DSCN7521.jpg
Люди будут садиться на «Форды», поскольку они едут быстрее

«ГАЗЕЛИ» И «ПАЗИКИ» С МАРШРУТОВ УБЕРУТ

Курс, который был взят челнинскими властями на преобладание в автопарках перевозчиков автобусов большой вместимости еще несколько лет назад, начинает наконец приобретать конкретные очертания. На днях руководитель исполкома автограда Фархад Латыпов подписал постановление о проведении тендера на право осуществления пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах.

Изучив конкурсную документацию, разработанную отделом транспорта и дорожного хозяйства челнинского исполкома, можно прийти к выводу, что «Газели» и «ПАЗики» окончательно уйдут с городских маршрутов.

Дело в том, что к автобусам малой вместимости, которые можно будет заявлять для участия в тендере, его организаторы относят транспортные средства длиной от 6 до 7,5 м, а «Газель», как известно, имеет длину 5,5 метров. «ПАЗ-3204» с длиной 7,6 м тоже не подходит под определение «автобус средней вместимости», поскольку по документации конкурса они должны иметь длину от 8,5 до 10 метров.

Вообще, оцениваться перевозчики будут по 15 параметрам. Огромное значение на итоги конкурса будет оказывать в числе прочего стаж работы перевозчика на городских маршрутах, причем не обязательно челнинских. Если он превышает 10 лет, то конкурсная комиссия начислит претенденту сразу 40 баллов, если же стаж перевозчика – менее года, то заявитель получит только 5 баллов. Естественно, у участников тендера должны отсутствовать задолженности по начисленным налогам, сборам в бюджеты всех уровней.

В более выгодных условиях окажутся владельцы автобусов большой вместимости, работающих на газу. Если на маршруте, на который претендует перевозчик, планируется задействовать и автобусы большой вместимости, то ему сразу начисляются дополнительные 16 баллов. Если у него есть автобусы вместимостью от 31 до 60 пассажиров, то перевозчик сможет записать в свой актив 6 баллов за каждое транспортное средство, а если в собственности или в аренде у перевозчика только автобусы малой вместимости, то рассчитывать он может только на 4 балла за каждый автобус.

Конкурсной комиссией будут учитываться и прежние прегрешения перевозчика. Так, за каждое нарушение ПДД или совершенное по вине водителя автобуса ДТП будут отнимать 2 балла. Не остался без внимания и наносимый автобусом ущерб экологии. Так, если у перевозчика машина удовлетворяет требованиям «Евро-4», то он получит 10 баллов за каждый автобус. Если же автобус уровня «Евро-2», то только один. Но если (внимание!) в автопарке есть автобусы, работающие на газу, то такой претендент на муниципальный маршрут сразу же поощряется форой в 20 баллов. Одним словом, тенденция прослеживается весьма явная – приоритет отдается тем, кто закупил газовые «НЕФАЗы».

ивеко.jpg
К автобусам малой вместимости, которые можно будет заявлять для участия в тендере, его организаторы относят транспортные средства длиной от 6 до 7,5 метров

«МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ ЗАЯВИТЬСЯ СОВМЕСТНО С ДРУГИМИ ПЕРЕВОЗЧИКАМИ»

Еще один немаловажный факт: конкурс был объявлен практически сразу после того, как в город поступило 100 автобусов «НЕФАЗ» большой вместимости, работающих на газомоторном топливе. На их закупку из федерального и республиканского бюджетов было выделено почти 450 млн. рублей. Фактически перевозчику, приобретающему такой автобус, остается оплатить только 37% его стоимости с рассрочкой на четыре года. Понятно, что все 100 газовых автобусов за довольно короткий срок обрели новых хозяев. В настоящее время большая часть этих автобусов работает на Универсиаде, но по возвращении в Челны и после проведения вышеупомянутого конкурса наверняка появится на муниципальных и пригородных маршрутах автограда.

Самую большую партию «газовых» автобусов, а именно 39 штук, как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», приобрела компания «КамаТрансСервис». К сожалению, комментарий руководства этой компании относительно участия в предстоящем конкурсе получить не удалось, зато генеральный директор ЗАО «ПАК-Инвест» Фаргат Набиев, купивший в лизинг 20 автобусов и, к слову, работавший начальником отдела транспорта и связи исполкома Челнов в 2006 - 2009 годах, не исключил возможности участия его компании в предстоящем тендере.

