DSCF1630.jpg
 

ЭКСКАВАТОРОМ ПО ПРОЛЕТУ

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» на минувшей неделе стали свидетелями того, как экскаватор начал снос крайнего левого пролета старинного трехэтажного здания по адресу ул. Пушкина, 10. Этот дом известен тем, что здесь жил великий русский бас Федор Шаляпин.   

Разбор пролета занял два дня. На следующий день после начала работ фрагмент здания, над которым поработал экскаватор, был снесен почти полностью, оставалась только часть первого этажа. На уровне третьего этажа из стен одиноко торчали деревянные балки. Внизу лежали груды красного кирпича, вырванные, можно сказать, целыми гроздьями. Остальная часть здания превратилась в оголенные кирпичные стены, сквозь пустые проемы окон которых можно увидеть небо и остатки деревянных балок вместо межэтажных перекрытий между вторым и третьим этажами.

Визуально рядом со стеклом и бетоном штаб-квартиры пенсионного фонда, впритык стоящего нему с правой стороны, здание шаляпинского дома выглядит теперь, мягко говоря, невыгодно. Представителей собственника реконструируемого здания на месте не оказалось, но рабочие пообещали, что основные работы займут пару дней, а само здание потом будет непременно восстановлено.

DSCF1614.jpg
 

«ЭТО ПРОТИВОАВАРИЙНЫЕ РАБОТЫ»

Некоторые пояснения происходящего газете «БИЗНЕС Online» удалось получить от помощника президента РТ Олеси Балтусовой, которая сослалась на информацию, полученную от ОАО «ТСНРУ», выполнившего эскизный проект восстановления здания. «Работы проводятся на основании проекта противоаварийных работ, который согласован с министерством культуры РТ, и разрешения на первоочередные противоаварийные мероприятия №5/042-13 от 03 мая 2013 года, которое было выдано министерством культуры РТ. Проект противоаварийных работ был разработан на основании раздела «Инженерное обследование», – сообщила Балтусова газете «БИЗНЕС Online». – В результате проведенного обследования установлено, что участок здания в осях 1-3/А-В (левая часть) имеет существенные повреждения: трещины в сопряжении частей шириной до 100 мм, крен стены в осях 1-3/А наружу, обрыв стальной затяжки. Данные повреждения вызваны различиями в конструкции фундаментов с основной частью здания в осях 3-7/А-В и усугубившимися осадками после строительства вплотную к стене по оси 1 нового здания по ул. Пушкина, 12. Фактически участок наружной стены в осях А/1-3 не связан с конструкциями основного здания, представляет угрозу самопроизвольного обрушения и не может эксплуатироваться далее без его усиления или демонтажа. Учитывая вышеизложенное, более предпочтительным является его демонтаж с последующим восстановлением в первоначальном виде».

DSCF1625.jpg
 

Проще говоря, пролет был разрушен специально, чтобы избежать самопроизвольного обрушения, с санкции минкульта. Как сообщила газете «БИЗНЕС Online» заместитель министра культуры РТ Светлана Персова, работы в «доме Шаляпина» действительно проводятся на основании письменного разрешения министерства культуры Республики Татарстан и в соответствии с согласованным проектом противоаварийных работ, разработанным ОАО «ТСНРУ». «На первом этапе в соответствии с проектом произведен разбор аварийного участка стены. Однако на объекте зафиксировано проведение ряда работ с отклонением от утвержденного проекта, в связи с чем министерство культуры РТ приняло меры по предотвращению выявленных нарушений в соответствии с действующим законодательством», – сообщила Персова нашему изданию.

ВОПРОС: ЧТО ОХРАНЯТЬ?

Отметим, что с прошлого года между собственником здания ООО «ДРОМ» и министерством культуры Татарстана идет судебная тяжба. Минкульт потребовал расторгнуть договор купли-продажи здания. Причиной разногласий стало различное понимание предмета охраны памятника. Чиновники считают, что владелец добивается, чтобы от дома можно было оставить лишь фасад. В свою очередь, компания-владелец утверждает, что чиновники требуют от нее слишком многого.

