Завтра в Казани на площади перед театром им. Камала президент РТ Рустам Минниханов и председатель совета директоров «Европейской Медиа Группы», президент холдинговой компании «Сибирский деловой союз» Михаил Федяев запустят вещание радиостанции «Радио Спорт» в Казани. Запуск предполагает открытие интерактивной студии прямо на площади. Частота «Радио Спорт» (91,9 FM) – это первая из новых 37 частот, на которых будет запущена общенациональная сеть спортивного радиовещания. Конкурс на право осуществления вещания состоялся в конце прошлого года.

Запуск радиостанции, которая, кстати, стала информационным партнером сборной России на Универсиаде-2013 в Казани, состоится и в Набережных Челнах, однако чуть позже, к декабрю этого года.

Отметим, что Федяев неоднократно попадал в списки самых богатых людей журнала Forbes. Так, в списке 200 самых богатых бизнесменов России журнала Forbes в этом году находится на 92-м месте с состоянием $1,2 миллиардов. А в 2012 году Федяев вошел в мировой список миллиардеров журнала – на 1153-е место в мире (всего – 1226).

Инвестиции на весь проект по России – более миллиарда рублей, однако отдельно по Казани цифры не озвучиваются. Срок окупаемости также не называется.

НОВОСТИ ПОДГОТОВИТ «ТАТМЕДИА»

В пресс-службе «Радио Спорт» рассказали «БИЗНЕС Online» некоторые подробности запуска радиостанции в Казани. Как объяснила собеседница издания, данный проект реализуется в рамках госполитики в области популяризации спорта. Поручение по созданию радиостанции было дано президентом РФ, и, соответственно, в ноябре прошлого года состоялся конкурс, где был выбран пул частот из 37 городов. На сегодня вещают радиостанции в 7 городах, и Казань станет 8-м городом. По словам нашей собеседницы, из всех стартов по России Казань будет самым ярким. Уже к Олимпиаде (в Сочи в 2014 году) в декабре будут полноценно вещать все 45 городов. Потенциальный охват аудитории – около 40 млн. человек.

«Наша радиостанция – это единственная спортивная радиостанция в России федерального масштаба, которая вещает 24 часа в сутки только о спорте. Формат – talk news sport без музыки. Вещается все, что касается спорта и околоспортивных тем, затрагивается и экономическая составляющая, и взаимоотношения с различными организациями, мы приглашаем в студию гостей, – рассказали в пресс-службе. – Данный проект социально-значимый, поэтому и есть такая поддержка со стороны госструктур. В попечительский совет «Радио Спорт» входят Виталий Мутко, Александр Жуков, Марат Сафин, Николай Валуев и многие другие».

Региональный партнер «Радио Спорт» – компания ОАО «Татмедиа». Работа начнется с локализации в масштабе местных блоков новостей, а дальше будут обговариваться вопросы по созданию собственных программ. Также, если в Казани проходят какие-то серьезные матчи и спортивные соревнования, московская редакция будет присылать своих корреспондентов и делать прямой эфир. Пока, в основном, в Казани будет формат местных новостных блоков каждые полчаса. Подготовкой местных новостей также будет заниматься компания «Татмедиа».

«Сейчас мы уже серьезно начинаем работу на Олимпиаду. На днях состоялся первый эфир с Виталием Мутко – прямой эфир, вопросы, работа со слушателями. С ним раз в месяц у нас будет выходить часовая программа. Также у нас будет выходить программа, посвященная подготовке олимпийских чемпионов. Одну из программ ведет Николай Валуев. Программы вообще ведут самые разные люди: и профессиональные журналисты, и спортсмены, и общественно-политические деятели, которые связаны со спортом. Отдельную программу ведет боксер Виталий Качановский», – сообщили в пресс-службе «Радио Спорт».

2.jpg

«ПОГОВОРИТЬ О СПОРТЕ – ЭТО КАК ПОГОВОРИТЬ О ПОГОДЕ»

Отметим, что радио в Казани, как и во всех остальных городах, должно было открыться в декабре, но в связи с тем, что Универсиаде уделяется очень много внимания, радио в Казани было открыто в невероятно сжатые сроки, учитывая, сколько времени занимает оформление документов, вся подготовительная работа.

По словам собеседницы нашей газеты, на период Универсиады в Казани будет другая сетка вещания – три часа эфира в сутки будут идти из Казани и посвящены именно Универсиаде. На федеральный эфир будут включаться отдельные блоки. Будут и прямые трансляции с матчей, и гости в студии. С 5 по 17 июля в Казани будет работать специальная студия, которая установлена на площади перед театром им. Камала. Ведущие будут сидеть на площади в большой стеклянной студии, и люди смогут видеть, как производится продукт, который они потом слышат в эфире. Также после вещания будут организованы экскурсии для желающих: они смогут зайти в студию, посмотреть, как она работает, записать пожелание нашей сборной. Около студии будет организована активность: будут работать интерактивные площадки, где можно будет помериться силой в армрестлинге, покидать мяч в баскетбольное кольцо, будет борьба сумо в надувных костюмах, будет работать детская площадка.

