Затяжное противостояние пассажирских перевозчиков Набережных Челнов с минтрансом и казанским интегратором оплаты проезда по транспортным картам ОАО «Социальная карта» (оно контролируется «АК БАРС» банком) сделало новый поворот. Конфликтом вокруг автоматизированной оплаты за проезд льготников в автограде, длящемся более года, заинтересовалось УФАС – сегодня вечером в ведомстве Александра Груничева прошло рассмотрение дела, возбужденного в отношении минтранса и «Социальной карты» по признакам нарушения закона «О защите конкуренции». Однако, как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в антимонопольном ведомстве, как такового рассмотрения дела, то есть по существу, сегодня не было – слушания будут продолжены после Универсиады, поскольку антимонопольщикам «пока не до этого».

Тем временем в сообщении УФАС по РТ о возбуждении дела отмечается, что поводом для этого стало заявление на ОАО «Социальная карта», принуждающее финансировать внедрение автоматизированной системы оплаты проезда по транспортным картам на челнинских перевозчиков и вдобавок, под прикрытием минтранса, навязывающее им свою систему. Тогда как транспортники автограда уже купили другой программный продукт – «Геострон» компании «Квантор».

Заявление, подписанное региональным отделением общества по защите прав потребителей «Правовая поддержка в РТ», есть в распоряжении газеты «БИЗНЕС Online». Суть его сводится к тому, что «Социальная карта» «вынуждает транспортные организации оплатить выполнение работ» по интеграции «Геострона» в систему «Социальной карты». А министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ «отказывается принимать к учету сведения, предоставляемые транспортными организациями о проделанной транспортной работе, мотивируя отсутствием у транспортных организаций персонифицированного учета поездок льготной категории граждан, а также отказывается заключать договоры с транспортными организациями, не заключившими договора с ОАО «Социальная карта».

Все это антимонопольщики трактуют как сговор и ссылаются при этом на ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции». В УФАС полагают, что минтранс РТ не выплачивает перевозчикам компенсации, «понуждая, таким образом, перевозчиков заключить договор с ОАО «Социальная карта» по внедрению системы АСОП на крайне невыгодных для них условиях и выплачивать компенсации через ОАО «Социальная карта» с взиманием установленной ею в одностороннем порядке платы».

МЯТЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

В минтрансе РТ газете «БИЗНЕС Online» подозрения в каком-то сговоре с негодованием отвергли. В пресс-службе ведомства сообщили, что финансирование на компенсацию выпадающих доходов перевозчикам от перевозки льготников выделяется муниципалитетам на основе предоставляемых ими данных. И муниципалитеты далее распределяют эти средства. Но если исполком Набережных Челнов таких данных не предоставил, то о каких конкретно компенсациях можно вести речь, непонятно.

Цель интеграции системы в масштабах республики проста: человек, приехавший с социальной картой из любого другого города, имеет право предъявить ее для проезда. И понятно, что если ОАО «Социальная карта» внедряет эту систему в Казани, Альметьевске, Нижнекамске, Зеленодольске, то для работы единой системы она же должна быть интегрирована и с оборудованием перевозчиков в Набережных Челнах. К тому же ни в одном городе нет таких проблем с внедрением системы оплаты социальной карты, как в Набережных Челнах…

«Я НЕ ИМЕЮ К ЖАЛОБЕ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ…»

Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» Николай Тятюшкин – владелец нескольких муниципальных маршрутов, жалобу, которую написала региональная общественная организация по защите прав потребителей «Правовая поддержка по РТ», он поддерживает не полностью. При этом никаких претензий к минтрансу у самого Тятюшкина нет.

- Я к этой жалобе не имею отношения, – пояснил он. – Я установил пока только на 15 своих автобусов оборудование компании «Квантор», когда появится у них оборудование еще – поставлю еще.

Что касается того, поддерживаю ли я эту жалобу в УФАС? Я поддерживаю ее лишь в той части, где речь идет о финансах. Считаю, что ОАО «Социальная карта» неправомерно взимает с перевозчиков деньги – абонентскую плату за что-то, 5 процентов с объема произведенных транзакций и прочее.

