ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ОБУСЛОВИЛО ПРОСТОЙ

Согласно опубликованному на днях годовому отчету, выручка альметьевского ОАО «АЛНАС» сократилась на 9,8% – с 2,39 млрд. рублей в 2011 году до 2,15 млрд. рублей в 2012 году. Это стало самым слабым результатом посткризисного периода. Даже в тяжелом 2009 году выручка достигла 2,3 млрд. рублей. Впрочем, сильно пострадавшее в кризис предприятие так и не смогло вернуть прежние обороты, не сумев преодолеть за пять минувших лет барьер в 3 млрд. рублей.

Тем временем доля альметьевского завода, которая еще в 2011 году на рынке установок электропогружных центробежных насосов (УЭЦН) составляла 20%, в 2012 году упала до 10%. И честно говоря, 33% рынка к 2018 году, на которые нацеливается компания, сегодня выглядят крайне оптимистичным прогнозом.

1.jpg

Выручка ОАО «АЛНАС», млн. рублей

Минувший год «АЛНАС» пережил не без неприятных потрясений. Сбои в процессе обновления основных фондов стали причиной ряда простоев оборудования и спада объемов производства. К примеру, автоматный цех должен был быть переоснащен в начале года, а вошел в строй только в июле 2012 года. Также простаивал литейный цех из-за подготовки площадки к монтажу стержневых автоматов.

Дополнительное давление на снижение выручки оказало выставление новых повышенных технических требований от Роснефти и ТНК к качеству оборудования. В таких условиях «АЛНАСу» ничего не оставалось, кроме как срочно провести техническое перевооружение.

Уже в ближайшее время предприятие намерено провести второй этап обновления литейного комплекса – установку автоматической литейной линии компании «Ляемпе». В планах – дальнейшее перевооружение автоматного цеха: закупка еще двух обрабатывающих центров «Мори Сейки». На очереди – закупки токарной и фрезерной групп.

«ЛУКОЙЛ» СОКРАТИЛ СВОЮ ДОЛЮ В ЗАКАЗАХ

Заметим, что ведущее направление работы компании – рынок нефтедобывающего оборудования. В общей структуре выручки доля данного сегмента составляет 81%. Основные заказчики – крупные нефтяные компании «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-BP», «СЛАВнефть», «Татнефть», на них пришлось 66% спроса на установки электропогружных центробежных насосов.

Заказчик №1 – «Роснефть», которая обеспечила 18% от общей выручки «АЛНАСа» в 2012 году, как и годом ранее. Любопытно, что «Роснефть» закупает оборудование как дорогого сегмента – высокопроизводительного (200 - 500 м3 в сутки), так и дешевого сегмента в самом простом исполнении.

Отметим, что оборудование производительностью 46 - 160 м3 в сутки самое дешевое ввиду массовости, далее по цене идет сегмент 0 - 45 м3 в сутки, 200 - 500 м3 в сутки и свыше 500 м3 в сутки. Дополнительное удорожание происходит при исполнении в коррозионностойком и коррозионноизносостойком вариантах.

Второе место среди заказчиков за другим федеральным гигантом – компанией «Лукойл», на которую пришлось 12,6% от общей выручки, что меньше на 3,4 п.п. в сравнении с 2011 годом. При этом «Лукойл» закупал в основном дешевое оборудование: производительностью 0 - 45 м3 в сутки и 46 - 160 м3 в сутки.

3.jpg

Структура выручки ОАО «АЛНАС», %

Примерно 15% от общей выручки «АЛНАСа» занимает реализация автомобильных компонентов. В данном сегменте более трети реализации пришлось на АвтоВАЗ, который закупал обработанные тормозные диски. Интересно, что одним из факторов снижения выручки альметьевского завода стал именно спад спроса со стороны автопрома и в частности АвтоВАЗа во второй половине 2012 года. Напомним, что продажи у тольяттинского автогиганта в масштабах России упали на 4%, в Татарстане спрос на LADA оказался слабее на 5,2% в сравнении с 2011 годом.

От экспорта в 2012 году «АЛНАС» получил 8,3% всех поступлений, что на 3,9% больше относительно итогов 2011 года. Основными странами-импортерами стали Украина, Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Литва.

