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЕЕ

- Можете назвать два-три фонтана, которые вам наиболее дороги?

- В Альметьевском в парке отдыха мы спроектировали один из первых в республике светомузыкальных фонтанов. Диаметр чаши – 15 метров, высота центральной вазы – 3,5 - 4 метра, размах вазы – около 4 метров. Первоначально, проект был только светодинамическим, то есть без светомузыки. Но когда пошли его утверждать к Шафагату Тахаутдинову, ситуация неожиданно изменилась. Обсуждали разные варианты. И вдруг он говорит: «Ребята, давайте сделаем со светомузыкой. Это же здорово, пусть люди порадуются». На открытие нефтяники пригласили множество народа. И когда запустили фонтан, я вам честно скажу, люди просто кричали от восторга!

В прошлом году сдали объект в Булгаре. Фонтан сделан в виде чаши. Струи не бьют ввысь, вода плавно переливается с одного уровня на другой. Абсолютно гармоничный объект, соответствующий духу местности. В глади воды отражается мечеть.

Одна из последних работ – фонтан в деревне Универсиады с оригинальным композиционным решением. Проектирование началось в 2011 году по запросу «Татинвестгражданпроекта». По первоначальной версии, задумывался светомузыкальный фонтан с множеством контуров. Он гармонично вписался в среду. Его лаконичные, изящные формы перекликаются с окружающей застройкой. Достойно смотрятся сдержанная архитектура воды, напоминающая раскрывшийся цветок, мощный центральный столб воды то затихает, то возникает вновь, поддерживаемый шлейфами струй по периметру фонтана. Появляется ассоциация со спортивной красотой, с энергией спорта. Диаметр чаши – 15 метров.

- К Деревне Универсиады, кажется, подступались итальянцы, предлагали что-то. Получается, вы их «умыли»?

- Выбрали нас… В Деревне Универсиады можно было сделать суперсовременный арт-объект, который бы вращался, подсвечивался, сопровождался музыкой. Но нам урезали бюджет.

- Неудовлетворенность осталась?

- Немного, ведь мы могли сделать сложный современный объект, применив новые фонтанные технологии. Это типичная ситуация. Сначала мы предлагаем заказчику идеальный, но дорогостоящий вариант, потом идет упрощение, потому что начинается уменьшение бюджета. Я, когда беседую с потенциальным заказчиком, как бы показываю ему оценочную шкалу: рассказываю, что можно сделать, условно говоря, на три, пять, десять рублей. Конечно, на десять – это идеальный вариант, ведь современные фонтанные комплексы включают себя и динамику водных струй, и феерию света, и музыкальное сопровождение. Азбучная истина: фонтан – знаковое сооружение, визитная карточка.

- Так что, в итоге, получилось в Деревне Универсиады на три рубля?

- Ничего подобного, очень достойная вещь, просто концептуальное решение сделали попроще.

- Фонтан – удовольствие дорогое. Сколько стоит создать такую красоту?

- Простенький вариант обходится в сотни тысяч рублей. Но если делаем объект по полной программе – динамика, объем, скульптура, свет – это уже миллионы и миллионы.

- Пять, десять?

- Может быть дороже.

- Тридцать, сорок?

- Вполне. Это, кстати, объясняет, почему в основном приходится работать с крупными заказчиками.

IMG_3951.jpg
«Казань по уровню благоустроенности межквартальных пространств очень сильно отстает от Европы»

КАЗАНЬ ЕЩЕ ПОЙМЕТ «ПСИХОЛОГИЮ» ФОНТАНОВ

- Как бы вы оценили казанские фонтаны с точки зрения эстетических и технических достоинств? Достаточно ли их в городе?

- Мне очень нравится фонтан в Ленинском садике. Изящно выполнена скульптурная композиция Купидона. Неплохо сделана светомузыкальная система у театра имени Камала, но, на мой взгляд, там еще напрашивается декор. Есть такое понятие, как эстетическое «любование». Нужны элементы оформления, вызывающие любование, все-таки центр города. Но это чисто субъективное мнение.

