На сайтах сразу двух прокуратур – генеральной и татарстанской – вчера появилась информация о том, что главный государственный инспектор труда в РТ Рушания Ширинская, которая аж с 1995 года возглавляла региональную государственную инспекцию труда, ушла в отставку. Уволились также начальник отдела бухгалтерии инспекции Резеда Насырова и трое специалистов этого же отдела. Кроме того, к дисциплинарной ответственности были привлечены еще 8 должностных лиц Государственной инспекции труда в Республике Татарстан.

Оргвыводы последовали после завершения прокурорской проверки, которая выявила факты укрывательства сотрудниками инспекции от учета и расследования несчастных случаев, случаи нерассмотрения обращений трудящихся, а также нарушения в работе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве. Кроме того, как говорится в сообщении прокуратуры, в самой инспекции грубо нарушались трудовые права работников при выплате им заработной платы.

222.jpg
Впрочем, в кабмине РТ события в инспекции не связывают с позицией премьера, и все происходящее – исключительно инициатива прокуратуры

Что же конкретно вменяется в вину Ширинской?

Не во всех случаях лица, виновные в нарушении трудового законодательства, привлекались к административной ответственности. Так, например, руководство ООО «Производственное объединение нерудных материалов «Набережные Челны» не известило инспекцию о смертельном несчастном случае на производстве. Тем не менее инспекция провела расследование и выяснила, что 21 августа 2012 года сотрудница ООО «Производственное объединение нерудных материалов «Набережные Челны» мыла верхнюю палубу земснаряда. Так как она не одела специальную обувь с нескользящей подошвой, женщина выпала за борт и утонула. Однако директор компании отделался испугом – государственный инспектор труда Нияз Яхин не принял никаких мер в отношении руководства ООО за сокрытие факта ЧП.

Руководитель ОАО Проектно-производственное объединение «Татсвязьпроект» Эдуард Хамзин, нарушавший сроки выплаты работникам заработной платы, также не был привлечен к административной ответственности. А коллективное обращение медперсонала Набережно-Челнинской инфекционной больницы о невыплате им заработной платы сотрудники инспекции вообще оставили без ответа.

shir_b.jpg
Рушания Ширинская

Кроме того, в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения норм трудового законодательства в самой инспекции. Так, например, не выплачивалась надбавка в размере от 30 до 50% от должностного оклада одному из сотрудников за доступ к государственной тайне, а пятерым служащим не выплачивалась доплата в размере от 4 до 8% от должностного оклада за работу во вредных условиях труда.

По итогам проведенной проверки прокуратура Татарстана руководителю региональной Госинспекции труда Ширинской внесла представления. Как говорится в сообщении надзорного ведомства, после рассмотрения представления руководитель инспекции подала в отставку.

Дежурившая в субботу заместитель начальника отдела по правовым вопросам Госинспекции труда по РТ Зухра Таирова подтвердила «БИЗНЕС Online» информацию об отставке, добавив, что «в апреле она ушла вместе с бухгалтерией». Сейчас обязанности главы Госинспекции временно исполняет Олег Шафранский, который ранее был заместителем Ширинской по правовым вопросам.

Любопытно, что об отставке Ширинской стало известно только сейчас. В пресс-службе президента РТ нам сообщили, что пока не комментируют ситуацию.

«РУШАНИЕ АБДУЛЛОВНЕ ГОВОРИМ БОЛЬШОЙ ПРИВЕТ»

Отставка Ширинской приобрела характер большой вероятности после того, как в октябре 2012 года на расширенном заседании республиканской межведомственной комиссии по охране труда премьер-министр РТ Ильдар Халиков пообещал обратиться в федеральные структуры с предложением об ее отстранении от занимаемой должности. Возмущение главы правительства вызвал доклад заместителя прокурора РТ Газинура Галимова, который привел удручающую статистику: за 9 месяцев 2012 года число выявленных правонарушений в сфере охраны труда (по сравнению с прошлым) выросло на 47%! Галимов прямо обвинил Ширинскую в фабрикации ложных данных при составлении актов расследования несчастных случаев на производстве. «Рушание Абдулловне говорим большой привет», – многозначительно ответил на это Халиков.

