ОАО «Казанькомпрессормаш» в январе-марте 2013 года получило чистый убыток по РСБУ в 64,9 млн. рублей против чистой прибыли в 20,4 млн. рублей годом ранее, сообщается в недавно опубликованном квартальном отчете предприятия.

Самое интересное, что это произошло при росте выручки. Она по итогам первого квартала 2013 года увеличилась на 15,5% – до 617,6 млн. рублей. Казалось бы, прекрасно, ведь за квартал получено почти 29% выручки провального 2012 года и 22% самого успешного посткризисного 2011 года. Вроде бы неплохо, но…

В полтора раза взлетела производственная себестоимость по сравнению с первым кварталом 2012 года и достигла 565 млн. рублей. Все это привело к тому, что валовая прибыль сократилась почти в три раза – до 52,9 млн. рублей. Сумма коммерческих и управленческих расходов вслед за производственной себестоимостью выросла, но скромнее, всего на 1/3, и достигла 136 млн. рублей. Это привело к убытку от продаж – 82,8 млн. рублей против прибыли от продаж в 57,4 млн. рублей в первом квартале 2012 года соответственно. Сальдо процентных доходов-расходов очень сильно выросло – в 3 раза – и составило -12 млн. рублей.

И вот результат – убыток до налогообложения в январе-марте 2013 года составил 110,7 млн. рублей против прибыли до налогообложения в 33,1 млн. рублей за соответствующий период 2012 года.

В итоге за первый квартал 2013 года получили чистый убыток в размере 65 млн. рублей. Годом ранее за тот же период имелась небольшая прибыль в размере 20,3 млн. рублей.

Все было бы печально и ясно, если бы не определенная специфика деятельности предприятия – как у многих машиностроительных компаний, выпускающих крупное сложное оборудование, у него длинный производственный цикл. «Казанькомпрессормаш» перешел на единичный выпуск крупных заказов для крупных компаний. А выполнение одного заказа занимает больше одного года. Достаточно сказать, что только оборачиваемость запасов, по данным 2012 года, составляет 376 дней. Все это приводит к неравномерному формированию себестоимости и выручки. Поэтому оценивать «Казанькомпрессормаш» по квартальным показателям, безусловно, объективно нельзя.

Как пояснили в компании, комментируя убытки первого квартала, с 2013 года предприятие перешло на новую учетную политику, в соответствии с которой признание выручки осуществляется в момент перехода права собственности, и при этом исключается отражение объемов этапами, как это было ранее, до 2012 года включительно. «Сроки исполнения крупных контрактов из сформированного портфеля заказов в объеме более 4 миллиардов рублей приходятся в основном на второе полугодие 2013 года», – сообщили в пресс-службе «Казанькомпрессормаша».

Словом, настоящие результаты будут более-менее видны на годовых интервалах. Но в годовых единицах пока складывается картина, вызывающая немало вопросов.

ВЫРУЧКА И ПРИБЫЛЬ – ВНИЗ

При анализе годового отчета мы видели: предприятие неумолимо ухудшает свой финансовый результат. Его чистая прибыль по итогам 2012 года составила всего лишь символические 9 млн. рублей. Тогда как в 2011 году предприятие заработало 133 млн. рублей или почти в 15 раз больше. Выручка 2012 года уменьшилась на четверть по сравнению с выручкой 2011 года, а операционная прибыль упала почти двое.

Чистая прибыль ОАО «Казанькомпрессормаш» (в млн. рублей)

1.jpg

В общем, в финансовом отношении так плохо, как в прошлом году, «Казанькомпрессормаш» не чувствовал себя ни разу за последние 6 лет. Дела у производителя компрессорных установок для «Газпрома», «Лукойла» и других крупных компаний нефтегазохимической отрасли страны шли лучше даже во времена финансово-экономического кризиса.

К слову, среднесписочная численность в первом квартале 2013 года сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, но незначительно – на 2,6% до 2 309 человек. Среднемесячная зарплата при этом возросла на 3,1% и составила 23,3 тыс. рублей, что гораздо меньше инфляции.

НОВЫЕ ХОЗЯЕВА

Конечно, велик соблазн обвинить во всем новых хозяев завода – многопрофильный холдинг ОАО «Группа ГМС». Но надо понимать объективную реальность: настоящие результаты их деятельности будут видны не раньше 2014 года.

Напомним, что московская группа ГМС получила контроль над «Казанькомпрессормашем» в июле прошлого года в результате оффшорной сделки.

Правительство Татарстана продало ей весь пакет акций, а «золотая акция», ранее принадлежащая республике, была отменена. ГМС приобрел 50,001% от уставного капитала завода, в том числе 49,999% акций, которыми с начала 2012 года владела созданная холдингом «Связьинвестнефтехим» компания Sinek Investment&Development Limited, зарегистрированная на острове Джерси. Всего группа ГМС приобрела 77,8% голосующих акций примерно за $168 миллионов. Именно эта сумма была озвучена различными источниками. Часть пакета была выкуплена у менеджмента завода, в том числе и у возглавлявшего завод с 1996 года его бывшего гендиректора Ибрагима Хисамеева, которому принадлежало около 2,5% акций.

Конечно, мы уже подвергали сомнению обоснованность цены за данный пакет акций в статье «Ибрагим Хисамеев: «С «Казанькомпрессормаша» я не ушел…»

$168 миллионов – это, другими словами, 5,4 млрд. рублей за 250 615 акций. Таким образом, цена одной обыкновенной акции составляет около 22 тыс. рублей. Завышена ли эта цифра или занижена? Если брать чистую прибыль на одну обыкновенную акцию, то она по итогам успешного 2011 года составит 467 рублей. Получается, что "Казанькомпрессормаш" оценили в 47 годовых прибылей? Но так оцениваются разве что раздутые интернет-компании. Так что у нас остаются довольно большие сомнения вообще в истинности официально озвученных цифр…

Структура собственников на 1.04.2013

2.jpg

Кстати говоря, для того чтобы получить полный контроль над ОАО "Казанькомпрессормаш" у группы ГСМ (а он им нужен для перехода на единую акцию), есть два пути.