А вопрос правильности или неправильности проведения конкурса на определение оператора проекта «Транспортная карта РТ», а также то, правомерно или неправомерно «Социальная карта» выиграла этот тендер, УФАС сам решит.

БУНТ ПЕРЕВОЗЧИКОВ: НАЧАЛО ЗАТЯЖНОЙ ВОЙНЫ

Напомним, что «бунт перевозчиков» Закамья разгорелся еще в апреле прошлого года. Тогда, напомним, два десятка перевозчиков Набережных Челнов, Нижнекамска и Альметьевска обратились к президенту и премьер-министру РТ с письмами-жалобами на ОАО «Социальная карта».

Транспортники были крайне недовольны тем, как в этих городах внедряется система социальных транспортных карт, и утверждали, что она «технически архаична и вынуждает их нести непомерные расходы». В самой «Социальной карте» назвали обвинения перевозчиков необоснованными. При этом компенсации из бюджета перевозчики на тот момент не получали.

В ноябре 2012 года бунт перевозчиков вступил в новую фазу: 20 транспортных компаний Набережных Челнов и Закамья пригрозили властям прекратить с 1 декабря перевозку льготников на городских маршрутах. В распоряжении газеты «БИЗНЕС Online» оказались письма, адресованные главе минтранса РТ Ленару Сафину и главе исполкома Набережных Челнов Фархаду Латыпову. В них руководители компаний требуют возмещать им затраты за «навязываемое оборудование» для работы с «Социальной картой» и суммы, недополученные в последние месяцы за проезд льготников. В минтрансе ультиматум предпринимателей, в результате реализации которого перевозка пенсионеров и инвалидов была бы парализована, расценили как демарш и в ответ пригрозили компаниям Закамья расторжением контрактов.

РЕШЕНИЕ ЧЕЛНОВ О БОЛЬШОМ АВТОБУСНОМ ПАРКЕ ТАК И ОСТАЛОСЬ РЕШЕНИЕМ…

15 ноября, два дня спустя, в схватку вступила мэрия Набережных Челнов, собрав даже пресс-конференцию, на которой прокомментировала скандальную ситуацию и предложила свой метод решения тупиковой проблемы. Как заявил замруководителя исполкома Айрат Зайнуллин, во-первых, власти автограда не станут возмещать им 15 млн. рублей за работу в сентябре-октябре. А во-вторых, они намерены создать на базе ООО «Электротранспорт», которое КАМАЗ уже согласился передать городу, большой автобусный парк (порядка 90 автобусов) для обслуживания городских маршрутов. Инициатива была сомнительной уже тогда – да и автобусного парка к настоящему времени, разумеется, до сих пор нет…

Спустя всего два дня, 17 ноября, стороны впервые решили заключить мировое соглашение. Но неудачно. Перевозчики автограда, подписавшие письмо об отказе в бесплатной перевозке с 1 декабря льготной категории граждан, были приглашены на встречу с Айратом Зайнуллиным, который в ходе встречи убеждал перевозчиков в необходимости перехода на электронные проездные билеты и персонифицированный учет льготников: «Вы же купили машины, но валидаторы купить для вас проблема, по которым вы в полном объеме сможете получать компенсацию за перевозку льготников. Они же у вас в момент окупятся! А свои расходы вы сможете при повышении тарифов заложить в тариф, закрыть эту тематику. Финансового вопроса здесь нет, юридическая упертость есть…» – заявил он.

Перевозчики в ответ заметили, что за интеграцию к системе «Социальной карты» более современного оборудования, которое работает без кондуктора и в системе online передает всю информацию, с них требуют миллион рублей. Выйти на какое-то компромиссное и устраивающее всех решение в ходе встречи так и не удалось.

КАК «СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА» ПОШЛА НА МИРОВУЮ

Уже в нынешнем году 5 марта транспортные компании автограда вновь заявили об отказе возить льготников. Теперь письмо в тот же минтранс РТ написали 17 челнинских перевозчиков, пообещавших прекратить возить льготников с 10 марта. Сумму в 1 млн. рублей, которую просила за свои услуги «Социальная карта», перевозчики выплачивать отказывались. И пять дней действительно возили льготников только за наличные деньги.

