Как стало известно «БИЗНЕС Online», татарстанское управление Роспотребнадзора, возглавляемое Мариной Патяшиной, обратилось с письмом к руководителю республиканского МВД Артему Хохорину «в отношении ООО «РРТ-Озерки» для решения вопроса возможного возбуждения уголовного дела в отношении вышеуказанного юридического лица».

Напомним, что ранее газета «БИЗНЕС Online» сообщала, что задержки с выдачей автомобилей приняли массовый характер. В отношении компании только в двух районных судах Казани были рассмотрены и рассматриваются около 150 исков от потребителей, заплативших за автомобили, но которые либо получили с задержкой, либо пока не получили вовсе.

В татарстанском управлении Роспотребнадзора тогда же нашему изданию рассказали, что за 2012 год и четыре месяца 2013 года непосредственно в управление поступили 172 обращения от граждан-потребителей на деятельность автохолдинга «РРТ» (ООО «РРТ-Моторс», ООО «РРТ-Озерки», ООО «РРТ-Авто») из Казани, Набережных Челнов и Нижнекамска.

«Потребители обращаются по вопросам нарушения автохолдингом сроков передачи предварительно оплаченного товара (автомобиля) потребителю (от двух до трех месяцев). Кроме того, организацией не выдаются ПТС, превышаются сроки проведения гарантийного ремонта и техремонта (более 45 дней), – говорится в ответе нашему изданию от отдела защиты прав потребителей.

Как рассказали в ведомстве, в ближайшее время в Выборгском суде Санкт-Петербурга должна быть назначена дата рассмотрения иска татарстанского управления Роспотребнадзора о ликвидации ООО «РРТ-Озерки».

Теперь Роспотребнадзор попросил силовиков проверить автодилера: нет ли в его действиях состава преступления для возбуждения уголовного дела.

В пресс-службе МВД по РТ ушли от прямого ответа, отослав корреспондентов в управление делопроизводства и режима министерства. В республиканском управлении Роспотребнадзора утверждают, что обращение о возбуждении уголовного дела рассматривается.

В самой компании утверждают, что представителей автохолдинга РРТ на Черное озеро не приглашали. «Никого не вызывали. Автосалон «РРТ-Озерки», равно как все компании «Автохолдинга РРТ», действуют в строгом соответствии со всеми законами Российской Федерации. Как следствие, конфликтов и противоречий между нами возникнуть не может», – заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» генеральный директор «Автохолдинга РРТ» Станислав Кутузов.

ПАРТИИ НАБИРАЮТ ОЧКИ

В то время сами «ждуны» (как себя называют клиенты РРТ, которые не могут получить ПТС и автомобили) пишут во все инстанции. Так, в группе, посвященной РРТ в соцсетях («ВКонтакте») один из покупателей – Станислав Рахимов – из Челнов пишет: «Когда ждал ПТС, писал во все российские партии, и только «Яблоко» от своего имени обратилось в прокуратуру. Зюганов и Жириновский написали, что ничем помочь не могут, «Единая Россия» (Казань) звонила по телефону, предлагала обратиться от имени партии по телефону в РРТ, но не успела, так как буквально через день выдали автомобиль. Буду голосовать за «Яблоко» на выборах. Митрохин рулит», – написал радостное сообщение Рахимов.

Он рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что «в общей сложности ждал свою машину восемь месяцев». «ПТС ждал три месяца. Выиграл суд в Набережных Челнах, присудили 70 тысяч рулей неустойки. Во время ожидания ПТС я писал в российские партии с просьбой повлиять на ситуацию. Несколько партий ответили. «Яблоко» само обратилось в прокуратуру нашего города, откуда мне позже пришел ответ, хотя машину я уже получил. Ожидающих много, в салоне лично видел очередь. Могу сказать, что примерное количество ожидающих в Челнах – около 30 человек», – заключил Рахимов.