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР С ВАЛУЕВЫМ

Также будет проводиться конкурс вроде «Народного репортера», точное название пока в процесс утверждения. Суть в том, что непрофессиональные журналисты будут рассказывать о спортивных событиях, которые прошли на Универсиаде.

«Три дня после открытия у нас будет работать уникальная студия по технологии дополненной реальности. Будет установлен специальный шатер, в котором есть экран. Человек подходит, видит себя в экране, и тут к нему выходит спортсмен, например, Николай Валуев, Наталья Рагозина или Марат Сафин. И создается ощущение, что спортсмен действительно присутствует здесь, – рассказала наша собеседница. – Экран делает скриншоты, и если человек фотографируется со специальным QR-кодом, то позднее может ввести его в соцсетях, и получить фотографии в свой аккаунт в «ВКонтакте» и Facebook. Фотографии ничем не отличаются от реальных за счет освещения и данной технологии».

Что касается рекламодателей, то как и на любой радиостанции есть федеральные, которые выходят в федеральных блоках и которые ищутся в Москве. Также каждый из региональных партнеров передает рекламу на своем уровне в рамках согласованных окон во время эфира.

САЛАВАТ НА ПАРУ С БИЛАНОМ

Рассказали в пресс-службе и о первом дне вещания радиостанции в Казани. Начнется все с запуска интерактивных площадок. Помимо силовых состязаний будут также выступления роллеров, джамперов, скейтеров, пройдет вело-триал-шоу с чемпионом. Кроме этого, выступят звезды: певец Салават, Юлия Савичева и Дима Билан. Изюминкой шоу будет флеш-моб – зарядка с чемпионом, которую проведут Наталья Рагозина, Алексей Немов и Любовь Андрианова, в которой смогут поучаствовать все желающие.

Затем мероприятие посетит президент Татарстана Минниханов, который с собственником – председателем совета директоров «Европейской Медиа Группы» и президентом холдинговой компании «Сибирский деловой союз» Федяевым – запустит станцию и нажмет на кнопку. В этот момент и заработает эфир. Они же будут у нас в студии гостями прямого эфира.

Также в эфир выйдут спортсмены. «Они действительно рады появлению этой радиостанции. Если мы посмотрим на Европу, Америку, там очень много спортивных радиостанций, и все они входят в общий Топ-10. В России же большое количество спортсменов, видов спорта, и до сих пор не было ни одной спортивной радиостанции. Как правило, основные виды спорта, которые у нас освещаются, – это футбол и хоккей, а, например, гребле, боксу уделяется, на наш взгляд, недостаточное количество внимания», – сообщила наша собеседница из пресс-службы.

«Как показывает практика, пока не мы задаем моду, а следуем примерам с Запада, Америки, и там это все больше набирает обороты. Понятно, что менталитет изначально разный, разная и степень заинтересованности в спорте. Все большую популярность приобретают спортивные радиостанции, каналы, журналы, сайты. Если мы обратимся к спортивным сайтам, то их посещаемость постоянно растет, – поделились в пресс-службе мнением о спортивной журналистике в стране. – Сегодня, на мой взгляд, становится модным разбираться в спорте. Если мы посмотрим на видных политических, общественных деятелей, бизнесменов, то для них поговорить о спорте – это как поговорить о погоде. Мы хотим как раз помочь разбираться в спорте, чтобы радиостанция была ориентирована не только на узкоспециализированных болельщиков, которые глубоко разбираются в спорте, но и на тех, кто просто им интересуется. Думаю, все, что связано со спортом, набирает обороты: и журналистика, и средства массовой информации, посвященные спорту. Все, что связано со спортом, будет иметь очень хорошие перспективы и успех».

«ВСЕ ХОТЯТ СОЗДАТЬ ИНДУСТРИЮ»

Газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам оценить перспективы нового медиапродукта на рынке Казани, а также состояние рынка спортивной журналистики.

Вячеслав Долгополов – генеральный директор ООО «Информационные системы» («БИМ-радио»):

- Успех данной радиостанции зависит от финансирования. Если поддерживает государство, то радиостанция пойдет. Весь вопрос в монетизации, если бы она была простой, то какой-нибудь частный инвестор уже давно создал бы подобную радиостанцию.

Вообще в России аудитории для такой радиостанции нет. Видимо, создаются радиостанции, финансируются телеканалы, потому что есть желание создать спортивный рынок. Если посмотреть на Америку, ее спортивный рынок, то увидим, кто может быть аудиторией и в Казани. Все зависит от вида спорта. В Америке есть и рынок рекламодателей. Кроме этого, люди там ходят на соревнования, платят за это деньги, а у нас нужно время, чтобы раскачаться, еще лет 20 - 30. Видимо, любовь к спорту нужно прививать еще со школы. Нужно прививать азарт со школы, а потом его монетизировать.

