1.jpg
Ильсур Метшин: «Мы вас довезем, куда вы скажете»

А ГОРОД НЕ ДУМАЛ: УЧЕНЬЯ ИДУТ…

С анализа тренировочного дня Универсиады открыл сегодняшний деловой понедельник мэр Казани Ильсур Метшин. Против обыкновения он не стал утруждать кого-либо докладом, как бы давая понять, что и сам в курсе всех деталей.

Учения проходили на 24 спортсооружениях, где полностью проигрывалась программа 12 июля. При этом каких-либо неудобств горожане не почувствовали:

- Если бы мы не объявили, думаю, 99 процентов казанцев даже и не узнали бы, что проходил тренинг, проходил полный день Универсиады. Никто и не знал, что ученья идут, это совершенно спокойный день, и это никак не отразилось на трафике, – порадовался мэр.

Для подтверждения своих слов градоначальник предложил высказаться главному контролеру казанских дорог. Шеф ГИБДД Рустам Ибрагимов сообщил, что движение шло в штатном режиме – перекрытия на основных магистралях не было. Единственное исключение: при проведении выезда транспорта из Деревни Универсиады для обеспечения безопасности ненадолго останавливали поток легковушек.

В целом результат обнадеживает, однако таких тестовых дней впереди еще три. Они пройдут 15, 21 и 22 июня. Кроме того, своего рода пятым днем учений станет 4 июля, когда предстоит полностью отрепетировать церемонию открытия, включая завоз огромного количества зрителей.

Метшин распорядился до конца недели организовать пресс-конференцию, чтобы задолго до церемонии открытия четко рассказать, в какие дни, в какое время, какие дороги будут временно ограничиваться в дни Универсиады.

- Чтобы не было ажиотажа, что в период проведения Универсиады будет затруднено движение, будут какие-то проблемы, – пояснил градоначальник. – ГИБДД, исполком, дирекция Универсиады – необходимо четко оповестить всех гостей. Мы проводили городской штаб по подготовке к Универсиаде, и Рифкат Нургалеевич (Рифкат Минниханов – глава ГИБДД МВД по РТавт.) тоже сетовал на то, что вполне уважаемые руководители республиканского уровня спрашивали, а смогут ли они во время Универсиады на служебной машине добираться до работы! Раз такие вопросы звучат, значит, на самом деле эта тема достигла апогея.

Завершая тему, градоначальник призвал всех желающих поторопиться с билетами на Универсиаду. Практически раскуплены билеты на художественную гимнастику, почти не осталось билетов на соревнования во Дворце водных видов спорта. Пользуются спросом соревнования по легкой атлетике, футболу, волейболу.

- Я не билетная касса, у меня, когда Универсиада начнется, билетов не будет, – обвел взглядом подчиненных мэр Казани, перечислив управляющие компании и городские предприятия от «Казметростроя» до «Горводзеленхоза». – Заранее позаботьтесь о своих коллективах. Никакой обязаловки нет, никаких разнарядок нет, но чтобы потом не было такого, что «как же так, мы не один год работаем на Универсиаду и не можем попасть»! Пока еще билеты есть – позаботьтесь о своих сотрудниках! – завершил он своего рода рекламную акцию.

«В НЕКОТОРЫХ МЕСТАХ ПОДРЯДЧИКИ ГЛАЗА ОПУСКАЮТ»

От предуниверсиадских тренингов перешли к дорожным работам. Как оказалось, после вчерашнего объезда вместе с президентом РТ Рустамом Миннихановым дорожникам снова прибавилось работы – принято решение дополнительно отремонтировать еще пять участков улично-дорожной сети.

Постоянные упреки в адрес властей – почему, собственно, все делается в последний момент, почему бы не начать раньше – Метшин прокомментировал на примере улицы Журналистов.

- Сделали Большое казанское кольцо – и поворот на Дербышки через улицу Журналистов, – описал градоначальник впечатления после объезда. – Вроде до этого ездили – ничего, но когда ехали от Деревни Универсиады по чистой уже БКК, эти 500 метров до Халитова, Компрессорного завода, сильно выделяются…

На этой неделе республиканские подрядчики будут асфальтировать и эту часть улицы.

А тем временем близка развязка на пересечении Чистопольской – Амирхана. В субботу рабочие тихо, без красных лент, пустили движение по тоннелям. С пуском объекта, высказал надежды мэр, таких пробок на «Миллениуме», как во время строительства, уже не будет.

За неделю дорожники уложили 68 тыс. тонн асфальта на площади 432 тыс. кв. м, сообщил глава управления капитального строительства и реконструкции Ильгиз Латыпов. Большую часть объема выполнили подрядчики Главтатдортранса – они уложили 46,4 тыс. тонн. Из 37 улиц на 16 основных работы завершены, уложен верхний слой асфальтобетона. Продолжаются работы по примыканиям, тротуарам, заездным карманам… Как раз здесь – масса нареканий.

