Максим Горностаев – директор филиала ОАО «Ростелеком» в РТ |
«САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТО МЫ ОБЪЕДИНИЛИСЬ ВМЕСТЕ»
Сегодня в Казани начала работать система оплаты проезда в общественном транспорте с помощью мобильного телефона с использованием технологии NFC. Первыми на станции метро «Кремлевская» сегодня новую систему протестировали руководители местных филиалов операторов и журналисты. Перед этим в мэрии Казани прошла пресс-конференция с участием представителей региональных отделений операторов. Рассказать об инновациях в казанском транспорте пришли генеральный директор ОАО «Транспортная карта» Рамиль Якупов, коммерческий директор МТС в Татарстане Рустем Закиров, руководитель филиала ОАО «Ростелеком» Максим Горностаев, директор компании «МегаФон» в Татарстане Сергей Обыденников, руководитель казанского филиала ОАО «ВымпелКом» Андрей Юдов, директор по кредитованию банка ВТБ (инвестор проекта) Эльза Фарукшина и представитель компании GSM Association (международная ассоциация операторов) Виктория Гребенникова.
Известно, что МТС и «МегаФон» ранее запустили систему оплаты проезда с телефона в нескольких городах России, в частности, в Новосибирске и Санкт-Петербурге. Однако в Петербурге оплатить проезд с мобильника можно только в метро, да и в Новосибирске виртуальные деньги принимают не на всем транспорте. Только в Казани удалось впервые привлечь к реализации проекта крупнейших операторов сотовой связи: МТС, «МегаФон», «Вымпелком» и «Ростелеком» – и охватить им весь наземный и подземный городской общественный транспорт.
«Самое главное в этом проекте, что мы объединились все вместе», – Юдов с удовлетворением выразил, похоже, общее мнение. Как операторы смогли достигнуть полного единения, они скромно умолчали. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснила, что помогла им в этом компания GSM Association, объединяющая около 700 операторов мобильной связи более чем из 200 стран. GSM Association занималась вопросами «идеологического» объединения российских операторов – подобный опыт у нее уже был в Великобритании и Франции.
«Наша компания занималась идеологическими вопросами, – рассказала «БИЗНЕС Online» Гребенникова. – То есть мы объясняли операторам, чем этот проект полезен, в чем его выгода для них».
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИМ-КАРТЫ ОПЕРАТОРЫ ВЫДАДУТ БЕСПЛАТНО
Как пояснил Якупов, NFC (Near Field Communication) – это технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия – до 10 сантиметров. Она уже предусмотрена в новых моделях телефонов. По мнению операторов сотовой связи, ими обладают примерно 30 тыс. казанцев. Но и все остальные обладатели мобильников смогут при желании воспользоваться этой услугой. Разница только в том, что обладателям телефонов с поддержкой технологии NFC придется получить специальные сим-карты в салоне связи своего оператора, а тем, у кого в телефоне нет встроенной опции, нужно купить еще и NFC-антенну, которая вставляется в телефон. Ее стоимость составляет 10 рублей.
Важное уточнение: новые сим-карты с услугой «Мобильный билет» будут выдаваться в салонах связи бесплатно в обмен на старые, при этом действующий номер телефона сохраняется. Процесс установки антенны, по заверениям сотовых операторов, не потребует особых технических знаний. Контактная площадь антенны крепится к сим-карте, а шлейф устройства закрепляется поверх батарейки в телефоне.
«Карты уже доставили в Казань, – рассказал Юдин. – Их можно будет приобрести поначалу в крупнейших салонах, потом они будут продаваться и в остальных салонах».
НА БАЛАНСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ МЕНЬШЕ 50 РУБЛЕЙ
Мобильный надо приложить к считывающему устройству: в наземном транспорте это валидаторы, в метро – турникеты. Подключение сервиса «Мобильный билет» бесплатное, и в дальнейшем за наличие самой услуги платить не надо. При активации сим-карты на транспортное приложение с обычного счета абонента автоматически будет перечислено 100 рублей для оплаты проезда в транспорте – своеобразная страховка для перевозчика. Как пояснили представители операторов на пресс-конференции, если баланс будет меньше 50 рублей, то деньги на него переходят автоматически с обычного счета. Однако те, кто желает сам контролировать, как деньги перетекают со счета на счет, смогут это делать в ручном режиме. Такая возможность есть, заверили операторы.
Журналистов в первую очередь интересовала безопасность новых технологий. Выяснилось, что пассажиры, в том числе и представители СМИ, уже боятся, что считывающие устройства будут снимать с телефонов, сколько им угодно. Прозвучали даже экзотические опасения водителей автомобилей, которые боятся, что кондукторы, проявив чудеса ловкости, снимут деньги с их мобильных, пока машины будут проезжать рядом с автобусом. Якупов заверил, что все опасения напрасны, так как технология предусматривает, что и на турникете, и валидатором снимается только определенная сумма и только один раз.
СРОК ОКУПАЕМОСТИ – ТРИ ГОДА
Технической подготовкой проекта занималось ООО «Бриз Технологии» – портфельная компания венчурного бизнеса ВТБ Капитал. Фарукшина сообщила журналистам, что в развитие компании банк вложил более $10 миллионов.
«Отдельно вложения в этот проект мы не рассматриваем», – рассказала она. – Плановые сроки выхода на окупаемость – три года».
Спустившись на станцию метро «Кремлевская», руководители региональных отделений операторов долго и охотно позировали журналистам, демонстрируя под вспышки фотокамер, как работает новая система в подземке – прикладывали телефоны к турникету, и тут же приветливо загорался зеленый свет. Пресс-секретарь МТС в Поволжье Екатерина Гаврилова показала «БИЗНЕС Online», как работает система, а на телефоне снимается сумма – соответствующее сообщение появляется в разделе на экране.
В чем же выгода операторов? Гендиректор «Транспортной карты» пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что операторы при пополнении счета сервиса «Мобильный билет» будут брать комиссию с этой суммы в размере 4%. Но даже с этой комиссией стоимость проезда в транспорте будет точно такой же, как и по транспортной карте. Пока услуга действует в тестовом режиме, деньги операторы снимать не будут. Ожидается, что операторы начнут взимать комиссию с началом осени.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 61
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.