IMG_6940.jpg

«СОЗДАН ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ»

- Марат Ривгатович, на днях исполнился год вашей работы в должности председателя госкомитета РТ по тарифам. Вы что-то уже изменили в работе ведомства? Либо все было настолько отлажено, что вам каких-то шагов и не надо было предпринимать? Как прошел год?

- Безусловно, весь коллектив госкомитета РТ по тарифам – это профессионалы своего дела. Как вы знаете, комитет был создан в 2001 году, а в 2008-ом он приобрел статус государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, и у них уже был определенный опыт работы. А для меня все было новым… Я никогда не думал, что буду заниматься вопросами тарифов, но, как в песне, «партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!», и я возглавил это направление.

Что нового? В июне прошлого года, после принятия решения о ликвидации министерства энергетики РТ, часть полномочий была передана госкомитету по тарифам, в частности, по утверждению инвестиционных программ по теплоэнергетике. Исходя из этого, я вышел с инициативой на президента и премьер-министра нашей республики о необходимости создания экспертного совета по рассмотрению инвестиционных программ при кабинете министров Республики Татарстан, чтобы не было никакой «кулуарности» при рассмотрении инвестпрограмм, чтобы люди понимали, почему принимаются те или иные решения.

У нас сам процесс состоит из ряда согласительных совещаний, куда приходят все заинтересованные лица и профильные министерства и ведомства. Это и члены Общественной палаты, и депутаты Государственного совета РТ. Вплоть до того, что мы приглашаем специалистов из университета, не говоря уж о самих организациях и муниципальных органах, где создаются и рассматриваются эти программы. И совет по инвестициям был создан, вышло соответствующее распоряжение правительства РТ.

- То есть это уже ваша инициатива в этой должности?

- Да, совершенно верно.

- Давно работает этот совет?

- С сентября прошлого года экспертный совет начал функционировать: пошли первые заседания, начали приглашать представителей всех заинтересованных сторон. Больше стараемся работать с депутатами Госсовета РТ, чтобы все вопросы они знали изнутри. Это только с первого взгляда кажется, что легко: вот сели и приняли какое-то решение. На самом деле это достаточно сложно, не всегда с первого захода те или иные решения принимаются. Мы даже попросили расширить состав депутатов, сказали: давайте нам и коммунистов, и чтобы оппозиционеры были.

- То есть вы их привлекли, чтобы в какой-то мере разделить ответственность?

- Да, в хорошем смысле этого слова. Ну, действительно, когда вопрос о том, что опять тарифы растут, тут нужно понимать…

«ТАРИФ ПОДРАЗУМЕВАЕТ БЕЗУБЫТОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

- Тарифами все недовольны - и производители, и потребители услуг.

- Да, ведь само принятие этого решения достаточно сложное. Если будет какой-то перекос в сторону потребителя, то тогда тот, кто эту услугу предоставляет, либо обанкротится в скором времени, либо начнет некачественно работать. Если, к примеру, возьмем теплосетевую компанию, недостаточный тариф приведет к недофинансированию, и, как следствие, – постоянные аварии из-за недоремонта, нехватка персонала, некачественные химреагенты и т.д. Одно за другим тянется. А если перекос в другую сторону, то услуга будет такая дорогая, что потребитель начнет отказываться от нее или перестанет платить.

- Каким образом принимается решение на экспертном совете?

- Путем голосования.

- Вот приняли решение большинством, а компания-производитель решила, что все равно не правы… Она, наверное, имеет право оспаривать решение совета?

- Принятый тариф, который им устанавливается, экономически обоснован. Это подразумевает его безубыточную деятельность. Естественно, если он заложит в фонд оплаты труда, допустим, по миллиону рублей в месяц, то мы это не пропустим. У ТГК-16 и Генкомпании, например, заложили среднюю заработную плату на год в размере 36 тысяч рублей – чуть выше среднего по республике. Что касается оспаривания в суде, то ведь до суда есть еще федеральная служба по тарифам (ФСТ).

- А много случаев в практике Татарстана, чтобы апеллировали на российский уровень?

- В ФСТ России, например, в июне будет рассматриваться обращение ТГК-16 по поводу того, что мы «срезали» у них порядка 1,8 миллиарда рублей (в свете последних событий, не исключено, что компания может отозвать заявлениеприм. ред.).

