P1080175.jpg
Тахир Гайнутдинов

ОГРАНИЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ

Как сказано на официальном сайте московского банка «Рост», в июне завершится юридическая процедура его присоединения к банку «Казанский», который в конце 90-х и в нулевых был одним из опорных банков Казани для малого и среднего бизнеса. Напомним, акционеры основанного в 1994 году «Казанского» в лице менеджмента банка во главе с основателем и предправления кредитной организации Тахиром Гайнутдиновым продали банк миллиардеру, совладельцу группы компаний «Мерлион» Олегу Карчеву весной прошлого года. Планируемая дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о реорганизации ОАО «Банк «Рост» – 21 июня 2013 года, говорится на сайте кредитной организации. Казанский филиал банка «Рост» юридически будет создан с 24 июня.

По данным знакомых с ситуацией источников «БИЗНЕС Online», выбранная схема слияния банков – путем присоединения «Роста» к «Казанскому» – связана с предписанием Центробанка об ограничении на увеличение пассивов московского банка. «Рост» попал в поле зрения ЦБ из-за слишком быстрого развития, вызвавшего риски неустойчивости кредитной организации. Вклады физических лиц в 2012 году в банке увеличились более чем в два раза (на 108,7%) – с 6,744 млрд. рублей до 14,078 млрд. рублей. Почти втрое (на 193,7%) вырос объем кредитов, выданных физическим лицам. Сумма кредитов, выданных предприятиям и организациям, составила 17,329 млрд. рублей, что на 78% лучше прошлогодних показателей. Нетто-активы увеличились на 102,5% и достигли 25,715 млрд. рублей. Более чем в пять раз выросла чистая прибыль (с 159,9 млн. рублей до 819,5 млн. рублей). В результате присоединения банка «Рост» к «Казанскому», которое ЦБ зарегистрировал в мае текущего года, предписание было снято.

При подготовке к объединению банк «Казанский» в апреле был перерегистрирован в Москву. В результате этого бессменный председатель правления банка Гайнутдинов уступил должность главы объединенного банка Артему Хенкину, оставшись членом совета директоров кредитной организации. Учитывая, что этот статус не подразумевает участия в оперативном управлении банком и является, скорее, номинальной должностью, есть основания говорить о том, что Гайнутдинов фактически покинул банк. При этом не исключено, что вместе с ним из «Казанского» – «Роста» уйдут и члены его команды, которые также продали свои доли в кредитной организации Карчеву.

В КАЗАНИ «КАЗАНСКИМ» ТЕПЕРЬ БУДЕТ РУЛИТЬ РОМАН КУКОВИЦКИЙ

- Мы оцениваем наше сотрудничество с Тахиром Танзилевичем как крайне положительное. Его лично оцениваем как высокого профессионала банковского дела, который очень много сделал для его развития в Казани и в России в целом. И его замена на меня – это часть общей концепции развития двух банков, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» Хенкин.

По его словам, это связано с тем, что головной офис банка с апреля переехал в Москву. «Тахир Танзилевич не будет руководить банковским бизнесом в целом группы из Москвы. Эта замена согласованная, – подчеркнул Хенкин. – Мы приняли совместное решение о том, что он остается в совете директоров и будет отвечать за развитие бизнеса нашего объединенного банка в Поволжском регионе. Это более значимая позиция, чем управляющий филиалом. Мы планируем, что опыт Тахира Танзилевича будет использован не только в оперативной деятельности организованного в Казани филиала, его функционал намного выше. Поэтому мы предложили ему работу в совете директоров».

По словам нового председателя правления банка, команда Гайнутдинова готовила себе достойную смену давно – в течение последних трех-четырех лет.

- Смена поколений – процесс неизбежный. Плохо, когда она происходит спонтанно, тогда банк, наверное, может что-то потерять. Но в банке «Казанский», надо отдать должное старой команде менеджеров банка, этот процесс запущен давно. Они очень много сил потратили на подготовку кадров. Роман Куковицкий, который будет руководителем филиала, работает в банке 18 лет. Наверное, здесь даже сложно говорить о какой-то смене поколений, преемственность налицо. Сложно найти более правильного менеджера, который, с одной стороны, сохранит все лучшее, что было в банке «Казанский», а с другой стороны, даст ему новый импульс развития, – отмечает Хенкин.

РЕКОРДНАЯ ВЫРУЧКА И СМЕШНАЯ ПРИБЫЛЬ

Напомним, приход в минувшем году стратегического акционера и инвестора позволил банку «Казанский», с трудом пережившему колебания финансового рынка в 2008 - 2011 годы, увеличить капитал и превзойти докризисные показатели бизнеса. Согласно опубликованной бухгалтерской отчетности, банк увеличил процентные доходы на 20,4% – с 1,08 млрд. рублей в 2011 году до 1,3 млрд. рублей в 2012 году. При этом объем выручки от процентных поступлений превзошел результат 2010 года и стал рекордным в 19-летней истории банка.

