КОМУ НА РУКУ ПОВЫШЕНИЕ АКЦИЗОВ?

Согласно опубликованному на днях годовому отчету, выручка ОАО «Булгарпиво» выросла на 32,8% – с 698,5 млн. рублей по итогам 2011 года до 927,7 млн. рублей по итогам 2012 года.

1.jpg

Выручка и себестоимость ОАО «Булгарпиво», млн. рублей

Отметим, что ОАО «Булгарпиво» чувствовало себя лучше в сравнении со многими крупными игроками.

События предыдущих периодов – кризис 2008 - 2009 годов, трехкратное увеличение ставки акциза в 2010 году, а также последующий ежегодный рост ставки акциза в 11 - 20% – привели к следующим тенденциям на рынке пива России.

Первая – сужение рынка. По данным Росстата, объем производства пива в 2012 году составил 974 млн. дал, что ниже на 2,1% к уровню прошлого года.

Вторая тенденция – снижение доли пяти крупнейших производителя пива в России до 81 - 83% (по разным источникам) по итогам 2012 года.

Транснациональные компании теряют интерес к развитию размещенных на территории страны пивных активов, происходит перераспределение маркетинговых и инвестиционных бюджетов компаний в сторону более динамично растущих и высокоприбыльных пивных рынков стран Азии, Южной Америки.

Лидеры пивного рынка для снижения издержек, удержания рыночной доли, повышения лояльности покупателей в течение 2012 года проводили различные мероприятия: от закрытия своих заводов (в августе 2012 года закрыт пивоваренный завод «САН ИнБев» в городе Курск), оптимизации персонала и логистических затрат до увеличения маркетинговых вложений в свою продукцию перед наступлением запретов, ограничивающих реализацию пива с июля 2012 года и 1 января 2013 года.

Уменьшение доли крупных игроков на пивном рынке, снижение доходности от бизнеса в России позволяет малому и среднему региональному производителю расширить свои рынки сбыта, получить возможность для более динамичного развития.

ОАО «Булгарпиво», как известно, – второй по объемам производимой продукции пивоваренный завод Татарстана после «Красного востока».

СТОИМОСТЬ ОПЕРЕДИЛА НАТУРАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ

Общий выпуск товарной продукции «Булгарпиво» в стоимостном выражении вырос на 30,8%. Основной сегмент – пиво – показал темп прироста 27,4%. Самый существенный прирост в стоимостном выражении (на 61,6%) продемонстрировал сегмент кваса.

2.jpg

Стоимостная структура выпуска товарной продукции ОАО «Булгарпиво»

3.jpg

Диаграмма стоимостной структуры выручки ОАО «Булагрпиво» в 2012 году, %

Заметим, что в натуральных величинах темп прироста выпуска оказался слабее стоимостного. Это говорит о росте средних цен, самом существенном положительном разрыве показателей в сегменте пива. Причина в первую очередь в планомерном росте акцизов в 2012 году. Тем временем по сегменту питьевой воды средние цены наоборот снизились. Так, в натуральном выражении производство воды выросло на 83,6%, что стало самым сильным показателем среди всех секторов. А вот в стоимостном выражении выпуск питьевой воды занял только второе место с темпом прироста 61,1%.

4.jpg

Натуральная структура выпуска товарной продукции ОАО «Булгарпиво»

5.jpg

Диаграмма натуральной структуры выручки ОАО «Булагрпиво» в 2012 году, %

ПЕРЕОЦЕНИЛИ ТАРУ НА 158 МИЛЛИОНОВ

Однако существенно увеличились прочие расходы: в 4,2 раза – с 48,83 млн. рублей в 2011 году до 203,95 млн. рублей в 2012 году.

Любопытный момент: прочие расходы были расписаны по детализирующим статьям, и сумма всех статей в 2011 году, как и положено, совпадала с суммой средств, направленных на прочие расходы (48,83 млн. рублей). А в 2012 году сумма всех уточняющих статей составила всего 45,77 млн. рублей. То есть из расшифровки формы №2 неясно, куда же были направлены еще 158,2 млн. рублей и что именно вызвало бурный рост прочих расходов. Хотя в годовом отчете компании в качестве причины увеличения указывается переоценка залоговой тары.

6.jpg

Расшифровка прочих расходов ОАО «Булгарпиво», тыс. рублей

ИЗ ПРИБЫЛИ – В УБЫТОК

Подчеркнем, что операционная прибыль компании выросла на 42,5% до 144,2 млн. рублей за 2012 год.

Для обслуживания возросшего оборота компании понадобились дополнительные средства, что привело к увеличению объема кредитного портфеля компании на 41,4% – с 213,4 млн. рублей по итогам 2011 года до 301,8 млн. рублей по итогам 2012 года. Поскольку львиная доля приходится на длинные деньги, дополнительные расходы по процентным платежам составили всего 2,4 млн. рублей.

7.jpg

Кредитный портфель ОАО «Булгарпиво», млн. рублей

Под давлением прочих расходов, а также возросших процентных платежей итоговый результат оказался гораздо слабее в сравнении с 2011 годом.

Чистая прибыль компании в раземере 98,6 млн. рублей по итогам 2011 года сменилась убытком в размере 65,6 млн. рублей по итогам 2012 года.

8.jpg

Чистая прибыль/убыток ОАО «Булгарпиво», млн. рублей

9.jpg