Гравицапа – очень тонкий прибор и требует трепетного отношения |
ВЕРТУШКА С «ГРАВИЦАПОЙ»
Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» (КАП) Магомед Закаржаев, к нему обратилась московская фирма «К-3», которую подрядили снимать церемонии открытия и закрытия Универсиады-2013. Был нужен подходящий под размещение аппаратуры вертолет и допущенный к ночным полетам экипаж. «Такой заказ поступил на наше предприятие впервые, – рассказал Закаржаев, – поэтому на тот момент у нас не было подготовленных для такой работы пилотов. Но мы буквально за неделю подготовили и допустили летчиков к ночным аэровизуальным полетам».
Телевизионщикам предложили выбрать вертолет, и они остановились на Bell-407. Во-первых, оптимальный вариант по соотношению цена/качество. Во-вторых, в него идеально «вписывается» специфическая телеаппаратура для воздушных съемок, которой набралось примерно 100 кг, а также три человека съемочной группы. К примеру, Bell-206 не устроил потому, что не все из требуемого можно разместить в салоне.
Внешнюю подвеску с аппаратурой телевизионщики в шутку называют «гравицапой» (термин из комедии «Кин-дза-дза» Георгия Данелии). «Гравицапа» – это стабилизированная платформа, к которой крепится камера, – разъяснил газете «БИЗНЕС Online» координатор вертолетной съемки Артур Бутенко. – Она нейтрализует вибрацию от вертолета… Основное решение по выбору модели вертолета как раз и принимала компания, которая предоставляет стабилизированную платформу – для нее вертолет имеет важное значение, потому что платформа крепится снаружи. А наши требования – чтобы внутри поместились минимум три человека персонала и оборудование. Когда делаем трансляцию в прямом эфире, ставим в салон радиорелейную станцию, которая передает изображение в online-режиме на приемное оборудование. Если надо что-то записывать, ставим магнитофон. Robinson для всего этого слишком маленький, а, к примеру, Bell-430 – слишком большой, а потому дорогой».
Профиль полета расписывается буквально по секундам |
«ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, НО…»
Обслуживаемый КАП Bell-407, как выяснилось, принадлежит известному татарстанскому предпринимателю – генеральному директору ЗАО «Кулон» и депутату Госсовета РТ Альберту Фахрутдинову. «Альберт Шамилович, понимая важность задачи, предоставил нам этот вертолет, – объяснил Закаржаев. – Московская фирма, конечно, платит, но ни КАП, ни хозяин вертолета не ставили целью получение большой прибыли – для нас это больше эксперимент. Полеты ночью в городе сложны из-за множества препятствий, к которым во время Универсиады добавились аэростаты, беспилотники. Надо быть предельно внимательным. И потом, такая съемка – очень большая ответственность: сорвать трансляцию ни в коем случае нельзя, ведь это событие мирового масштаба. И вы же видели, как великолепно было поставлено открытие Универсиады, надо было его достойно отснять… Конечно, определили и резервный вертолет – договорились с генеральным директором «Ак Барс Аэро» Петром Трубаевым, за что ему отдельное спасибо. Правда, в случае чего, быстро заменить одну машину другой все равно невозможно – перестановка аппаратуры занимает от 3 до 5 часов».
Фахрутдинов рассказал газете «БИЗНЕС Online», что у него не было сомнений – давать вертолет или нет: «В конце концов, мы же не какую-нибудь катастрофу отправляем его снимать, а праздник. Тем более и небесплатно. И не для того, чтобы себе рекламу сделать, просто когда изящный вертолет снимает такое красочное мероприятие, это само по себе красиво».
Гендиректор «Кулона» рассказал, что в связи с действующим во время Универсиады запретом на полеты в казанской зоне частных бортов уже три недели ездит на машине, а в обычное время ежемесячно налетывает по 210 - 250 часов: «Уверяю вас, вертолет – не роскошь. Объектов много: и сельское хозяйство, и строительство. На машине все объехать – 620 километров, 11 - 12 часов! А на вертолете – 5 - 6 часов (вместе со встречами, совещаниями). Хочется самому видеть, что происходит на стройках, а они разбросаны: Марий Эл, ТАНЕКО, Альметьевск, Лениногорск, Рыбно-Слободский, Новошешминский, Чистопольский районы. Еще в Нижний Новгород время от времени приходится летать». Фахрутдинов считает, что в республике остро не хватает вертолетных площадок со специализированными заправками: «Постоянно смотришь на прибор – хватит ли топлива? А если не дотянем? Я же не могу с собой канистры возить. Тем более бывают ситуации, когда ветер «в лоб», то есть повышенный расход».