IMG_6932.jpg

«ВОПРОС «ПЕРЕКРЕСТКИ» НЕ РЕШЕН ТОЛЬКО ПО ТРЕМ ГОРОДАМ»

- Президент Владимир Путин недавно высказался на счет того, что нужно прекращать «перекрестку». Насколько я знаю, в РТ переход уже совершен. Или только частично? Чего ожидать на этот счет потребителям – и предприятиям, и населению? (Фирдаус Бикмуллина)

- Эта тема давно обсуждалась, поскольку сумма перекрестки у нас большая – 3,5 миллиарда рублей при установлении тарифов на 2012 год. И она, как снежный ком, наворачивалась. А когда предприятия группы «ТАИФ» ушли от «перекрестки», то все бремя платежей легло на плечи других предприятий. И вопрос встал ребром: надо было срочно решать проблему. Мы предлагали сделать это с 1 января 2013 года, но в итоге решили с 1 сентября 2012-го: чем быстрее, тем лучше. За то, чтобы быстрее уйти от этой схемы, выступил и президент Татарстана. И он оказался прав.

- В республике вопрос «перекрестки» полностью завершен?

- Вопрос «перекрестки» пока не решен только по трем городам – это Нижнекамск, Заинск и Уруссу, потому что там работает схема «Таттеплосбыта». Сейчас в Казани у нас самостоятельный тариф, в Челнах самостоятельный тариф вступает с 1 июля, потому что, как вы все знаете, тарифы утверждаются на год.

- С 1 сентября «перекрестка» была отменена. Как-то экономический эффект можно оценить за это время?

- В 2012 году нагрузка на предприятия была 3,5 миллиарда рублей, в 2011 – 4,5 миллиарда рублей. Сейчас ее нет.

- А кто на себя взял эту нагрузку? Ведь не все население способно осилить повышение коммунальных платежей.

- Из бюджета идет субсидия того населения, которое подпадает под определенные критерии.

ИЗ-ЗА ТГК-16 «ТАТТЕПЛОСБЫТ» ЗАДОЛЖАЛ БОЛЕЕ 5 МЛРД. РУБЛЕЙ

- К моменту отмены «перекрестки» после ухода предприятий группы «ТАИФ» под ТКГ-16, наверняка, был определенный дисбаланс в поступлении средств за предоставленные коммунальные услуги?

- У нас получился как бы узел – это «Таттеплосбыт», в котором сформировались эти долги – он не сумел рассчитаться с Генерирующей компанией за отпущенное тепло. Это была огромная проблема, которая не позволяла развиваться дальше.

- На какую сумму были долги?

- Более 5 миллиардов рублей, в том числе 3 миллиарда – Генерирующей компании.

- И сейчас как «Таттеплосбыт» расплачивается?

- Оптимизирует расходы, изыскивает резервы, развивается. Все эти суды (с ТГК-16прим. ред.), взаимное оспаривание интересов – тоже звенья одной цепи, потому что сумма немалая. Можно, конечно, сказать: «Давайте разойдемся, как в море корабли», – но кто закроет такую сумму?! Газ был израсходован, зарплата была выплачена…

«РОСТ ТАРИФА НА ГАЗ - ЛОКОМОТИВ РОСТА ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО»

- Министр энергетики Александр Новак говорит о повышении тарифов на энергопотребление на 15 процентов в год. Объясните нам, чем это мотивировано? И поясните позицию госкомитета по тарифам по данному вопросу. (Из комментариев)

- Этот вопрос, к сожалению, не в компетенции госкомитета РТ по тарифам.

- Это понятно, но все-таки вы как можете сами себе и нам объяснить?

- Я так понимаю, что есть стремление догнать внутреннюю цену на газ до цены экспорта, а там на сегодняшний день цена «зашкаливает». Такой темп роста тарифа на газ – 15 процентов ежегодно – является локомотивом роста всего остального. Если рост цены на газ будет остановлен или, допустим, снижен, тогда можно будет говорить о каких-то позитивных тенденциях.

- То есть говорить о снижении тарифов нет никакой возможности?

- В части снижения тарифов хочу вас проинформировать: в прошлом году по завершению тарифной кампании «аппетит» тех организаций, которые заявлялись в госкомитет РТ по тарифам, нами был снижен примерно на 14,5 миллиарда рублей.

- А каким был общий объем их «аппетита»?

- Порядка 80 миллиардов рублей.

