IMG_3785.jpg
Свою главную задачу я вижу так: чтобы открывалось как можно больше новых успешных бизнесов. Для меня это принципиальный момент и самый серьезный показатель. Остальные – сколько консультаций мы оказали и прочие – это производные 

БУДЕМ ПЛОТНО РАБОТАТЬ С БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНОМ

- Сколько людей уже обратились к вам в центр?

- Мы начали вести статистику только с того момента, когда ЦПП реально открылся. Мы провели три семинара для предпринимателей – в Арске, в Буинске, объясняли, какие программы поддержки работают в этом году. И оказали уже три десятка консультаций. Думаю, это только начало, поток будет очень большим…

- Как министерство планирует оценивать эффективность вашей работы?

- Центр – государственное бюджетное учреждение, и у нас есть госзадание. Составить его очень помогла Алевтина Николаевна Кудрявцева – директор центра экономических и социальных исследований при кабмине. В госзадании есть целевые параметры, например, количество оказанных консультаций. Еще мы запускаем сайт, где будет возможность дать обратные отзывы. Будем сотрудничать с татарстанским бизнес-омбудсменом. Институт уполномоченного законодательно закрепленный, очень серьезный с точки зрения влияния на госструктуры.

Вообще весь спектр вопросов, обращений предпринимателей можно разделить на две части. Первая связана с бизнесом и с деньгами, вторая – с нарушением прав госструктурами. Вот по этим обращениям мы и будем плотно работать с бизнес-омбудсменом Тимуром Нагумановым, у нас с ним заключено соответствующее соглашение. Мы хотим добиться, чтобы не было так: предприниматель обратился, ему покивали и ничего не сделали.

Например, какая есть серьезная проблема в общественных организациях? Предприниматель обращается к ним. У большинства заключены соглашения с ФАС, с прокуратурой, с МВД… Но все запросы, которые туда уходят, автоматически спускаются вниз. Вот такой замкнутый круг, ни к чему не приводящий в принципе. Ведь если бы проблему можно было решить внизу, то, наверное, как-то и решали здесь.

Если же дело касается проблемы какого-то отдельного предпринимателя… Здесь просто необходима помощь бизнес-омбудсмена. У него широкие права, и если он отправил документы, скажем, в госорган, то там обязаны рассмотреть. Если его не устроил ответ, он может пожаловаться в вышестоящую инстанцию, и здесь, на местах, могут получить хороший нагоняй.

- Вы определили для себя самого главную задачу на новом посту?

- Я ее вижу так: чтобы открывалось как можно больше новых успешных бизнесов. Для меня это принципиальный момент и самый серьезный показатель. Остальные – сколько консультаций мы оказали и прочие – это производные.

НАДО БЫЛО ОБЕСПЕЧИТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ НАШИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОТ МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ

- Какие у ЦПП штаты? С учетом, что представительств будет в пять раз меньше, чем запланировано…

- Изначально видение было такое: есть головной офис, где работают несколько человек и под 50 представительств, по одному в каждом районе республики. Получалось, что управлять такой махиной надо очень маленьким штатом.

- Но почему заложили такие штаты?

- Это в суете неожиданного перевода в конце 2012 года функций поддержки малого и среднего бизнеса из АИР в минэкономики – в департамент поддержки предпринимательства. Департамент тогда занимался тем, что заново пересматривал все гранты, все 600 с лишним заявок… И штатное расписание сделали просто по нормативам. Вдобавок на тот момент ЦПП рассматривался как структурная надстройка, где базовые моменты, например, уборка, связь, хозблок и прочее, уже решены. Поэтому нам пришлось несколько переделывать структуру. Пока еще есть и свободные вакансии.

IMG_3772.jpg
Для меня много значит эта работа. Я получил полномочия, получил поддержку, одобрение своего видения ситуации. 

- Из АИР кто-то пришел в ваш центр?

- Никого.

- А как вы набирали – отбирали людей в представительства центра?