- Не возникает ощущения, что скульптура Шурале там вставлена не к месту? Понятно, если бы это было где-нибудь в парке…

- Художник имеет право на собственную трактовку, создание в голове субъективной «картинки», когда формирует среду. Возможно, была сделана попытка вызвать ассоциации с соседствующим театром, со спектаклями, с определенными персонажами. Очень правильным было решение оживить фонтанами линию Булака. В целом достигнута удачная стыковка линии фонтанов Булака, светомузыкальной системы на площадке перед театром Камала и так называемым женевским, озерным, фонтаном на Кабане. Центр города заиграл новыми визуальными образами.

Безимени-1.jpg
Фонтан «Белый барс на водопаде», 2007 год

- Почему «женевским»?

- Он похож на фонтан «Джет Део» в Женеве – крупный, красивый, с мощной струей воды. Но архитектура воды, безусловно, другая.

- Достаточно ли в Казани фонтанов?

- Счет идет на десятки. На такой большой миллионный город этого, разумеется, мало. Печально, что в Казани почти не осталось исторических фонтанов – без них город эмоционально пуст. Можно было бы оформить фонтанами дамбы, получилось бы своеобразно. С другой стороны, большой трагедии не вижу, все закономерно. Сначала нужно решить насущные вопросы: построить дороги, пешеходные переходы, жилые комплексы и так далее. Как видите, Казань переживает именно такой этап большой перестройки. Потом, думаю, начнется насыщение города уютными, приятными для времяпрепровождения уголками, как в старушке Европе. По уровню благоустроенности межквартальных пространств мы очень сильно от нее отстаем. Естественно, в «уютных уголках» должны присутствовать и фонтаны. Так как они оказывают на среду, психологию человека особое влияние. Думаю, мы к этому придем. Всему свое время.

- Давайте теперь сравним фонтаны отечественные, в том числе ваши, и зарубежные. Где они получаются лучше?

- Вот вы удивились стоимости нашего отечественного хорошего фонтана. Но это просто мелочь по сравнению с тем, какие деньги в них вкладываются за рубежом. Сравните, гонорары звезд российского кино и Голливуда. Степень отличия будет примерно такой же.

- Мы не можем с ними конкурировать?

- С проектами, подкрепленными колоссальными бюджетами, безусловно, нет.

- А у вас есть такой заветный списочек лучших образцов зарубежных фонтанов, куда вы периодически заглядываете?

- Это обычная практика.

- И что в том списке?

- Фонтан «Треви» в Риме. Он построен в 1762 году, достигнуто очень гармоничное сочетание скульптуры и архитектуры воды. Там используются природные источники, ключи бьют… Один из технически сложных и больших мировых фонтанов «Белладжио» в Лас Вегасе, конструктивно построен как водное, музыкальное шоу, олицетворяет собой его идеологию… Крайне любопытен фонтан «Корона» в парке «Миллениум» в Чикаго. Там стоят две стелы с интерактивными экранами. И вот представьте: на них возникают портреты разных людей, они делают губы трубочкой и из них выстреливает вода. Фантастика! Причем это динамичный фонтан. Вот он замолкает. Потом все повторяется. Люди ходят к фонтану как на спектакль в театр. Потом фонтан «Богатство» в Сантекс-Сити в Сингапуре – огромное сооружение с удивительным сочетанием бронзы и воды, которое в китайской мифологии символизирует успех. Про фонтан «Джет Лео» в Женеве я уже говорила: очень мощный фонтан – струя воды бьет на 120 метров в высоту. Еще могу отметить «Бурж Халифа» в Дубае, который конструктивно похож на фонтан в Лас Вегасе. Интересны фонтаны-арт-объекты в Базеле.

IMG_3921.jpg
«Жить и творить по шаблону коллективу неинтересно»

НЕМЦЫ - ХОРОШИЕ МАСТЕРА, НО РОССИЯ ВСЕГДА СЛАВИЛАСЬ КУЛИБИНЫМИ

- Сколько человек работают в фирме и кто они по профессии?