Однако уже 15 марта «Социальная карта» пошла на уступки перевозчикам, снизив им размер выплаты за внедрение оборудования компании «Квантор» в микроавтобусах с 1 млн. рублей до 500 тыс. рублей. Кроме того, перевозчикам снизили сумму за «ключи безопасности» в каждом автобусе с 700 до 500 рублей. И на мгновение всем показалось, что компромисс достигнут. Перевозчики вроде бы признавались, что согласятся с этими условиями и начнут перевозить льготников бесплатно, так как «у нас нет выбора».

«ТАКОГО НЕТ НИ В ОДНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ»

Новый поворот затяжного противостояния с челнинскими перевозчиками газете «БИЗНЕС Online» подробно прокомментировала компания «Социальная карта», ответив на каждый пункт обвинения, изложенного на сайте УФАС по РТ.

- ОАО «Социальная карта» в соответствии с условиями тендера обеспечило привлечение инвестиционных средств. Условия передачи оборудования перевозчикам прописаны в приложении к тендеру в «Проекте соглашений с исполкомами четырех городов РТ». В соответствии с данным соглашением, условия передачи оборудования перевозчиком определяются в соответствии с договорными отношениями между последними и оператором ОАО «Социальная карта». Таким образом в тендере не указано, что ОАО «Социальная карта» передает оборудование на безвозмездных условиях, так как такого нет ни в одном регионе России. Иначе привлечение инвестора к реализации стало бы невозможным, т.к. проект бы для любого инвестора стал не окупаемым, – заявили газете «БИЗНЕС Online» в «Социальной карте».

По мнению компании, говорить о том, что ОАО «Социальная карта» предложило оборудование «Геострон», неверно. «Данное оборудование было предложено компании ОАО «Социальная карта» рядом перевозчиков в НЧ в качестве альтернативы оборудования ОАО «Социальная карта». Данный выбор был сделан перевозчиками, несмотря на то что оборудование «Геострон» ранее никогда не использовалось для учета оплаты проезда. В связи с отсутствием опыта ООО «Квантор» в указанной сфере, изначально у компании ООО «Квантор» отсутствовало четкое представление об объемах необходимой для выполнения работы, по доработке предлагаемого ими оборудования, разработке программного обеспечения. По причине отсутствия необходимого опыта вышеуказанной компанией ООО «Квантор» до сих пор не завершены работы по доработке своего программного обеспечения, и жители города Набережные Челны не могут в полной мере воспользоваться современными технологиями автоматизированной оплаты проезда», – отмечают в казанском интеграторе ПО транспортных карт.

Что касается обвинения в «вынуждении транспортных организаций оплатить выполнение интеграционных работ», «Социальная карта» отвечает следующее: «В вышеупомянутом тендере четко прописано: «В случае появления дополнительных участников-производителей оборудования АСОП, чье оборудование не было выбрано оператором в качестве внедряемого в указанных муниципальных образованиях, интеграция оборудования стороннего производителя в единую АСОП производится за счет инициирующей стороны».

ТРЕТЬЯ СИЛА В ПРОТИВОСТОЯНИИ – ЧТО РЕШИТ УФАС?

Тем временем перевозчики, бывшие пару месяцев тише воды, ниже травы, похоже, раздумывали, как нанести своим оппонентам следующий удар. Писать третье по счету письмо в минтранс РТ и устраивать очередной скандал в СМИ они уже не стали, а пошли проторенной тропой к антимонопольщикам.

Теперь в противостояние вступила третья сила. Если ведомство Груничева примет сторону перевозчиков Закамья и признает, что сговор на деле был, а Арбитражный суд это подтвердит, то проект «Социальной карты» теоретически может оказаться под угрозой.

При этом не надо забывать, что казанские компании используют ту же систему уже несколько лет и считают схему, на которую жалуются их челнинские коллеги, хотя и не лишенной недостатков, но вполне рабочей.

Заявление о нарушении антимонопольного законодательства в УФАС по РТ