Согласно опубликованному на днях ежеквартальному отчету, выручка ОАО «Таттелеком» снизилась на 3,6% – 1,78 млрд. рублей в первом квартале 2012 года до 1,72 млрд. рублей в первом квартале 2013 года. При этом себестоимость не сократилась, а, напротив, выросла на 3,8% – до 1,49 млрд. рублей. Основной причиной сокращения выручки стало снижение поступлений от внутризоновой связи на 12,5% и прочих услуг на 37%. Падение поступлений от внутризоновой связи – это тренд, в котором просматривается переход потребителей на GSM и интернет.

И здесь «Таттелеком» упускать свою долю не намерен. К концу 2013 года оператор планирует достичь не менее 500 тыс. интернет-абонентов. К слову, сейчас их чуть больше 400 тысяч. В своих документах компания не указывает, за счет чего собирается столь существенно – на четверть! – нарастить клиентскую базу. Учитывая, что «Таттелеком» является крупным магистральным оператором, имеющим и достаточно большой бизнес в «последней миле» не только в крупных городах, но и в районах Татарстана, можно предположить, что прирост абонентской базы ШПД ожидается именно за счет отдаленных районов РТ.

Отметим, что «Таттелеком» своевременно отреагировал на данную тенденцию и развил не только широкополосный доступ, но и освоил технологию «оптика до дома». Дальнейшее развитие интернет-направления обеспечило прирост поступлений от документальной электросвязи на 17,7% – с 548 млн. рублей в первом квартале 2012 года до 645 млн. рублей в первом квартале 2013 года.

Выручка и себестоимость ОАО «Таттелеком», млн. рублей 

1.jpg

Уже в 2012 году ОАО «Таттелеком» запустило в эксплуатацию новый этап проекта беспроводного доступа к сети интернет по технологии Wi-Fi  – «Внешний Wi-Fi», в рамках которого качественную и скоростную связь обеспечивают еще и наружные точки доступа, размещенные на центральных улицах, в парках и других местах массового скопления населения и особенно туристов. Интересной новинкой этого этапа стала возможность хэндовера, то есть передачи соединения без разрыва связи с движущимся абонентом, от одной точки доступа к другой, как это происходит, например, в сотовой связи. Таким образом, стало возможным предоставление таких услуг, как прямая видеотрансляция с хорошим качеством и передачей звука, виртуальные прогулки по историческому центру Казани или трансляция праздничных мероприятий Универсиады 2013 года. 

Продуктовая структура выручки ОАО «Таттелеком», млн. рублей 

2.jpg

Нельзя не отметить, что «Таттелеком» завершил формирование полного пакета услуг связи с вводом в эксплуатацию в 2012 году виртуального оператора FULL MVNO под брендом «Летай». Абонентам «виртуальной» сотовой сети от «Таттелекома» будет обеспечен доступ ко всем реальным услугам мобильной связи, включая SMS, MMS, GPRS/EDGE, национальный и международный роуминг и т.д. Эффект от входа на рынок GSM нам еще предстоит оценить. С учетом активного развития как интернет направления, так и сотовой связи в борьбе за долю рынка увеличение основных издержек оператора выглядит вполне обоснованным.

Что касается прочих услуг, то они могут оказывать сильное ситуативное влияние на отклонение общего показателя выручки, в том числе из-за изменений в законодательстве. К примеру, в мае текущего года УФАС решило оставить право строить сети по воздуху операторам связи платного телевидения и доступа в интернет. Перевод кабелей под землю – мероприятие затратное (до 4,5 тыс. рублей за метр), как и последующая аренда. Поэтому сторонние операторы, возможно, предпочтут «воздушку», а поступления от аренды канализационных трасс могут существенно снизиться. Если, конечно, муниципальные власти Казани не заставят-таки операторов уйти в канализацию, сославшись на правила городского благоустройства. Такое право у них есть.

Хотя «Таттелеком» компенсировал часть потерь за счет новых востребованных направлений, операционная прибыль просела на 35% – с 346 млн. рублей в первом квартале 2012 года до 226 млн. рублей в первои квартале 2013 года.

ДОЛГИ СОКРАТИЛИСЬ, АКЦИИ ПОДЕШЕВЕЛИ

Заметим, что, следуя модному тренду среди ведущих компаний РТ, заданному флагманом республиканской промышленности «Татнефтью», «Таттелеком» сократил кредитный портфель на 13% – с 2,37 млрд. рублей за первые три месяца 2012 года до 2,06 млрд. за аналогичный период 2013 года. За счет этого на процентных платежах связист сэкономил 3 миллиона.

Кредитный портфель ОАО «Таттелеком», млн. рублей 

3.jpg

Однако компенсировать снижение итогового результата только за счет успехов в финансовых операциях не удалось. Чистая прибыль ОАО «Таттелеком» снизилась на 39,5% – с 190 млн. рублей в первом квартале 2012 года до 115 млн. рублей в первом квартале 2013 года. 

Инвесторы отреагировали на ослабление итогового финансового результата подобающим образом. Акции «Таттелекома» подешевели на 5,9% – с 0,17 рубля за бумагу (30 марта 2012 года) до 0,16 рубля за бумагу (28 марта 2013 года). Нельзя не отметить, что российский рынок акций в целом чувствует себя слабо в 2013 году на фоне замедления экономического роста. При этом международные финансовые институты соревнуются в понижении прогнозов по росту ВВП РФ. 

Индекс ММВБ потерял 5,1% – с 1517 пунктов по итогам первого квартала 2012 года до 1439 пунктов по итогам первого квартала 2013 года. То есть акции «Таттелекома» двигались в унисон с российским рынком. Отсюда решающим фактором снижения котировок стал общий уход инвесторов с рынков развивающихся стран, в частности российского.

Основные экономические показатели деятельности ОАО «Таттелеком»

4.jpg