В итоге чистая прибыль банка «Казанский» после налогообложения выросла в минувшем году на 14,5% – с 76 млн. рублей по итогам 2011 года до 87 млн. рублей по итогам 2012 года. При этом, как и в 2011 году, кредитная организация в очередной раз продемонстрировала укрепление конечного результата.

Как видим по размеру относительно небольшой прибыли, банк – не очень-то выгодное дело. «Казанский» был приобретен с коэффициентом 1 к собственному капиталу, который на момент продажи составлял порядка 1,5 млрд. рублей. При этом позже акционеры инвестировали в банк еще 595 млн. рублей своих денег.

«ОТЦЫ» И «ДЕТИ»

Тем временем в течение последних трех лет в банковской отрасли Татарстана происходит масштабная смена поколений. Кредитные организации республики покинул целый ряд опытнейших банкиров. Начало череде отставок патриархов банковской системы положил Геннадий Захаров – влиятельнейший банкир, 22 года возглавлявший филиал Сбербанка в Татарстане. В апреле 2010 года 75-летний Захаров был отправлен на заслуженный отдых. Провожать его в Казань приезжал вооруженный увесистым букетом цветов лично глава Сбербанка Герман Греф.

Спустя месяц стало известно, что заявление по собственному желанию написала председатель правления ТатИнвестБанка Алевтина Галеева. Экономист, начинавшая карьеру управляющей отделениями Госбанка еще в советское время, не смогла ужиться в ТатИнвестБанке с взявшими его под контроль в 2008 году болгарами из известного проектом реконструкции аэропорта Казань концерна «Химимпорт». Поработав с ними два года, Галеева ушла на должность предправления в Татагропромбанк. Однако и там она пробыла не долго – на смену ей из ТФБ пришел молодой топ-менеджер Андрей Юшканцев.

В чем-то похожим на уход Галеевой оказалось завершение карьеры председателя правления банка у Людмилы Китайцевой, которая не нашла общего языка с новыми владельцами Татсоцбанка – семьей главы концерна «Радиоэлектронные технологии» Николая Колесова. Возможно, Людмилу Романовну смутило то, что ее – основателя и бессменного с 1990 года главу банка – сделали замом 26-летней на тот момент Анастасии Колесовой. Может быть, ей пришлось не по душе что-то другое. Тем не менее Китайцева, как выяснилось позже, довольно быстро покинула банк после смены хозяев.

В январе 2012 года загадочным московским инвесторам был продан небольшой казанский Идельбанк, который с момента создания в 1995 году возглавлял его основатель, влиятельный в 90-е банкир, финансист и предприниматель Азат Хафизов. После продажи и перерегистрации в столицу России председателем правления Идельбанка стал некий Искандер Карпухин с довольно любопытной биографией чиновника-силовика.

Год назад кресло предправления банка «БТА-Казань» своему заму Руслану Алимову передал Мударис Идрисов, возглавлявший банк с 2000 года. Отпраздновав свое 50-летие, он принял решение сосредоточиться на вопросах стратегического развития банка, возглавив его совет директоров.

Наконец, текущий год ознаменовался еще одной важной кадровой перестановкой в банковской системе. В конце мая стало известно, что бессменный с 2002 года председатель совета директоров крупнейшего татарстанского «АК БАРС» Банка Роберт Мусин принял решение уйти из кредитной организации. Более того, он сообщил газете «БИЗНЕС Online», что осенью намерен уйти и из Татфондбанка, предправления которого он стал в 2010 году и ключевым совладельцем которого он считается.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

Газета «БИЗНЕС Online» спросила у татарстанских банкиров, почему уходят опытнейшие специалисты отрасли и как они оценивают плеяду молодых топ-менеджеров кредитных организаций РТ.

Евгений Богачев – председатель Национального банка РТ:

- Геннадий Захаров ушел по возрасту, сам не захотел, ему исполнилось 75 лет – ответственность и нагрузка в Сбербанке у него были огромными. Людмила Китайцева не ушла из Татсоцбанка, там сменился собственник, банк возглавила Анастасия Колесова, это естественный процесс. Китайцева же продолжает возглавлять в качестве президента ассоциацию коммерческих банков РТ. Роберт Мусин решил диверсифицировать свой собственный бизнес, не только банковскую деятельность, а в «АК БАРС» Банке он тратил много энергии, продолжая контролировать Татфондбанк, есть у него и определенный агробизнес свой. Всему этому нужно уделять много внимания, вот у него и созрели соответствующие планы. Я хорошо понимаю Мусина. Алевтина Галеева ушла по болезни, у нее появились проблемы со зрением, сначала она ушла из Татинвестбанка после смены собственника – этот банк купили болгары, долго вместо нее там работал ее племянник. Потом я сам предложил ей Татагропромбанк, где она проработала год-полтора председателем. Галеева – очень принципиальная женщина, рачительный специалист, но не скупая, лично себя вела всегда скромно. Мне всегда нравилось, что они никогда не транжирила деньги, прижимистый банкир, не разбрасывалась дивидендами, льготными кредитами. Но, увы, здоровье подвело…