– Можно попробовать заявиться совместно с другими перевозчиками, у которых есть только автобусы малой вместимости, – заявил он корреспонденту «БИЗНЕС Online», не став уточнять, на какие именно маршруты может претендовать «ПАК-Инвест».

�смагилов.jpg
Ильфат Исмагилов: "Половина автобусов работают без лицензии"

«С ГОРОДСКИХ ПЕРЕВОЗОК УЙДУТ 600 - 700 НЕЛЕГАЛОВ»

Необходимость в проведении тендера в Челнах назрела давно, подчеркнул в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» недавно назначенный начальник отдел транспорта и дорожного хозяйства исполкома автограда Ильфат Исмагилов.

– Сегодня в городе количество маршруток в два раза выше нормы, – обрисовал ситуацию Исмагилов. – Половина автобусов работают без лицензии. Причем нелегалы не только вносят элементы нездоровой конкуренции на рынок транспортных услуг, работают, не имея обязательств перед городом, но и часто нарушают правила дорожного движения, устраивая гонки между собой. После тендера нам будет легче предъявлять требования таким перевозчикам – высвободится порядка 600 - 700 автобусов (сейчас на рынке работают порядка 1300 - 1400 автобусовред.), они уже не будут иметь права работать на маршруте. У компаний, выигравших тендер, на руках будет контракт на выполнение муниципального заказа, в котором отражено и количество автобусов, и схемы маршрутов, и график перевозок. Недобросовестных перевозчиков совместно с ГИБДД, силами административно-технической инспекции будем выявлять и серьезно наказывать. За нарушение регламента муниципального контракта предусмотрен штраф до 50 тысяч рублей, – сказал Исмагилов.

Кроме того, Исмагилов сообщил в блоге мэра, что определять победителей тендера будет специально созданная комиссия, в составе которой войдут представители исполкома города, ГИБДД, транспортной инспекции и даже ФСБ. По его словам, представители правоохранительных органов нужны «для исключения коррупционной составляющей», а после тендера «работа общественного транспорта будет контролироваться строжайшим образом».

DSCN7542.jpg
Сергей Валишев: «НЕФАЗы» очень сложны в эксплуатации, для них нужен отдельный сервис

ОТМЕНЕННЫЙ ТЕНДЕР

Действительно, присутствие представителей правоохранительных органов, думается, будет не лишним, особенно если учесть результаты последнего тендера по пассажирским перевозкам, который проводился в 2010 году. Его итоги по представлению федеральной антимонопольной службы были отменены. Тогда, напомним, несколько перевозчиков не были допущены к конкурсу по формальным признакам. Они написали жалобы в УФАС и прокуратуру, и в конечном итоге Арбитражный суд принял их сторону, отменив результаты конкурса.

Таким образом, последние три года развитие транспортного сообщения в городе было практически пущено на самотек. Соответственно, не имея действующих с перевозчиками договоров, исполком и реальных рычагов влияния на них практически не имел. И в случае поступления жалоб на качество предоставляемых услуг со стороны населения мог лишь разводить руками. Итоги провалившегося тогда тендера исполком пожинал еще долго. Достаточно вспомнить, что пару лет назад возникла необходимость наладить транспортное сообщение в новые, только что отстроенные 35-й и 36-й микрорайоны, и в то время начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Айрат Зайнуллин попытался пролонгировать с одним из перевозчиков договор на обслуживание микрорайонов без объявления тендера. Но УФАС сразу же, по жалобе другого перевозчика, наложило на это решение свое вето, обвинив исполком в нарушении закона о конкуренции, и оштрафовало чиновника. Кстати, по условиям нового тендера, каких-либо новых маршрутов вводить не планируется, в новые микрорайоны будут продолжены уже имеющиеся маршруты.

Вообще, взаимоотношения перевозчиков с муниципалитетом в последние годы складывались довольно сложно. Достаточно вспомнить, что перевозчики за последние полгода пару раз выставляли исполкому ультиматум, отказываясь возить льготников из-за того, что бюджет им не компенсируют затраты на их перевозки, и даже грозили не выводить автобусы на маршруты. Понятно, что исполком подобного долго терпеть не мог. И в последнее время власти Челнов особо и не скрывали, что возвращение больших автобусов – это стратегия, отказываться от которой они не собираются.