УСПЕШНОЕ СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ

Пожалуй, самым позитивным моментом отчетности выступает опережающее сокращение себестоимости. Так, основные издержки снизились на 18,2% – с 2,3 млрд. рублей в 2011 году до 1,9 млрд. рублей в 2012 году. В результате более успешного контроля себестоимости валовая прибыль выросла в 3,9 раза до 253 млн. рублей за 2012 год. В сравнении с провальным 2011 годом это существенное улучшение. Однако это гораздо слабее в сравнении с 2010 годом, когда «АЛНАС» получил 406 млн. рублей валовой прибыли.

Необходимо отметить, что в случае с «АЛНАСом» речь идет о машиностроительном секторе, где при выполнении крупных и сложных заказов себестоимость распределяется неравномерно. Таким образом, часть издержек могла быть учтена еще в 2011 году.

4.jpg

Валовая прибыль ОАО «АЛНАС», млн. рублей

Одним из направлений экономии стала и дальнейшая оптимизация персонала. Так, среднесписочная численность сократилась на 1,4% – с 2505 человек в 2011 году до 2470 человек в 2012 году. При этом в годовом отчете отмечается нехватка квалифицированных кадров на основное производство. По всей видимости, идет сокращение административного и обслуживающего состава.

Интересно, что объем денежных средств, направленных на оплату труда, увеличился. Хотя в годовом отчете компании проставлена единица измерения рублей: «589567,9 рубля», это похоже на опечатку, и сотрудники «АЛНАСа», скорее всего, имели в виду «тысяч рублей». Если принять именно тысячи рублей, то получаем рост расходов на 6,25% – с 554,9 млн. рублей в 2011 году до 589,6 млн. рублей в 2012 году. С учетом изменения среднесписочной численности персонала средняя заработная плата на заводе выросла на 7,8% – с 18,45 тыс. рублей в 2011 году до 19,89 тыс. рублей. Получаем индексацию на 1,2 п.п. выше уровня инфляции в 2012 году.

Подчеркнем, что нехватка высококвалифицированных кадров на основном производстве может быть вызвана недостаточным объемом предлагаемого денежного вознаграждения. Для сравнения: средняя заработная плата по РТ в 2012 году составила 22,8 тыс. рублей, а в том же Альметьевске – 27,9 тыс. рублей.

ВОПРОСЫ ПО ЛОГИСТИКЕ И СБЫТУ

Отметим, что управленческие расходы были сокращены на 14,2% до 279 млн. рублей в 2012 году. Однако непомерно выросли коммерческие расходы: плюс 51,3% до 177 млн. рублей по итогам 2012 года. Это при сокращении выручки на 9,8%. Здесь остаются вопросы по эффективности логистики и сбыта «АЛНАСа».

Любопытно, что, несмотря на высокозатратный процесс обновления основных фондов, ОАО «АЛНАС» сократило кредитный портфель на 8,8% – с 1,73 млрд. рублей в 2011 году до 1,58 млрд. рублей в 2012 году. И, как следствие, завод сэкономил 9 млн. рублей на процентных платежах.

Успешное сокращение основных издержек, как и экономия на процентных платежах, дало свои плоды. Чистый убыток «АЛНАСа» сократился на 30% – с 480 млн. рублей в 2011 году до 334 млн. рублей в 2012 году.

5.jpg

Чистый убыток ОАО «АЛНАС», млн. рублей.

Но чистый убыток на треть миллиарда рублей – это плачевный результат. По отношению к выручке такие потери составили 15,5%, по отношению к уставному капиталу – 40%.

Таким образом, для кардинального выправления ситуации на сегодня менеджменту ОАО «АЛНАС» надо решить ряд первостепенных задач. Во-первых, назрела необходимость обновления основных фондов для снижения издержек производства и выполнения новых требований ведущих заказчиков погружного оборудования. Во-вторых, требуется оптимизация коммерческих расходов, устранение узких мест логистики и сбыта. В-третьих, пора выработать грамотную стратегию, включая повышение денежных вознаграждений, по привлечению квалифицированных кадров на основное производство.

6.jpg

Основные экономические показатели ОАО «АЛНАС»