- Как вы считаете, почему тариф на газ растет всегда на 15 процентов, не менее?

- Потому что «Газпром» – крупнейший плательщик Российской Федерации. И от того, как будет наполняться бюджет от его платежей, я так понимаю, зависит выполнение и социальных обязательств, и прочих задач государства.

За последние несколько лет составляющая газа в структуре цены дошла до 80 процентов: 80 процентов – топливо, 20 процентов – заработная плата, капитальные ремонты, текущее содержание и все остальное.

IMG_6943.jpg

«ИСКЛЮЧИЛИ 5,4 МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ НЕПРОФИЛЬНЫХ РАСХОДОВ»

- Когда цена газа растет на 15 процентов, а тарифы на меньшую величину, то на чем приходится экономить?

- Еще до моего прихода в госкомитет по тарифам были приглашены специалисты Высшей школы экономики из Москвы для проведения аудита двух компаний – ТГК-16 и Генерирующей компании. Результатом стало то, что было исключено 5,4 миллиарда рублей непрофильных расходов. Процент снижения в целом составил порядка 16 процентов: по ТГК – 7,5 процента, по Генкомпании – 2,5.

Когда начинаешь рассматривать тарифные дела, смотришь, какие есть расходы, связанные, допустим, со стимулированием разного рода, с ценой приобретаемого топлива. Когда подрегулировали, получились такие резервы.

- Речь идет о ТГК-16?

- Это не только ТГК-16, это касается всех компаний. У нас подходы едины для всех, мы не выделяем – это Генкомпания или ТГК-16. Хотя некоторые коллеги пытаются упрекнуть нас в том, что у нас есть особенные подходы к отдельным компаниям. А у нас решения принимаются наглядно, там нет никаких тайн, любой может прийти.

- А еще резервы есть для сокращения?

- Нужно смотреть по разным направлениям. Если мы говорим, допустим, про тепло, то конечная цена для потребителя – это ведь не только производство тепла, это еще и его транспортировка. Мы считаем, что на сегодняшний день в части оптимизации расходов непосредственно у самих производителей тепловой энергии белых пятен гораздо меньше стало, потому что проведена большая работа в этом плане. Сейчас надо оптимизировать расходы Теплосетевой компании, где потери при транспортировке достигают более 20 процентов. И транспортировка сопоставима по цене с производством.

- И как они думают снижать потери?

- Оптимизировать! Они же специалисты. Применять более качественные материалы, например. У нас есть заключение, что оптимизация расходов возможна. Производитель знает, куда ему нужно поставить свой продукт. Там же два продукта получается – электроэнергия и тепло. Если тебе некуда поставить тепло, то ты не проходишь по стоимости электроэнергии. То есть ты не можешь выйти на рынок мощности. А если есть, куда девать тепло, тогда у тебя шансы растут. На чем они зарабатывают, так это на электроэнергии. Поэтому генераторы заинтересованы в потреблении тепла. Тем более если это Генкомпания, у которой львиная доля потребителей – это население. А у ТГК-16 стоит рядом завод «Нижнекамскнефтехим», который все 24 часа 365 дней в году ровным циклом потребляет…

- Компании говорят, что у них все старое, надо обновляться, инвестиции нужны… Поэтому надо повышать тарифы.

- Есть три источника для осуществления инвестиций: а) прибыль, тарифный источник, б) амортизация, в) заявленные источники. Исходя из этого, на экспертном совете рассматриваются эти процессы: изучаем, смотрим, какие источники, какие цели. Если раздуваешь эту составляющую, то тариф растет. Мы не заинтересованы в этом, и в первую очередь обращаем их внимание на те амортизационные отчисления, которые у них складываются и, в принципе, должны направляться на перевложения.

Если ты затеваешь какую-то инвестиционную программу, ты на выходе должен получить эффект – экономический и технологический, то есть потери должны быть снижены, удельный расход топлива при производстве должен быть снижен. Твои дивиденды в этом. Если ты можешь обоснованно доказать, что действительно игра стоит свеч, пожалуйста, можешь под это дело привлекать кредиты, а мы будем рассматривать, какие проценты можно учитывать.