- Штатных сотрудников всего-то 10 человек. Проектировать и строить фонтаны нигде не учат, специальных учебных заведений или профильных факультетов, я не знаю. В фирме работают нашедшие свое призвание люди. У них разное образование. Выделяются два направления: архитектурное и техническое. Народ собрался неординарный, который всегда готов взяться за решение фантастически сложной задачи. Недавно получили запрос из Тетюш. Идея: нужно сделать фонтан, связанный с рыбной тематикой. В Тетюшах когда-то поймали огромную белугу, и, видимо, у заказчика есть желание как-то обозначить это событие. Я озвучила идею, коллеги подумали и говорят: «Пусть наша рыбка будет движущейся, заныривающей в воду». Принципиально придумали, как это сделать, и подготовили предложение! Пришла мысль сделать арт-объект, некий спектакль на воде. Мы видели и изучили аналоги в Базеле, там аналогичные «штучки» есть. И вот так всегда: жить и творить по шаблону коллективу неинтересно.

Хотя у нас есть стационарная площадка в Казани, характер производства требует мобильности. Мы давно вышли за пределы Татарстана, объекты заказчиков разбросаны по стране. Пример – Новороссийск, где мы хотим попробовать сделать технологически сложный морской фонтан. Поскольку приходится ездить по городам и весям, отработан метод работы с приглашенными специалистами. Найти их сложно, но у нас накоплена «золотая» база данных. По контракту сотрудников набирается гораздо больше: художники, архитекторы, скульпторы, форматоры, визуализаторы, конструкторы, программисты, инженеры–программисты, специалисты по изготовлению роликов и так далее. Для работы над проектом можем пригласить мастеров из Москвы, Краснодара, Челябинска, любой другой точки России.

- Всегда трудно занять какую-то нишу. Приходилось «толкаться локтями», образно говоря, когда вы еще только начинали дело?

- Серьезной конкуренции не было. Думаю, это объясняется сложной спецификой нашего занятия. В идеале, вопросы благоустройства нужно решать комплексно: планировка, геопластика земли, ландшафтная скульптура, малые архитектурные формы, дизайн зеленых насаждений и, как акцент, фонтан. Работа длится месяцами. Чтобы заниматься ею, нужно быть немножко фанатиком. Тогда все были помешаны на купле-продаже. Редко кто брался за серьезное дело.

Ландшафтные-водопады.jpg
Ландшафтные водопады

- Как сейчас обстоит ситуация?

- Пока формировалась конкурентная среда, у фирмы появился решающий козырь – опыт. В первое время я ломала голову: что бы показать заказчику? Сейчас такой проблемы нет. Мне порой даже говорить ничего не надо – заказчик черпает информацию из профессиональной среды, где нас хорошо знают, и уже разложил для себя пасьянс. Мы пересекаемся с фирмами, которые занимаются тем же делом. Они более молоды, инициативны, но как только слышат фамилию Домрачев, обреченно машут рукой – ловить тут нечего. Молодость против опыта бессильна. Правда, не всегда. Нужно еще сказать, что рынок строительства фонтанов – специфический вид услуг, отличающийся относительно небольшим количеством заказчиков и исполнителей. Хочу повторить еще раз: серьезный запрос на фонтаны в обществе пока не сформировался. Он будет появляться постепенно, по мере роста благосостояния и качественного переосмысления вопросов городского благоустройства. В России счет фирм, занимающихся фонтанами, идет на сотни, в Татарстане – может быть, на десятки. Пока никому особенно не тесно.

- И все же. Давайте попробуем перечислить «фирменные» отличия, которые дают вам возможность бесстрашно смотреть на конкурентов. Чтобы вы выделили?

- Составляющих несколько. Это, безусловно, уникальный коллектив, опыт. Еще… Несомненно, ставка на новейшие материалы и разработки. Настоящим прорывом для нас стал переход на такой материал, как пластификатор, который дает возможность отлить любую форму. В сочетании со специальным наполнителем, например, гранитной крошкой, готовое изделие почти неотличимо от натурального камня. Вспоминаю, как когда-то приходилось обкладывать чаши фонтанов гранитом – чрезвычайно трудоемкий, утомительный процесс. Сейчас, в этом плане, проще: работаем только с несъемной архитектурно-декоративной опалубкой, что очень функционально, красиво, антивандально.