Гендиректор «Кулона» рассказал, что сам пока пилотского свидетельства не получил – надо выбрать время и пройти курс. Bell-407 он купил примерно полгода назад, а до этого летал на Bell-206, а еще раньше – на Ми-8: «Ми-8 – прекрасный вертолет, но пока он раскрутится, всю мощь наберет… И для приземления ему обязательно специальная площадка нужна: прилетали куда-нибудь на стройку и не один круг делали, чтобы найти где приземлиться, а Bell меньше и легче, а потому садится где угодно. По цене, эксплуатации – дорогое удовольствие, но не дороже, чем Ми-8».
По словам экспертов газеты «БИЗНЕС Online», такая новая машина может стоить около $5 миллионов.
Сергей Волжанкин: «Универсиада – мероприятие ответственное, но пилот не должен волноваться, он просто должен выполнять свою работу« |
«ПИЛОТ НЕ ДОЛЖЕН ВОЛНОВАТЬСЯ»
Что касается съемок на церемонии открытия, то сначала специалисты «К-3» провели предварительные обзорные съемки, протестировали аппаратуру, выверили маршрут, нужные ракурсы, высоты – по сценарию нужно было быть в определенных точках в строго определенное время. Конечно, телевизионщики хотели снимать с как можно более низкой высоты, ниже, чем предписанные 300 м, но этому помешали ограничения для полетов над массовыми скоплениями людей, а также для ночных полетов. Профиль полета утвердила комиссия, в которую вошли функционеры Росавиации, Росаэронавигации, спецслужбы.
«У нас есть сценарий мероприятия, где по тайм-коду жестко расписаны включения с вертолета, – рассказал Бутенко. – А учитывая то, что сигнал передается по радио, надо выбрать оптимальную точку, где хороший, без «подрывов» прием сигнала и в момент включения надо подвести к ней вертолет». По отзывам телевизионщиков, во время открытия Универсиады пилоты справились со своими обязанностями без каких-либо замечаний.
В экипаже – два летчика: пилот-инструктор Азат Габдулхаев и командир отдельного звена Сергей Волжанкин – подполковник запаса, во время службы освоивший Ми-2, Ми-8, Ми-14, Ми-24, летавший по линии ООН в Анголе и Таджикистане. «Шоу было мощное. С воздуха смотрелось грандиозно! – рассказал он газете «БИЗНЕС Online». Но летчикам, конечно, было не до красот. – Ночью плохо видны препятствия, и можно что-то упустить из внимания. К тому же был не совсем удобный, попутный ветер – пришлось немного попотеть. Но самое главное – слаженные действия пилотов и съемочной группы: мы должны с полуслова понимать, чего хотят операторы. Но у нас все было отработано до мелочей. На открытии летали с промежуточной посадкой: два часа повисели, сходили на заправку и потом висели еще два. А вообще предполагается 18 - 19 часов воздушных съемок».
Было ли волнение от ответственности задания? «Пилот не должен волноваться, пилот должен выполнять свою работу», – раскрыл кое-что из летной психологии Волжанкин. «Пилоты очень хорошо себя проявили, – говорит Бутенко. – Главная их задача – взаимодействие с оператором, и в Казани они работают как одна команда. Внутри вертолета чувствуем себя уверенно, как в автомобиле».
По словам координатора, особой специфики в казанских съемках нет. Единственное – из-за присутствия президента России строжайшим образом соблюдались меры безопасности, в частности, высоты, на которых разрешено летать вертолетам.
По словам Бутенко, снимать церемонию закрытия будет проще – хронометраж меньше, два часа, и будет меньше включений с вертолета. «Но церемония открытия очень впечатлила, – отметил координатор, – мы не часто видим такие захватывающие шоу, а художник по свету отработал очень круто».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 51
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.