Тахир Гайнутдинов был главным акционером банка «Казанский», но решил перевести свой банк в Москву, у нас остался его филиал, а он сам остался председателем совета директоров. У него сейчас новый бизнес, купил очень хорошее немецкое оборудование и создал фабрику в Волжске по деревообработке – делает шикарный брус, я сам видел, ездил туда. Высокотехнологичное, мощное производство, и жена его там командует. Коттеджи, различные спортивные сооружения делают, даже в Сочи Гайнутдинов немало построил спортивных объектов на Олимпиаду. Говорил мне, что сложно работать, нужно быть на фабрике ежедневно, иначе растащат, будут проблемы со сбытом. Вот потянуло его на производство, благо хороший капитал за счет продажи банка он уже создал, очень умный парень, хозяйственный, с хитрецой… Думаю, помимо фабрики в Волжске он вложил капитал и в другие дела…

Уход этих людей из банков я не считаю потерей для нашей банковской системы. Да и многовато у нас банков – 22, нигде столько нет. Что до молодых банкиров, то сразу хочу отметить Колесову, она умница, обаятельная, красавица, только положительно могу ее оценить. Видимо, отец так воспитал, что у нее в хорошем смысле зимой снега не выпросишь – именно такими должны быть банкиры! Она прошла производство, которое и воспитало у нее чувство бережливости, поняла еще на «Элеконе», что деньги нужно беречь, а не тратить. Мы не так давно проверяли ее Татсоцбанк, ничего не нашли – очень устойчивый, надежный банк. Могу назвать еще Любовь Калежнюк – это председатель правления Анкор Банка – очень трудолюбивая, развивает как головной банк в Казани, так и огромный филиал в Москве. Как и Мухаметшина из филиала Газпромбанка, Руслан Алимов из «БТА-Казань».

Венера Иванова – председатель правления ЗАО «Автоградбанк»:

- Скорее всего, Тахир Гайнутдинов решил развивать личный бизнес. Таковым для него раньше был банк «Казанский», поскольку он владел долей акций. Недавно он их продал, и у него остался другой бизнес. Возможно также, что его уход связан с переходом банка «Казанский» к новым собственникам. В таких случаях, бывает, взгляды собственников и топ-менеджмента на дальнейшее развитие бизнеса расходятся. Но я склоняюсь больше к первой версии.

Если говорить об уходе из бизнеса других банкиров, то это естественный процесс. Люди, дойдя до определенного возраста, готовы уйти на заслуженный отдых. Банковский бизнес – серьезный и сложный, требует повышенной ответственности. Поэтому настает время, когда эту ношу лучше перенести на молодые плечи. И здорово, когда на смену могут прийти специально подготовленные тобой молодые кадры.

Но надо сказать, что среди банкиров, которые в последние годы ушли из бизнеса, есть и те, кто не покинул при этом банковскую отрасль. Это и Людмила Китайцева, которая возглавляет совет банковской ассоциации Татарстана, и Алевтина Галеева, которая является заместителем председателя этой ассоциации.

Да, иногда опыт мешает развитию, принятию рискованных решений. А молодые банкиры, могу сказать, более инициативны. Вспомните поговорку: кто не рискует, тот не пьет шампанского. Но чтобы добиться действительно больших результатов, важно соблюдать баланс между молодой энергией и жизненным и профессиональным опытом, важно, чтобы рядом с молодыми были мудрые советчики.

Рустам Саяхов – председатель правления МБК «Аверс»:

- Конечно, как профессионала в банковском бизнесе, бессменного лидера банка «Казанский» Тахира Гайнутдинова можно оценить очень высоко. Очевидно, что, если центр принятия решений переведен в Москву, специалисту такого уровня без функций принятия решений заниматься только организацией продажи продуктов, наверное, не совсем интересно.

Что касается в целом смены поколений менеджеров в банковском секторе, то каждый случай здесь надо рассматривать в отдельности. Нельзя сказать, что старые менеджеры были плохими, а все новые хорошие. Надо смотреть, в каких условиях кто работает, кому какие полномочия для принятия решений даны акционерами банка. Кроме того, чтобы оценить работу менеджера, нужен как минимум трехгодичный период его руководства банком. Мне трудно оценить своих молодых коллег из других банков, поскольку у всех слишком разные условия работы и слишком небольшой срок.

Конечно, обновление в банковском секторе происходит, как и в любом другом бизнесе. Кто-то устает морально, у кого-то не хватает мотивации заново начинать посткризисное развитие, кто-то устает бороться с рынком, потому что усиливается конкуренция. У кого-то больше мотивации, но низкие компетенции в условиях быстрого развития отрасли. Акционеры же хотят постоянно видеть банк растущим, поэтому и принимают решения о смене менеджеров.

Людмила Китайцева – председатель совета банковской ассоциации Татарстана:

- Считаю, что это естественная смена. Пришли люди, которые понимают ситуацию. Сложность сейчас в том, что ужесточаются требования Центробанка. Но те, кто пришел, – люди смелые, не боятся трудностей. Все республиканские банки за первый квартал прибыльные, даже немного улучшили прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Хочется отметить, что у нас правильное отношение Национального банка к коммерческим банкам при необходимости помогает; нет такого, чтобы сразу взять и отобрать лицензию.