Город даже планировал, в случае если найдутся финансы, создать муниципальное транспортное предприятие. Речь об этом как раз зашла в тот момент, когда стало известно, что автоград по федеральной программе сможет получить 100 больших «НЕФАЗов», работающих на метане. Гендиректор ООО «Электротранспорт» Рашит Шамсудинов выступил тогда с предложением о создании такого предприятия, передача которого городу также рассматривалась в то время собственником – ОАО «КАМАЗ». Однако этим планам сбыться было не суждено.

DSCN7559.jpg
Возвращение больших автобусов – это стратегия, отказываться от которой они не собираются

ЗА «ХЛЕБНЫЕ» МАРШРУТЫ БУДУТ БОРОТЬСЯ ТРИ-ЧЕТЫРЕ ПЕРЕВОЗЧИКА

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», мало верят в то, что после тендера ситуация в автограде кардинально изменится.

Сергей Валишев – собственник таксомоторной компании «5 Девяток Group»:

– Я сам в прошлом занимался пассажирскими перевозками, у меня был очень хорошо поставленный бизнес по продаже запасных частей для автобусов и по автобусным перевозкам. Но потом я понял, что властям неинтересно наводить порядок на этом рынке, и решил сменить направление деятельности. Я считаю, что бизнес в Челнах по автобусным пассажирским перевозкам поставлен на самотек. Он как-то сам по себе регулируется, что в корне неправильно. Боюсь, как бы у нас после тендера не получилось как всегда: сначала перевозчику-нарушителю дают первое предупреждение, затем – второе, а на третий раз уже меняют договор так, как выгодно перевозчику, а в жизни, в реальности ничего не меняется. Правда, в этом году все может быть намного серьезнее, потому что с приходом Исмагилова ситуация потихоньку стала меняться. Он сам в прошлом индивидуальный предприниматель, его бизнес был связан с пассажирскими перевозками, грузоперевозками, работал со спецтранспортом, строительной техникой и такси. Одним словом, практик.

Прошлый тендер показал, что в город сначала пригласили машины средней вместимости, предприниматели их закупили, но никакой поддержки со стороны городских властей не было. В итоге весь этот транспорт пораспродали. Если исполком города не перестроит свое отношение, в этом году нас ждет то же самое. Дело в том, что «НЕФАЗы» очень сложны в эксплуатации, для них нужен отдельный сервис. Это первое. Второе: у нас в городе нет диспетчерской службы, которая регулирует поток автобусов по маршрутам. Представьте, едет «НЕФАЗ», а его обгоняют «Форды» и всех пассажиров перед ним на остановках собирают. А люди будут садиться на «Форды», поскольку они едут быстрее. «НЕФАЗы» будут ходить пустыми, и их хозяева не смогут окупить свои расходы, тем более что, несмотря на использование газового топлива, у «НЕФАЗа» очень большие эксплуатационные расходы. Надо движение автобусов организовать так, чтобы перед «НЕФАЗом» никто не ехал, его никто не обгонял, чтобы на остановках народ немного собирался. Это же просторный автобус, в нем легко вмещается до 80 человек. На самом деле он удобен и комфортен для пассажиров, а главное – безопасен. К тому же я считаю, что билеты в большом автобусе должны стоить дешевле рубля на два-три, чем в маленьком, тогда наполняемость будет хорошая.

Николай Тятюшкин – председатель некоммерческого партнерства камских перевозчиков:

– Тендер, безусловно, нужен, хотя бы для того, чтобы вытеснить с рынка нелегалов. Желание руководства перевести всех на автобусы, работающие на газу, понятно, но возникает вопрос: как они будут работать? У нас уже много раз власти клич кидали: давайте перейдем на то, а теперь давайте перейдем на это. Что касается ожиданий от тендера, то есть конечно «хлебные» маршруты, за которые будут бороться три-четыре перевозчика, а так в основном, думаю, все останутся на своих лотах. Конкуренции особо сильной ведь нет, уходят люди с этого бизнеса, невыгодно стало работать. Если бы была возможность избавиться от этих «Фордов», думаю, многие с удовольствием занялись бы другим бизнесом. Цены на билеты поднимать не хотят, а расходы растут с каждым днем. Скоро будет год, как нам не платят за социальные перевозки. Даже самый крупный олигарх загнется, если ему целый год в чем-то не доплачивать. Вот скоро увидим первые итоги совместной работы с ОАО «Социальная карта». Посмотрим, что получится…