- Мы решили пойти несколькими путями. Обнаружились три типа людей, которые хотели стать нашими представителями. Первый – это некие известные персоны, лидеры общественного мнения среди предпринимательского сообщества в каком-то районе. Второй – это работающие предприниматели. И третий – активная молодежь, которая захотела прийти в представительство на основную и постоянную работу.

Претендентов было достаточно много. И получилось так, что в представительствах будут люди всех трех типов. Посмотрим, кто из них наиболее эффективно работает с бизнесом… Я не случайно оставил за собой право менять представителей, добавлять районы, чтобы структура гибко реагировала на потребности, могла быстро перестраиваться без потери основных качественных характеристик.

- Как выбирали, где именно открывать представительства?

- Кустовой принцип – это охват большой территории через кустовой принцип. Например, на первом этапе представительство в Зеленодольском районе не нужно, оттуда очень просто доехать до Казани. Гораздо проще, чем, скажем, из Актаныша. Создавая кустовую систему, мы еще учитывали вот какой аспект: надо обеспечить независимость наших представителей от местных властей. И если у нас есть человек в Нижнекамске, то он еще занимается и соседними районами. И в чистом виде – он представитель по району Нижнекамск. То же самое с представителем ЦПП в Чистополе, за ним закреплены несколько северных районов республики.

Впрочем, закреплены, я бы сказал, формально. Потому что если предприниматель из Актаныша захочет приехать к нам в центр в Казань – нет проблем. Здесь его примут, проконсультируют. В любую точку, куда хочешь, можешь ехать.

Я ПРИНЦИПИАЛЬНО ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ, ЧТО НЕ БУДУ РУШИТЬ ЭТОТ РЫНОК

- Какой бюджет у центра?

- Он был определен постановлением о его создании – 10 миллионов.

- Это немного… А какая средняя зарплата у представителей ЦПП?

- Пока не очень большая. Но мы по приказу МЭРТ РФ можем и обязаны зарабатывать. Однако я принципиально против того, чтобы зарабатывать на темах, которые хоть как-то связаны с грантами.

- На чем тогда зарабатывать?

- Хороший вопрос. Есть, казалось бы, очевидные варианты. Например, оказание юридических, бухгалтерских услуг, написание бизнес-планов и прочее. Но для меня это вопросы второго плана. Мы могли бы хорошо заработать на создании бизнес-планов для предпринимателей, участвующих в различных конкурсах на господдержку. Причем поставили бы цены ниже, чем у всех. Мы можем себе это позволить, потому что в коммерческих структурах специально нанимают людей под проект, а у нас уже есть бюджет и зарплата. Но я принципиально принял решение, что не буду рушить этот рынок, не буду демпинговать. Зачем? Рынок должен развиваться естественно. А центр должен, прежде всего, помогать предпринимателям, а не зарабатывать на них деньги. У нас хороший ресурс, хорошие возможности, и когда мы поймем, как будем зарабатывать – то это будет дополнительный плюс для предпринимателей. Благодаря нам предприниматель должен зарабатывать еще больше. Это основной принцип работы центра.

УЖЕ ВЫРИСОВЫВАЕТСЯ ИНТЕРЕСНАЯ КАРТИНА

- Какие направления вы планируете развивать дальше?

- И министр экономики Мидхат Шагиахметов, и замминистра экономики Рустем Сибгатуллин поручили мне заняться поиском инвестиционных ниш в Татарстане. Это тема суперактуальная! На выходе должна получится «карта» – где татарстанский бизнес может зарабатывать деньги.

IMG_3770.jpg
 «У нас около 55 процентов госзаказа поступает в республику извне. Надо это проанализировать. Есть у меня большие подозрения, что процентов 15 мы сможем закрыть благодаря татарстанскому бизнесу…»

- А разве это ваша тема?

- Почему нет? Нашему центру со всех сторон этим интересно и выгодно заниматься. У нас есть штат аналитиков, который может проработать эту тему, в принципе, там ничего сверхсложного нет. В этом плане я вижу задачу так: у нас уже есть очень много информации. В структурах различных министерств и ведомств скапливается масса интересной информации! Просто собрать ее и соединить – уже вырисовывается интересная картина. Мы сейчас этим занимаемся. Мы сформируем весь этот потенциал, который есть в республике, сформируем реальность, начиная с того, какие площадки есть, какие условия подключения. Надеемся получить от предпринимателей обратную связь – где, на самом-то деле, проблемы, почему. И на первых порах хотя бы в ручном режиме решить эти проблемы. 