«В ЧЕЛНАХ РОСТ ТАРИФА НА ТЕПЛО - 10 ПРОЦЕНТОВ»

- Что ждет потребителей тепла в ближайшее время - удорожание? (Валерий Павлович Мартыненков)

- В Челнах будет рост тарифа на тепло порядка 10 процентов, и это связано с тем, что у них два теплоисточника - котельная и ТЭЦ. Котельная там мощнейшая, но у нее выработка достаточно дорогая. Когда тепло от нее в общую трубу попадает, «замешиваются» два тарифа.

А по Нижнекамску, Заинску, Уруссу рост составит 2,6 процента. Но законодательство предписывает, что должна быть единая теплоснабжающая организация в рамках каждого теплоисточника соответственно сети, поэтому, рано или поздно, я думаю, что не позднее 1 января будущего года, произойдет изменение по Нижнекамску, Заинску и Урусу.

А в целом по году, если посмотреть по всей группе, где заложен тариф, – водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, – то у нас рост составил 5 процентов.

Ежегодный рост тарифа на газ – 15 процентов, а газ за собой тянет повышение тарифа на электроэнергию, потому что в структуре топлива с комбинированной выработкой газ составляет от 75 до 85 процентов. Поэтому никуда тут не денешься…

С 1 ИЮЛЯ В РТ ПОВЫСЯТСЯ ТАРИФЫ

- С 1 июля в РТ опять повысятся тарифы? На какие виды услуг и на сколько? (Ильгиз Каримович Зиганшин)

- У нас все тарифы приняты в соответствии с социально-экономической программой Российской Федерации. Есть прогноз, в рамках которого федеральная служба по тарифам до каждого субъекта России доводит предельные максимальные и минимальные уровни, до которых можно поднять существующие тарифы.

Исходя из этого, у нас рост такой: газ – на 15 процентов (было 4,01 рубля, будет 4,61), электроэнергия – на 12 процентов (было 2,57 рубля, будет 2,88). В среднем по республике будет рост не более 5 процентов, если взять все жилищно-коммунальные услуги.

- А можно все цифры привести? Озвучены 15 процентов и 12 процентов, а в среднем – 6 процентов. Как это получается?

- У всего есть определенный удельный вес в структуре платежа. По холодной воде рост составит 3,9 процента, по водоотведению – 7,6 процента, по теплоснабжению – 5 процентов, по горячему водоснабжению роста не будет вообще, по электроснабжению – 12 процентов, по газоснабжению – 15.

Если мы говорим о процентах, то по городу Казани принят тариф с 1 сентября – 1270 рублей, и он остается неизменным, а в Казани – 1,5 миллиона человек. Значит, он тоже вносит свой удельный вес в целом по республике. Поэтому, исходя из этого, средняя цифра составляет 4,8 - 5 процентов.

- В Челнах тариф на тепло с 01.07.13 года 1400,08 руб. Г/кал. – поставщик ОАО «Генерирующая компания», а в городах Казань, Нижнекамск, Елабуга остается 1271 рубль, поставщиками являются ОАО «Таттеплосбыт» и ПТС. Тариф Набережночелнинской ПТС составляет 850 рублей. Как утверждаются тарифы? И как тариф ПТС Челнов может быть в два раза ниже, чем при комбинированной выработке, т.е. ТЭЦ? Если скажете, что в Челнах инвестиционная составляющая большая, что станция и сети изношены, тогда в Елабуге у ПТС положение еще хуже. Чего больше в тарифах – политики или экономики? (Гульназ Салимгареева)

- Я пояснял ранее, что в Челнах действует открытая система теплоснабжения. У них два теплоисточника — ТЭЦ и котельная, у которой производство тепла дороже получается. Исходя из этого, такой рост и идет. Но я в курсе, что там генерирующая компания занимается оптимизацией схемы теплоснабжения для того, чтобы такого роста в последующем не было.

- Чего же все-таки больше в тарифах: политики или экономики?

- Я думаю, экономики больше. А политика, наверное, на самом верху, когда идет рост цены на газ на 15 процентов. Я за год работы, например, никакого политического давления не испытывал. Я думаю, для власти самое главное — это прозрачность принятых решений.

- Проверка расчетов предприятий при установлении им тарифа – это больше бумажная работа или с выездом на место?

- 80 процентов работы — это сидя на месте. Ну, приедешь ты и увидишь, что там котел стоит, но вопрос ведь не в самом котле, а как он топливо расходует.

ЦЕНА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ: РТ НА 34-М МЕСТЕ ИЗ 83

- Бизнесмены жалуются, что, по их мнению, в регионах вокруг Татарстана стоимость электроэнергии ниже. Это так?