Вариант №1. У группы ГМС уже имеется квалифицированное большинство голосов на собрании акционеров (77,8%, то есть больше трех четвертей). Поэтому они могут провести увеличение уставного капитала и, как следствие, размывание долей остальных участников. Пропорцию увеличения подобрать несложно – надо, чтобы у всех остальных участников суммарно было меньше 5% голосов после увеличения. И тут наступает гарантированное (ст. 84.8 ФЗ «Об акционерных обществах») право принудительного выкупа акций у миноритариев (squeeze out).

Вариант №2. Купить контрольный пакет ЗАО "НИИтурбокомпрессор им. Шнеппа" и провести на себя сделку по продаже принадлежащих ему 16,5% ОАО «Казанькомпрессормаш». В результате получится 94,3% контроля, и все равно надо добирать недостающие 0,71% у физических лиц. Осложняется все еще тем, что, согласно ст. 12 п. 12.2 устава ЗАО "НИИтурбокомпрессор им. Шнеппа", количество акций у одного акционера не может быть более 5% от общего количества акций. Поэтому акции НИИтурбокомпрессора распылены среди 537 владельцев (в основном членов трудового коллектива). То есть довольно хлопотное мероприятие.

Но группа ГСМ все же нашла решение. В конце апреля 2013 года в ряде источников появилось сообщение о том, что группа ГМС в ходе серии сделок получила долю в ЗАО "НИИтурбокомпрессор им. Шнеппа" (Казань), специализирующемся на разработке и производстве компрессорной техники. Покупка 26,14% уставного капитала предприятия обошлась группе в $2,8 миллиона. Таким образом, предприятие с выручкой в 2012 году объемом в 290 млн. рублей было оценено в $10,71 миллиона. Как сообщают в пресс-службе группы ГМС, в ближайшем будущем доля компании в ЗАО "НИИтурбокомпрессор им. Шнеппа" вырастет до контролирующей. С этой целью группа намерена выкупить акции у нынешних акционеров предприятия.

Покупка блокирующего пакета акций дает группе ГМС возможность вообще не проводить дальнейшую скупку у заводчан. Судите сами, если будет принято решение о увеличении уставного капитала и, соответственно, о «размывании» (см. вариант №1), то обладание блокирующим пакетом позволит группе ГСМ заблокировать попытки покупки дополнительных акций ОАО «Казанькомпрессормаш», появившихся вследствие увеличения капитала. Так или иначе, но вопрос получения полного контроля над ОАО «Казанькомпрессормаш» – это для ГМС всего лишь вопрос времени.

В ответе, который получила редакция на эти вопросы от самой компании, дается довольно лаконичный комментарий, который по существу ничего не объясняет. «Группа ГМС должным образом раскрыла всю информацию в связи с участием в ОАО «Казанькомпрессормаш» и ЗАО «НИИтурбокомпрессор имени Шнеппа» в соответствии с применимым законодательством. Группа ГМС будет выстраивать взаимоотношения с миноритарными акционерами в соответствии с действующим законодательством РФ», – сообщает пресс-служба.

СТАБИЛЬНЫЙ РУЧЕЕК

Отметим, что ГМС имеет свой стабильный источник на ОАО "Казанькомпрессормаш", который выглядит пока слабо привязанным к каким-либо финансовым результатам. Управляющая организация – ООО "УК "Группа ГМС" – получила полномочия единоличного исполнительного органа по решению внеочередного общего собрания акционеров, которое прошло в сентябре 2012 года.

В договоре было установлено стабильное вознаграждение управляющей компании в размере 34 млн. рублей ежеквартально. Управляющая компания получила вознаграждение в первом квартале 2013 года, несмотря на чистый убыток в 65 млн. рублей. То же самое было получено и в четвертом квартале 2012 года. Интересно, что если выплачивать по 34 млн. рублей ежеквартально, то в год будет 136 млн. рублей. А это явно больше всей операционной прибыли 2012 года (98 млн. рублей)!

Вместе с тем пресс-служба «Казанькомпрессормаша» указывает на то, что вознаграждение может быть разным.

«Управляющая компания ООО «Группа ГМС» выполняет функции единоличного исполнительного органа, предусмотренные уставом ОАО «Казанькомпрессормаш» и законодательством РФ. Для эффективной реализации этих функций на предприятии создан филиал управляющей компании, на работу в который перешли все ключевые руководители предприятия, – говорится в ответе на запрос газеты «БИЗНЕС Online». – Филиал в Казани и профильные подразделения управляющей компании в Москве отвечают за все вопросы управления предприятием, включая организацию текущей деятельности и перспективное развитие. Размер вознаграждения управляющей компании зависит от результатов работы предприятия в отчетном периоде (квартал, год)».

Конечно, нельзя исключать, что «Казанькомпрессормаш» какое-то время будет работать в планово-убыточном режиме. С точки зрения местных властей, это плохо, ведь республика будет лишена своей части налога на прибыль. Плохо это будет и для мелких акционеров (если они останутся), так как дивиденды им не светят. Но после такой оффшорной продажи акций завода новые собственники, видимо, не считают нужным особо церемониться ни с кем... Поэтому ничего личного – это бизнес.

Основные доходные показатели (в млн. рублей)

3.jpg