- Нам предлагают заключить охранное обязательство, в котором миллион пунктов. То есть мы должны восстановить здание полностью – от крыльца до крыши, включая огромное количество внутренних элементов, перечень которых занимает больше трех страниц. Но их по факту уже не существует. Деревянный флигель, в котором жил несколько лет Шаляпин, был снесен еще в ХХ веке», – рассказал газете «БИЗНЕС Online» представитель собственника.

DSCF1665.jpg
 

«БЕЗ МИНКУЛЬТА НИ ВПРАВО, НИ ВЛЕВО»

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось связаться с Альфией Сафиной – директором ООО «ДРОМ». По словам представителя собственника, работы выполняются в строгом соответствии с изданным от 3 мая разрешением министерства культуры РТ и согласованным проектом противоаварийных работ. «И только в рамках этого проекта. Левый пролет, разумеется, будет восстанавливаться, и из того же самого материала.

Что касается флигеля, которого давно уже нет. Возможность восстановления флигеля мы не отрицаем. Единственное, эскизный проект пока не выполнен до конца, вследствие этого пока воздержусь от ответа. Мы рассматриваем все варианты, – пояснила Сафина. – В любом случае все будем согласовывать министерством культуры. Ни один шаг ни вправо, ни влево. Потому что начали очень хорошо вести с ними диалог, нас услышали. Мы вышли на «тропу» диалога. Даже то, что мы выиграли суд на предмет охраны, тем не менее каждый наш шаг, все наши действия согласованы с министерством культуры.

В любом случае каркас здания стоит, какой он есть. И мы будем его наполнять, с этой стороны нам проще. Насчет сроков готовности здания, планов на него, пока я воздержусь отвечать. На эти вопросы я, скорее всего, смогу ответить после Универсиады, когда мы увидим согласованный проект. Сейчас на 90 процентов мы выполнили самый начальный этап, а именно – противоаварийные работы, осталась только временная кровля».

DSCF1663.jpg
 

«КОНФЕТКА» ИЗ XIX ВЕКА 

Газета «БИЗНЕС Online» спросила мнения о ситуации вокруг «дома Шаляпина» у экспертов.

Александр Дембич – член президиума правления союза архитекторов Татарстана:

- По «дому Шаляпина» это непростой вопрос, и надо знать много конкретных деталей, чтобы правильно отвечать. Я, к сожалению, не в курсе деталей того, что там сейчас происходит. Надо знать, какие охранные обязательства были выданы министерством культуры по этому дому. А в министерстве культуры сейчас нет нормального аппарата, и они не успевают отслеживать и своевременно реагировать. Потому что одновременно в городе реставрируются под 100 памятников истории и культуры. И есть еще неполадки с документацией, которые тоже возможны, по многим зданиям такая ситуация. И это, по сути, позволяет разрушать памятники. Если они переданы в собственность каким-то там фирмам, физическим лицам, то они, соответственно, хотят приспособить их к дальнейшему использованию под свои цели. И зачастую искажают их так, что здания уже не могут дальше считаться памятниками истории и культуры.

Рафаэль Хакимов – директор института истории АН РТ:

- Я сторонник того, чтобы сохранять все, даже если это не архитектурная ценность. Иногда говорят: никакой архитектуры в этом здании нет. Но бывают дома исторически значимые. Какие в них великие люди жили, события происходили. И надо сохранять как историческую достопримечательность. А у нас, в Казани, под это подпадает почти все. Исключения трудно найти. Настолько история богата. Мы просто ими пренебрегаем, потому что не видим ценности в этом, нас задавили рыночные категории. Хотя бывают случаи, когда старые дома реставрируют, и выглядят они непривычно ново. И если нет нарушений других моментов, то тут нет претензий к внешнему виду. Просто они обновляются и как «конфетка» выглядят. Но так они выглядели и там, в XIX веке.

Справка

ООО «ДРОМ» (Казань) учреждено 6 января 2007 года. Уставный капитал составляет 10 тыс. рублей. Виды деятельности – разборка и снос зданий, земляные работы (основной), общестроительные работы по возведению зданий. Согласно СПАРК, по состоянию на 13 июля этого года единственным владельцем являлось ООО «Производственно-коммерческий центр ИМКЦ» (Казань, ул. Баумана, 11/12, кв. 1). Основными владельцами ООО ПКЦ «ИМКЦ» являются Фрадия Имамова (42,84% УК) и Мукатдис Имамов (42%).