Рекламодателями данной радиостанции, наверное, могут быть какие-либо госструктуры. «Татмедиа» выступило гарантом того, что станция здесь открывается. Без этой компании так ничего бы и не открылось.

В Казани есть спортивные газеты, сайты, спортивный телеканал ITV, но эффективность данных СМИ не совсем ясна. Я считаю, что спортивный телеканал может себе позволить только Москва. То же «Радио Спорт» федеральный проект. Все хотят повторить модель Америки, создать индустрию, и, возможно, у кого-то это получится, но не сразу.

Алмаз Миргаязов – директор «Татар радиосы»:

- Начнем с того, что спортивные радио, телевидение и другие СМИ как никогда кстати появляются в рамках того ажиотажа, который создан Универсиадой. В связи с этим появление радиостанции со спортивным форматом оправдано. Как будет вести себя эта радиостанция после Универсиады, никто не знает, потому что спортивных радиостанций по стране не так много. Это дает повод говорить о том, что спортивные радиоканалы, скорее всего, не столь рентабельны. Вообще рентабельность зависит от формата и действий менеджмента.

У любой радиостанции, какая бы ни открылась, будет аудитория: 2 человека, 20 или 2 миллиона. После проведения Универсиады в Казани останется очень большой парк спортзаведений, дворцов. Наверное, они могут стать потенциальными рекламодателями. Рекламодателями также могут быть спортивные магазины.

Наверное, радиостанция должна быть ориентирована на тех, кто ведет здоровый образ жизни, а таких в Казани немало. Во-вторых, это фанаты.

К сожалению, не могу назвать в Казани ни одно успешное спортивное СМИ. Успешное СМИ для меня – это самодостаточное, и которое 70 - 80 процентов своих денег зарабатывает на рекламе, коммерции. Таких примеров я не знаю. Есть несколько изданий на татарском и русском языках о спорте, но они поддерживаются либо государством, либо какими-либо фондами. Возможно, рынок сдвинется с появлением радиостанций. В Казани есть спортивный канал ITV, но не думаю, что он обладает большой аудиторией. Рекламы на нем я не наблюдаю, хотя свои фанаты у него, наверное, есть.

ПРАВИЛЬНАЯ МОНЕТИЗАЦИЯ

Екатерина Воронцова – исполнительный директор радиостанции DFM, Казань, 104,7:

- За успехом любой компании обычно стоит целый коллектив, потому что именно они являются генераторами идей, локомотивами, которые ведут за собой. По сути, у радиостанции «Спорт» есть четкое позиционирование и целевая аудитория, это поможет им занять прочное место на казанском радиорынке. При правильной монетизации аудитории радиостанция вполне может быть успешна.

Радио – высокоэффективный рекламный носитель. Ни одно другое СМИ не может конкурировать с нами ни по живучести, ни по оперативности, ни по близости к интересам клиента.

Также популярность радиостанции будет обусловлена тем, что в нашей республике спорт находится не на последнем месте: открываются новые спортивные объекты, проводятся крупные международные чемпионаты, и пройдет самое громкое событие 2013 года Универсиада.

Ирина Волынец – генеральный директор рекламной группы President:

- Рынок местных спортивных СМИ представлен нешироко. Насколько я знаю, в Казани читают федеральный «Советский спорт», смотрят федеральные спортканалы. Из местных печатных изданий, например, на ум ни одно не приходит.

У «Радио Спорт», по-моему, в Казани хорошие перспективы. Что касается рекламы, то на этом рынке пока еще продолжается стагнация, по сравнению с периодом развития экономики до 2008 года. Я не думаю, что спортивная радиостанция будет собирать огромные средства на рекламе. Все-таки это очень узкая, специфичная ниша, рассчитанная преимущественно на мужскую аудиторию. Характер рекламных сообщений также будет специфичным, и благодаря этому рекламные бюджеты будут использованы точно и эффективно.

Вообще, радио – сложный бизнес, трудозатратный и малоприбыльный. Никаких гарантий, что все будет хорошо быстро, нет. В связи с этим решение о сотрудничестве с «Татмедиа» было правильным, так как у компании есть достаточно ресурсов. Правда, при сотрудничестве с госструктурой есть и свои минусы: не всегда государство является хорошим управленцем.

Справка

«Радио Спорт» начало вещание в июне 2006 года, с 2012 года входит в состав «Европейской медиагруппы» крупнейшего негосударственного российского радиовещательного холдинга, который включает в себя радиостанции: «Европа Плюс», «Ретро FM», «Радио 7», «Кекс FM», «Радио Рекорд» (Москва).

В настоящий момент «Радио Спорт» вещает в 7 городах РФ: Москва, Владимир, Карачаевск, Липецк, Ставрополь, Тамбов, Челябинск.

«Европейская медиагруппа» – крупнейший негосударственный российский радиовещательный холдинг (по данным TNS). Станции форматов ЕМГ вещают более чем в 2 тыс. городов России, Казахстана, Беларуси, Киргизии, Латвии, Молдавии, ОАЭ и Украины.