Другой клиент автохолдинга – Виктория Савина – из Казани разместила объявление с призывом откликнуться всех казанских жертв РРТ. Она рассказала о своей ситуации: «Я лично подала в суд на первый же день просрочки. И этому есть причины: во-первых, они мне очень длинный срок ПТС сделали – 38 банковских дней. Это я два месяца ждала. Где-то за десять дней я начала переживать, потому что ни ответа, ни привета. И я начала звонить, ходить, читать. Я была в шоке: куда я попала, что меня ждет? Мне говорили, может, еще придет. Ведь есть еще время. Но уже готовилась, конечно, к худшему. Многим и деньги не возвращают. На сайтах пишут, что только через суд можно из них что-то выбить. Суд у меня еще не начинался. Однако судов они не очень боятся. Например, до суда у многих набегает до 90 тысяч рублей неустойки. А суды уменьшают ее в четыре раза. А 20 тысяч для РРТ не деньги. А они больше заработают тем, что деньги не отдадут за этот период. Моральный ущерб тоже смешной: две-три тысячи. Пять максимум. А вы представьте, сколько человек нервничает, отдав около миллиона за авто и ожидая три месяца. Друзья уже ездят, купив в других магазинах, а мы в автобусах катаемся. Но суд – это хотя бы гарантия, что будет компенсация, что не надо ждать от них подачки. Без суда они кому как возвращают. Кусочками, там сто с чем-то начислят. И вот так от них можно прождать около полугода. А ведь уже охота купить машину у другого автосалона. Мотив у них простой – удерживать деньги у себя как можно дольше и заработать. Посмотрите сайт «Безопасная Дорога.РФ». Там есть и рассказы бывшего сотрудника РРТ, который все подробно рассказывает, как они их прокручивают. Они же автомобили тоже вне собственности имеют, а получают, когда уже перечисляют деньги производителю. Поэтому они крутят туда-сюда. Но есть же предел наглости. Целых 60 дней, но и потом не выдают. Я с ними не буду потом иметь дело никогда, ни за что на свете. Даже если машина будет на 100 тысяч меньше стоить, честное слово. Я так радовалась, это моя первая покупка, а обернулась сущим адом. Впрочем, посмотрим, сегодня мне автосалон выдал гарантийное письмо том, что на следующей неделе выдадут автомобиль».

11.jpg

ПЕРСПЕКТИВЫ ЖАЛОБЫ СОМНИТЕЛЬНЫ

Газета «БИЗНЕС Online» выяснила мнение юристов о перспективах возбуждения уголовного дела по деятельности РРТ.

Джаудат Латыпов – директор Казанского юридического центра:

- В возбуждении уголовного дела в отношении автосалона может быть отказано в связи с отсутствием состава преступления. Применение данной нормы требует большой доказательной базы, наличия всех элементов состава преступления. Анализ аналогичных ситуаций на территории РФ подтвердил вывод.

Стоит отметить, несмотря на то, что Роспотребнадзор уже подал заявление в МВД о возбуждении уголовного дела, потребители могут самостоятельно обратиться в суд за защитой своего права в гражданско-правовом порядке. Закон о защите прав потребителей содержит широкий перечень правомочий потребителей, используемых при нарушении их прав – это и взыскание неустоек, и расторжение договора с взысканием убытков, и безвозмездное устранение недостатков. Одним из вариантов реализации исполнительного листа может стать введение банкротства в отношении недобросовестного автохолдинга. Исходя из нашего опыта, защита гражданами своих прав самостоятельно ведет к большему материальному и моральному удовлетворению, нежели ожидание результатов возбуждения уголовного дела.

Тагир Назыров – управляющий партнер «Либерти Групп»:

- Отношения между гражданами-потребителями и организациями, реализующими товары потребителям (в данном случае автохолдинг «РРТ»), регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей». Потребитель может обратиться за защитой своих прав не только в управление Роспотребнадзора, но и в любую общественную организацию по защите прав потребителей, которых в Татарстане, да и в других городах России, достаточно большое количество.

Что касается заявления Роспотребнадзора, сложно предсказывать результат, необходимо дождаться ответа МВД, однако следует заметить, что к уголовной ответственности можно привлечь только физическое лицо, то есть состав преступления может быть в действиях директора, бухгалтера и так далее, но не «в действиях ООО «РРТ - Озерки».

Справка

ЗАО «Автохолдинг РРТ» является официальным дилером автомобильных брендов: Subaru, Nissan, Honda, Opel, Chevrolet, Skoda, Hyundai, Cadillac. В структуре компании находятся 27 автоцентров в 12 городах России: Казань, Петрозаводск, Ярославль, Вологда, Воронеж, Мурманск, Архангельск, Нижнекамск, Набережные Челны, Псков, Санкт-Петербург и Великий Новгород. Также в состав РРT входят подразделения, предоставляющие услуги trade-in, розничного кредитования, страхования и сертифицированное сервисное обслуживание. Совокупный объем продаж через автоцентры РРT в 2011 году составил более 24 тыс. автомобилей, а суммарная выручка – 22,44 млрд. рублей.

ООО «РРТ-Озерки». Руководитель – Александр Ивойлов. Филиалы в Татарстане: Казань, проспект Ямашева, 76; Нижнекамск, тер. Промзона. Выручка от продажи по итогам 2011 года – 4,8 млрд. рублей, чистая прибыль – 8,4 млн. рублей.