«СОБАКИ» В МОРОЗНОЙ МОСКВЕ

Владимир Чигишев во многих отношениях был человеком нетривиальным. Родился в Омске в 1953 году, окончил институт физкультуры. Затем с отличием окончил режиссерский факультет ГИТИСа. Служил в театрах Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону. 20 лет возглавлял театр юного зрителя, названный во времена перемен Молодежным театром на свободе. Здесь Владимир поставил своих знаменитых «Собак» – мюзикл, который в конце 80-х покорил Москву.

Он привез «Собак» в первопрестольную зимой, на дворе трещали тридцатиградусные морозы. Спектакль показывали в каком-то доме культуры далеко от центра, туда от метро надо было идти с полчаса. Но зал был полон, а когда спектакль закончился, публика аплодировала стоя.

Труппа Молодежного театра гастролировала во многих странах мира, а сам главреж преподавал актерское мастерство в Корейском университете, здесь же, а еще в Польше и Японии ставил спектакли. В Ростове номинировался на «Золотую маску», придумал фестиваль «МИНИФЕСТ», высоко оцененный международной ассоциацией детских театров. Затем судьбе стало угодно, чтобы Чигишев оказался в Казани.

Казанский ТЮЗ не самый посещаемый театр, не очень благополучный и с точки зрения труппы, и финансово, но Чигишев взять не побоялся. Он говорил про себя: «Я не диктатор, я демократ». Он не стал устраивать революции и выбрал эволюционный путь.

«В ПЛОХОЙ ТЕАТР Я БЫ НЕ ПОЕХАЛ»

Чигишев любил театр, в котором работал, любил актеров. В интервью автору этих строк он говорил:

- Я знаю казанский ТЮЗ давно, еще с тех пор, когда здесь работал Борис Цейтлин, смотрел все спектакли. Репертуар в театре крепкий – «Дон Жуан», «Продавец дождя», «С любовью не шутят»...

На вопрос о концепции детских театров отвечал:

- У меня ее нет. Я не считаю, что ТЮЗ – детский театр, с таким же успехом он мог называться как угодно: «Театром на углу», например. «Ленком» же, как вы знаете, не имеет отношения к ленинскому комсомолу…

- В ТЮЗах иногда бывает перебор взрослых спектаклей, а малышам и смотреть-то нечего, и это печально.

- В Казани всего два драматических театра, играющих на русском языке. Это мы и качаловцы. Для большого, образованного города, каким является Казань, это маловато. Здесь должен быть десяток русскоязычных театров. И если один из двух театров будет ставить только для детей, разумно ли это? Тогда надо запретить моему уважаемому другу, главному режиссеру Качаловского Александру Славутскому ставить детские спектакли, но это же глупо, потому что у них идут хорошие сказки. Так что пусть будет два театра, которые в своем репертуаре уделяют внимание детям.

- В этом случае казанский ТЮЗ для вас относительно идеальный вариант?

- Этот театр очень хороший, в плохой я бы не поехал, я знаю, какие театры есть по России.

В ТЮЗе он поставил несколько десятков спектаклей, в дом числе «Череп мой любимый» МакДонаха, «Ромео и Джульетту» Шекспира. Его последней постановкой стала комедия Островского «Женитьба Бальзаминова».

Несмотря на некоторый романтизм постановок, Чигишев был реалистом.

- Театра идеального быть не может! С одной стороны, он, как иногда говорят, «террариум единомышленников», с другой, всегда есть экономические проблемы. Это и во времена Чехова было, есть и сейчас. Театр – это сколок жизни, в нем те же противоречия, что и в жизни. Но бывают театры плохие, где идут скандалы между актерами, режиссером, директором, такие театры я не люблю. Я в Ростове 20 лет проработал душа в душу со своим директором. В Казани у меня так же строятся отношения. Если бы я не почувствовал, что директор в казанском ТЮЗе любит театр и во главу угла ставит творчество, я бы сюда не поехал. Я радуюсь, что в Казани я главный режиссер, потому что в Ростове был художественным руководителем, а директор находился у меня в подчинении. В Казани есть четкая градация, я занимаюсь только творчеством, и это правильно. Когда мне рассказывают про казначейства, тендеры, я слов-то таких не знаю, я говорю, что репетирую. Будут деньги – выпустим спектакль, не будет – еще прорепетируем. Мне нравится репетировать, – говорил он.

Владимир Чигишев умер от онкологического заболевания. О своей болезни он узнал совсем недавно. Надежда теплилась до последнего, но увы. Он просил не устраивать пышную гражданскую панихиду, просил не произносить речей. Его последений волей было – похоронить его из дома и отпеть.

«ОН СУМЕЛ ПРИВЛЕЧЬ В ТЕАТР ЗРИТЕЛЕЙ»

Каким Чигишев запомнится театральной Казани? Вот мнения экспертов «БИЗНЕС Online».

Александр Славутский – художественный руководитель, директор Качаловского театра:

- Мы с Владимиром Чигишевым знакомы еще по работе в Ростове-на-Дону. Он там придумал замечательный фестиваль «Минифест». Он все время работал, все время продвигался, учил языки, чтобы общаться с иностранными коллегами. Приехав в Казань, он сразу же пришел к нам в театр, посмотрел все наши спектакли. Он был человеком необычайно преданным театру.

Рауза Султанова – кандидат искусствоведения:

- С приходом Владимира Чигишева в ТЮЗ началось возрождение театра, он ставил свежие, современные спектакли. Его стараниями в театр пошел зритель, а это дорогого стоит.

Ильфир Якупов – директор ТГАТ им. Камала:

- Последний спектакль, который я видел у Владимира Чигишева, был «Отелло». Он ставил классику, чтобы познакомить с ней в наше нечитающее время молодежь, и это ему удавалось. Спектакль был интересный и яркий, я смотрел его с удовольствием. Чигишев умел привлекать в театр публику.

Справка

Владимир Чигишев родился в 22 июня 1953 года в городе Омске. В 1974 году окончил Омский государственный институт физкультуры, в 1982 году с отличием ГИТИС им. Луначарского. С 1982 по 1985 годы работал режиссером горьковского ТЮЗа. С 1985 по 2005 годы художественный руководитель ростовского областного молодежного театра.

Спектакль «Гамлет» по пьесе Вильяма Шекспира (1995 год) стал участником всемирного конгресса АССИТЕЖ, спектакль «Три сестры» по пьесе Антона Чехова (1996 год) был представлен на национальную театральную премию «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучший режиссер».

С 2005 года главный режиссер Казанского государственного театра юного зрителя.