Впрочем, сегодня источник в кабмине РТ сообщил «БИЗНЕС Online», что события в инспекции не связаны с позицией премьера и все происходящее – исключительно инициатива прокуратуры.

333.jpg
Сейчас обязанности главы Госинспекции исполняет Олег Шафранский, который ранее был замом Ширинской по правовым вопросам

«У НАС НЕТ ДЕНЕГ НА СТРАХОВКУ»

Напомним, какая картина складывается в сфере, которую курирует Госинспекция труда. По данным министра труда и занятости РТ Айрата Шафигуллина, всего в 2012 году в Татарстане погибли на производстве 111 человек, причем к уголовной ответственности привлечены лишь 13 виновников таких ЧП. Для сравнения: в 2007 году в Татарстане было 137 погибших, в 2008 году – 115, в 2009 году – 83, в 2010 году – 100, а в 2011 году – 113. В общероссийском рейтинге Татарстан занимает последнее место: уровень смертности на производстве составляет 0,105 на 1 тыс. работающих. Самый высокий – в Нурлатском районе, Ютазинском, Бугульминском. В Казани в 2012 году зафиксировано 18 смертельных травм (в 2011 году – 49 человек), в Набережных Челнах погибли 15 человек (в 2011 году – 11 погибших).

В прошлом году татарстанских работодателей оштрафовали на 404 млн. рублей (в 1,5 раза больше, чем в 2011 году). Но, по всей видимости, работодателям выгоднее платить штрафы, чем страховать своих сотрудников. Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор СОАО «ВСК» Игорь Волчков, 95 - 99% работающих на производствах в Татарстане не застрахованы от несчастного случая. «По моим данным, централизованного страхования от несчастных случаев на производстве почти нигде нет. Причина здесь, конечно, не в страховых фирмах – такой вид страхования это самое элементарное, что у нас есть. Страхование на случай смерти, получения инвалидности, потери трудоспособности – у большинства страховых компаний эти продукты разработаны. Продукты эти недорогие, средний тариф – от 0,5 процента до 1 процента страховой суммы. Например, если вы застрахуете работника на 100 тысяч рублей, то страховка на год обойдется в 1 тысячу рублей. Это можно делать и в рассрочку, можно помесячно. Тем не менее, строительные компании от таких взносов отказываются: «Это нам неинтересно, у нас нет денег».

«МЫ РАБОТУ ДЕЛАЕМ ПЛОХО!»

В апреле 2013 года на расширенном заседании республиканской межведомственной комиссии по охране труда вице-премьер РТ Шамиль Гафаров признал отсутствие успехов в борьбе за снижение уровня производственного травматизма в республике. «Из года в год не может быть, чтобы Татарстан находился на последних позициях в стране (по числу травм со смертельным исходомприм. авт.). Объяснение очень простое – мы работу делаем плохо!» – в сердцах бросил Гафаров.

Ситуацию с травматизмом на производстве неоднократно обсуждали и татарстанские профсоюзы с участием экспертов. В качестве причин травматизма эксперты выделяют две главные. Во-первых, 70% случаев производственного травматизма РТ носят организационный характер. Фактически это означает, что работодатели не могут правильно организовать рабочий процесс, а сотрудники не знают элементарную технику безопасности, не соблюдают – намерено или по незнанию – трудовую дисциплину. Играет роль и менталитет. Как было отмечено на конференции, для нашего человека надпись – «Не влезай, убьет!» – означает: «Когда залезешь, будь чуть поаккуратнее». Во-вторых, большинство несчастных случаев происходит на предприятиях, где установлено оборудование еще с советских времен. Износ основных производственных фондов на предприятиях РТ доходит до 85% – вот с чего надо начинать, считают эксперты.

Справка

Рушания Ширинская родилась в 1953 году. Окончила Казанский государственный университет им. Ульянова-Ленина, квалификация «юрист», специальность «правовед». Прошла профессиональную переподготовку в Российской академии государственной службы при президенте РФ по программе «Государственная служба и кадровая политика».

Трудовую деятельность начала в 1970 году на Казанском заводе радиокомпонентов. Работала на предприятиях промышленности, в системе МВД, министерстве труда и занятости Республики Татарстан.

С 1995 года возглавляла Государственную инспекцию труда в Республике Татарстан.