Для фонтана нужно качественное техническое оборудование. Его великолепно делают немцы. Кому-кому, а им можно доверять. В большинстве случаев, именно с немецким оборудованием мы и работаем. На отечественные изделия переходим, когда заказчик начинает экономить. Другой путь – опора на собственные разработки. Хорошие мастера немцы, но мы всегда славились кулибинами. Наша «кулибинская» штучка – особые поворотные устройства, или 3D–форсунки. Мы их применили в Нурлате, они вращаются шарнирно, то есть струя воды может направляться во все стороны, и получается настоящая водная феерия. Самый наглядный аналог – фонтан в Лас Вегасе, с множеством поворотных устройств.

IMG_3917.jpg
«У нас нет такого понятия, как план «месячных продаж», или чего-то типа производственного задания «сделать за месяц три фонтана»

ИДЕАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПО БИЗНЕСУ - ТОТ, КОГО НЕ ПОРТЯТ ДЕНЬГИ

- Где вы находите заказчиков?

- Помогает интернет, где встречаются достаточно интересные предложения. Все-таки мы живем в удивительное время! Удобно работать по стране, технологии позволяют. Можно не замыкаться на местном уровне. Что касается Татарстана, то здесь часто заказчики находят нас сами. Обращаются по рекомендации. Работает и постоянно обновляется наш сайт.

- Чем фирма занимается в межсезонье?

- Никакой «зимней спячки»! Что вы! Самое время вести переговоры, подписывать контракты, заниматься проектами и их рутинным согласованием. Кроме того, заказчики нередко перекладывают на исполнителя проблемы по обслуживанию фонтанов, так как не хватает нужных специалистов. Только законсервируешь объект, а уже грядут работы по открытию и запуску.

- Каков годовой оборот компании?

- Не могу обозначить точные суммы. У нас нет такого понятия, как план «месячных продаж», или чего-то типа производственного задания «сделать за месяц три фонтана». Заказы очень индивидуальны. Скажем, в свое время мы довольно быстро сделали интерьерные фонтаны в «Сувар–Плазе», МКДЦ. Директор МКДЦ оказался человеком умным, креативным, а где-то история тянется долго. Скажем так: наш бизнес не суперкрупный, но и не маленький.

- Каково, по-вашему, главное качество руководителя?

- Что бы не предпринимал «большой начальник», вокруг него всегда находятся люди. Если он не умеет находить к ним подход, «сыгранности» не получится, дело развалится. Важно все: компетенция, образование, связи. Но, пожалуй, важнее умение находить «умных тружеников», которые «тащат воз», расставлять их на ключевые места, подбадривать, вдохновлять.

- Не все «вращается» вокруг работы. Есть ли у вас хобби?

- Я преподаю в КГАСУ. Для многих передача знаний – это работа, я же для себя преподавание определяю именно как хобби. Мне нравится заниматься со студентами. Поскольку я хорошо знакома с реальной, практической стороной преподаваемых предметов, могу многое дать им. Замечаю, что им тоже нравится общение со мной. Теория может быть зажигательна, но практика, как очень весомый критерий истины, служит хорошим дополнением.

- Казань для вас родной город?

- Я родилась в городе Кудымкар. Это тихий городок в Пермском крае, с суровой, но величавой природой, с елками до небес. В Казань приехала учиться в КИСИ, на архитектурный факультет, да так и осталась. Город стал для меня родным.

- Традиционный вопрос от «БИЗНЕС Online». Три совета для успеха в бизнесе?

- Дело должно быть любимым, чтобы человек им «горел». Это первое обязательное условие. Второе, нужен честный и надежный партнер, которого не портят деньги. Партнер – как второе весло в лодке: можно плыть и с одним, но с двумя веселее, легче и быстрее. И третье – методичный креативный поиск и кропотливый труд. Успех приходит к тому, кто не оставляет усилий.

Визитная карточка предприятия

ООО «Компания «Фонтан Сити» – специализированная организация по проектированию и изготовление под ключ фонтанов и фонтанных комплексов. Дата основания – 1997 год. За время существования сменила несколько названий: «Фонтан Сити» – с 2012 года. Территория работы: Татарстан, Россия. Основной состав – 10 человек. Собственники: Андрей Домрачев и Татьяна Авксентьева.

Визитная карточка руководителя

Татьяна Авксентьева – директор по архитектуре и дизайну. Место рождения – город Кудымкар. Образование – КИСИ, факультет архитектуры. Хобби – преподавательская деятельность.