- Если они отрапортуют нам 5 июля, что ударно завершили работы, то времени не останется для благоустройства, – с тревогой в голосе заметил Метшин. – В некоторых местах подрядчики глаза опускают, поэтому надо им брови и ресницы поднять, чтобы они в три смены, а то и в четыре, но работы выполнили…

Кроме того, Метшин поручил продолжить работу по очистке городских улиц, парков, скверов от строительной пыли, вспомнив свой «обход Мойдодыра» дорожной техники в минувший четверг. И пригрозил подрядчикам проверкой того, как идет высадка миллиона цветов во дворах, у второстепенных дорог, поскольку самые проездные улицы видно и без этого.

ЛЕНИНСКАЯ ДАМБА: СРОКИ ЗАКРЫТИЯ СДВИГАЮТСЯ НА ПЯТНИЦУ

Затронул мэр и животрепещущий вопрос закрытия движения по Ленинской дамбе. Здесь, как известно, проходят 15 автобусных и три троллейбусных маршрута, и в выходные через мост курсируют без малого две сотни автобусов и троллейбусов. И если неделю назад речь шла только о выходных 15 - 16 июня, то, как стало известно сегодня, напасть, похоже, затронет и будний день.

- Подтверждает ли ПСО «Казань» закрытие движения на Ленинской дамбе – это же будет с вечера пятницы? – задал градоначальник вопрос начальнику УКСиР Латыпову.

Как выяснилось, ПСО «Казань» к этому активно готовится, но окончательного ответа пока нет. Предположительно закрытие будет действовать со второй половины пятницы и до понедельника. К 27 июня работы на углу улицы Батурина будут завершены, и появится возможность пуска моста у Ленинской дамбы на проектную мощность.

На время перекрытия дамбы будут закрыты троллейбусные маршруты №2 и №4, а троллейбус №10 и автобусы пойдут через Кировскую дамбу. Как сообщил председатель комитета по транспорту исполкома Айдар Абдулхаков, у пассажиров исчезнет одна остановка – «Молодежный центр», но доехать до нее можно и на метро. Он также напомнил, что будет доступна горячая линия комитета по транспорту – 275-30-50, куда можно обратиться по всем вопросам.

ЕЩЕ 4 ПАРКИНГА НА 2 ТЫС. МАШИНО-МЕСТ

Если в открытии к часу X развязок никто не сомневается, то достроить все запланированные к Универсиаде паркинги не удастся. В этом главе города повинился первый замруководителя исполкома Рустам Нигматуллин.

парковка3.jpg
К Универсиаде будут открыты еще четыре паркинга – там смогут поставить машины свыше 2,1 тыс. автовладельцев

По его словам, в 2011 - 2012 годах начали работу 8 паркингов общей вместимостью более 2 тыс. машино-мест. Никакими налоговыми преференциями бизнес в эту нишу не заманишь – окупаемость инвестиций здесь длится годами, а то и десятилетиями.

- Только после непосредственного поручения президента крупные компании республики начали строительство парковок, – деликатно отметил Нигматуллин. – Открыты паркинги на улице Чистопольской, на станции метро «Кремлевская», Батурина, метро «Горки», на улице Островского, в ТРК «Кольцо», на пересечении улиц Астрономическая и Профсоюзная, на улице Островского, паркинг ОАО «Генерирующая компания»… С конца прошлого года в тестовом режиме работает паркинг на Оренбургском тракте на 453 машино-места, параллельно оформляется документация для его окончательной сдачи в эксплуатацию.

К Универсиаде будут открыты еще четыре паркинга – там смогут поставить машины свыше 2,1 тыс. автовладельцев. Это парковки на ул. Челюскина – Беломорская (до конца недели будет получен акт Госстройнадзора), Привокзальной площади (открытие – 20 июня), перекрестке Кави Наджми – Профсоюзная (паркинг готов, остается оформить документацию для сдачи), и у «Татнефть-Арены» (открытие – 25 июня).

- До конца текущего года планируется завершить строительство еще 6 объектов, – добавил Нигматуллин последние штрихи к портрету «Казань парковочная». – Сразу скажу, что некоторые из них входили в список первоочередных паркингов, намеченных к открытию до Универсиады, но по ряду причин сроки их открытия пришлось передвинуть…

Метшин, впрочем, не стал делать из этого трагедии:

- Ничего критического нет. Эти объекты не задействованы в транспортной схеме Универсиады, – отреагировал он.

Как выяснилось, до сих пор «стоят» въездные группы паркинга у метро «Авиастроительная» – срок сдачи передвинут на сентябрь. На станции «Площадь Тукая» из-за высокого уровня грунтовых вод встал вопрос о консервации стройки на период Универсиады и ее сдаче в конце года. У паркинга на пересечении улиц Московская – Галиаскара Камала к Универсиаде успеют только наружную отделку стен, достраиваться он будет до зимы. Паркинг на улице Лазарева также хотели достроить к весне, но сдачу пришлось перенести до осени.