С помощью Якова Вениаминовича (Геллера – директора агентства по госзаказу РТ – прим. авт.) выделим темы, по которым предприниматели могут участвовать в госзаказе. У нас около 55 процентов госзаказа поступает в  республику извне. Надо это проанализировать. Есть у меня большие подозрения, что процентов 15 мы сможем закрыть благодаря татарстанскому бизнесу…

ФАКТИЧЕСКИ ЭТО ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

- Вы говорили про франчайзинг…

- Возьмем «Лизинг-грант» – хорошая программа. Но я уже говорил, что с нуля открывать производство, на что нацелена эта программа, очень трудно. И когда человек с помощью гранта начинает бизнес, он часто что-то не дорассчитывает. Вроде, неплохо начал, но потом закрылся. Мы проанализировали, почему это происходит, чтобы сделать такую программу, где больше гарантий на успех.

- То есть это франчайзинг?

- Это когда вы не просто сами, из своей головы составляете бизнес-план, а берете готовый, проверенный, испытанный… Что такое реальная, хорошая франшиза? Это пакет документов, который, наверное, раза в два-три потолще, чем нормальный бизнес-план. Там начинается все от того, где поставить точку, какая должна быть проходимость… То есть фактически это пошаговая инструкция. Вот мы и собираемся запустить программу, чтобы предпринимателям писали такие инструкции. Чтобы он не просто открывал свой бизнес, не очень понимая основных организационных моментов или сталкиваясь с ними в процессе открытия бизнеса. Когда деньги уже вложены, а времени подумать уже нет.

- Но ведь в интернете набрал в поисковой строке «франшиза» и легко найдешь подобные пошаговые инструкции…

- Проблема в том, что в сети около 75 - 80 процентов всех франшиз – это пустышки. Просто красиво написанные бумажки, которые к реальности не имеют вообще никакого отношения. А мы хотим подключать к работе реальные, действующие компании.

- То есть вы собираетесь обращаться к тем бизнесам, у которых хорошо идут дела, и предлагать им писать франшизы?

- Не обращаться – они пусть сами обращаются. А мы будем отбирать. Выработаем определенный стандарт. Главное требование к изготовителю франшизы – в течение полугода он должен продать хотя бы одну франшизу. Предприниматель сможет обратиться в организацию, которая делает франшизы. Причем мы профинансируем какую-то часть затрат предпринимателю, который потратился на изготовление этого пакета. Максимальная компенсация будет первым обратившимся – 85 процентов. Но если этот изготовитель франшизы в течение полугода не продаст хотя бы одну франшизу, он должен будет возвратить деньги предпринимателю в полном объеме, а предприниматель возвратит нам субсидию.

- Кто будет для вашего центра писать такую программу?

- Думаю, я смогу написать ее сам. Для меня это очень важная работа, поэтому все напишу лично. Надеюсь, где-то через месяц мы уже запустим программу по франчайзингу. На самом деле объем там маленький. Федеральный центр и республика выделили под мою ответственность на эту тему, как я называю, «на попробовать», порядка 8 миллионов.

Есть и вторая часть этой программы, она касается уже франчайзи. Что здесь интересно – у Сбербанка есть программа по франшизам. Там франшиза примерно до 3 миллионов рублей, но не более 75 процентов. То есть 25 процентов человек сам должен найти. И в идеале – не знаю, правда, получится или нет – мы бы хотели эту программу дополнить. Обычно предпринимателю сложно сразу найти 25 процентов на покупку франшизы, причем франшизы под ключ, то есть по сути готового бизнеса. Скажем, стоит франшиза 4 миллиона, 3 дает Сбербанк… Мы хотим помочь предпринимателю найти нужные 25 процентов и открыть свое дело.

IMG_3777.jpg
 «Давайте все вместе строить то, о чем мы потом с гордостью расскажем нашим детям. Обещаю, что проработаю каждое конструктивное предложение, которое придет от любого, кому небезразличен малый бизнес в республике»

- Вы будете учитывать, нужны ли такие предприятия Татарстану?

- Главное – мы будем смотреть, хочет ли человек этим заниматься. Пусть он это докажет! Пусть объяснит, как и что намерен делать, почему уверен в успехе…

МОШЕННИКОВ ВЫЧИСЛИМ В ДВА СЧЕТА

- Вы будете контролировать, как используются выданные гранты?

- У нашего центра нет таких полномочий. И задача перед нами была поставлена другая: сделать так, чтобы заявки на «Лизинг-грант» были качественными, установить такие критерии, чтобы отсекались мошенники… В этом году выстроили систему, разработали новое положение о грантах, которое, я надеюсь, практически процентов 90 мошенников  отсечет. Но если уж кто-то решит рискнуть – вычислим в два счета.

- К слову, о деньгах – федералы вам тоже выделяют средства?

- Та же программа по франчайзингу идет и на федеральные деньги, и на республиканские, по схеме 60х40. Кроме того, единственный механизм финансирования уполномоченного по защите прав предпринимателей действует только через нас. Казалось бы, серьезная федеральная структура, на нее должны отдельно деньги выделяться, но нет, прописали, что только через нас. Мы постарались вытащить определенное финансирование для оплаты своеобразного аутсорсинга – юридических организаций, которые бизнес-омбудсмен будет нанимать.

Я СЕБЕ ЗВЕЗДОЧКИ НЕ СТАВЛЮ, СКОЛЬКО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПОДДЕРЖАЛ

- Артем, вы продолжаете работать в «ОПОРЕ России»?

- Я сопредседатель татарстанского регионального отделения «ОПОРЫ». Я там уже 7 лет. Получается, что в этой организации самый активный регион – наш Татарстан. Не случайно и первый вице-президент «ОПОРЫ» Павел Сигал, вице-президент Азат Газизов из нашей республики. Сразу двое… Мы помогали и помогаем предпринимателям из многих районов отстоять свои права. Это и в Черемшанском районе, и в Аксубаевском, и в Челнах, и в Казани… Огромное количество консультаций провели. Многим помогли бизнесы открыть. Кому-то вовремя подсказали, как диверсифицироваться. Конечно, я себе звездочки не ставлю, сколько предпринимателей поддержал, но определенное удовлетворение от проделанной работы есть… 

Знаете, немногие люди получают шанс – когда тебе как бы говорят: «Окей, ты видишь проблемы в твоей сфере, ты не доволен ситуацией. Ну так держи инструмент. Иди, исправляй!» Я считаю, что получил свой. Для меня много значит эта работа. Я получил полномочия, получил поддержку, одобрение своего видения ситуации. Думаю, сначала я буду изучать причинно-следственные связи процессов, негативно влияющих на предпринимательство в Татарстане. Срываться в кавалеристскую атаку – не мой принцип. Большие системы меняются постепенно – от постоянной и планомерной работы. А от ударов они либо рушатся, либо ломаются кулаки, которые их бьют. Причем оба варианта в конечном итоге скажутся негативно на всех.

Есть понимание и результаты по развитию молодежного бизнеса. Есть много наработок и мыслей, которые теперь можно попробовать в реальности, а не только в мечтах общественника. Время покажет, справлюсь или нет в этой стезе. Понимаю уже, что будет критика и заранее благодарен всем, кто укажет мне на мои промахи. У меня есть страница на Facebook. Есть почта – anymale@yandex.ru. Я всегда открыт для позитивного общения. И призываю каждого жителя республики вне зависимости от положения, достатка и прочего давайте не будем надеяться только на меня, министра, президента. Давайте все вместе строить то, о чем мы потом с гордостью расскажем нашим детям. Обещаю, что проработаю каждое конструктивное предложение, которое придет от любого, кому небезразличен малый бизнес в республике.  

Читайте также: 

Артем Наумов: «Если в заявке на грант наивно написано: «Хочу денег!» – мы не имеем права отказать». Часть 1-я