Самый сложный вопрос – достройка паркинга у «Корстона».

- Учитывая, что переврезка газопровода была выполнена в апреле, окончательное благоустройство намечено на 1 июля текущего года, – пояснил Нигматуллин. – На сегодня работы ведутся с удовлетворительным темпом, круглосуточно. Благоустройство они закончат до Универсиады, а собственно сдача – в третьем квартале текущего года.

Как пояснил мэр, по сути, перед властями стояла дилемма – можно было построить паркинг в срок, но тогда большое количество потребителей пришлось бы на время отключить от тепла.

- Да, объективно они просили раньше переврезку газа сделать, но из-за отопительного сезона – а там у нас десятки котельных, объектов соцкультбыта – не могли мы рисковать…

Повис в воздухе и проект паркинга МВД по РТ на пересечении улиц Большая Красная и Карла Фукса – его вместимость предполагалась свыше 300 машино-мест. Но инвестора найти так и не удалось. Зато завершено проектирование еще одного паркинга на улице Островского в квартале «Б» – здесь ООО «Сувар-Казань» будет строить многофункциональный высотный комплекс по проекту архитектора Хосе Асебильо Марина. Вместимость паркинга составит 520 машино-мест.

В ПЛАТНЫХ ПАРКИНГАХ ПУСТУЕТ ПОЛОВИНА МЕСТ

Вкратце Нигматуллин прошелся и по «платным карманам», пришить которые к казанским дорогам экстренно потребовали власти республики. Пока что московский опыт платных уличных парковок планируется на улице Театральная и площади Султан-Галиева. Совместно с «Казгражданпроектом» дополнительно определяются и другие площадки. Но все это, как выяснилось, опять-таки уже после международного события.

Особую актуальность планам придает свежий пример Москвы, где с 1 июня платными сделали все обочины внутри Бульварного кольца.

- Москва начала уже эту работу – никуда мы от этого не уйдем, – отметил градоначальник. – По-моему, 50 рублей за час в Москве платят, и порядок появился, и есть куда поставить, есть сохранность. Это федеральный закон, который мы должны исполнять. Универсиада – Универсиадой, но этот проект уже надо запускать, чтобы мы на Театральной посмотрели, как это будет выглядеть…

парковка6.jpg
Наполняемость уже построенных паркингов сегодня, несмотря на активную работу эвакуаторов и системы «Паркон», составляет не более 50%

Отвечая на вопрос градоначальника, Нигматуллин пояснил, что первый пилотный паркинг на улице Театральная планируется ввести в строй к сентябрю – после поставки и монтажа необходимого оборудования.

Впрочем, клиентов у паркингов, построенных с таким трудом, по-прежнему не густо. Как пожаловался Нигматуллин, они стоят наполовину пустые, несмотря на раскрученный почти до 1 тыс. машин в месяц маховик эвакуации ГИБДД. Хотя парковка относительно недорогая – можно найти и по 100 - 150 рублей в сутки, а на некоторых паркингах машины до Универсиады и вовсе принимают бесплатно, автовладельцы по-прежнему предпочитают оккупировать дворы и обочины дорог.

- Большинство автомобилистов хотят увеличения бесплатных машино-мест в центре города, но это в принципе нереально, – подчеркнул Нигматуллин. – На сегодня мы равняемся на города Европы. Так, в миллионном Мюнхене в центральной части города – около 4,5 тысяч парковочных мест. В Казани у нас на сегодня – около 4 тысяч парковочных мест как в паркингах, так и при крупных торгово-развлекательных центрах. К концу года эта цифра дорастет до 5,5 тысяч, что в принципе достаточно для Казани. Мы планируем с главным управлением архитектуры отработать вопрос о целесообразности дальнейшего строительства парковок в центре, чтобы не создавать дополнительного трафика.

Впрочем, ни о какой бесплатной парковке власти никогда и не говорили.

- Строительство одного машино-места, как правило, стоит по цене нормальной иномарки. Поэтому ни о какой бесплатной парковке речи быть не может – это не больница, не детский сад, не школа! Имеете автомобиль, платите за то, чтобы парковаться в паркинге, – отрезал Метшин. – Нет желания парковаться – садитесь на общественный транспорт, мы вас довезем, куда вы скажете. Выбор есть, поэтому эту тему просто не стоит обсуждать.

Впрочем, опять-таки согласно европейскому опыту, проблема парковок решена, если стоянкой обеспечены 60% городских машин. Но в Казани ситуация куда хуже: 47% машин обеспечены местами для хранения, паркинги прибавят только 2%. Налицо поле для работы, поэтому исполком продолжает жестко требовать с застройщиков в спальных районах соблюдения нормативов по парковкам у новых домов.