- Я с этим не соглашусь: по стоимости электроэнергии из 83 субъектов мы находимся на 34 месте. Стоимость электроэнергии — это составляющая трех частей: стоимость непосредственно на оптовом рынке, стоимость передачи и надбавка. И, в конце концов, получается конечная стоимость одного киловатта. Для населения эта цена регулируется ФСТ и ежегодно доводится до каждого региона. А для прочих потребителей есть 6 ценовых групп, исходя из зоны напряжения: генераторы напряжения, высокое напряжение, среднее напряжение 1, среднее напряжение 2 и низкое напряжение.

По высокому напряжению — одни затраты на содержание этого оборудования, а по низкому напряжению, что касается населения, малого бизнеса — там другая цена, дороже получается. Самая дорогая цена по низкому напряжению, поскольку затрат много: с высокого надо перевести на низкое напряжение, потом до каждого потребителя дойти и так далее. Самое дешевое будет там, где производится.

- И нет решения проблемы дороговизны электроэнергии для малого бизнеса?

- Есть методика расчета по удельным единицам затрат: все оборудование, провода, опоры и т.п. по методике переведены в условные единицы. Исходя из этих условных единиц, идет расчет, сколько и куда должно отнестись. Если мы сейчас будем ломать эту схему для того, чтобы для малого бизнеса сделать цену такую, какую они хотят... Вот на сегодняшний день по низкому напряжению – это где-то 4 рубля за киловатт получается. А по высокому напряжению цена меньше. А сетевая компания расходы же несет, у них есть понятие «необходимая валовая выручка» — средства непосредственно на их содержание. И эта выручка точно так же по статьям разложена: на заработную плату, на ремонт, на текущее содержание и так далее. Лишних денег у них тоже нет. Эти расходы должен же кто-то нести!

Получается, что если мы урезаем здесь, то тогда мы должны будем эти расходы переложить на потребителей по другой категории напряжения. И тогда возникает та же самая «перекрестка». То есть одни предприятия будут оплачивать электроэнергию за других. Если пойти по этому пути, то это нарушение с точки зрения тех нормативных документов, которые установлены федеральным законодательством.

Конечно, мы не лидеры по самой дешевой электроэнергии. Но тяжело состязаться с теми, кто находится поблизости от Саяно-Шушенской ГЭС, где стоимость киловатта до рубля не доходит. В Саратове, Волгограде точно дороже, чем у нас. В Чувашии, наверное, только чуть меньше, чем у нас. Я не могу сказать, что у нас самая дорогая электроэнергия. Это не соответствует действительности.

ДВУХТАРИФНЫЙ СЧЕТЧИК СТАВИТЬ НЕВЫГОДНО

- Поставили двухтарифные электрические счетчики – повысили тарифы. Почему у нас тарифы зависят от приборов учета? Это же абсурд. Надо вернуть обратно, как было. Что уж издеваться над народом! И так затратили деньги на двухтарифный счетчик, он дороже однотарифного, установка тоже дороже. Да еще тариф подняли и ОДН за электроэнергию платим по этим же тарифам. А нельзя ОДН считать по тарифам однотарифного прибора? Мы и так пострадали, да еще за кого-то платим по новым тарифам. Обидно. (Фазулзянова Раиса Равилевна)

- Есть методика распределения стоимости между счетчиками двух тарифов – день и ночь. В свое время был неправильно составлен двухзоновый тариф. Я так и не понял, почему это было сделано таким же образом, что и с «перекресткой». Получалось так, что есть одноставочный тариф, есть двуставочный. И одноставочный был ровно наполовину поделен, то есть он экономически был необоснованный. Исходя из этого у «Татэнергосбыта» по году формировались убытки на 200 миллионов рублей. В прошлые годы у них могла появиться прибыль, когда они играли на рынке на пиках покупки и продажи, за счет чего они и закрывали потери. С апреля прошлого года были внесены изменения в законодательные документы, и у них такой возможности не стало.

И, соответственно, остро встала проблема покрытия убытков в 200 миллионов рублей. Вопрос: откуда деньги взять и кто их должен заплатить? Если «Татэнергосбыт» хоть на один день делает просрочку платежа, то его, как поставщика, исключают. И тогда все потребители у нас «подвисли» бы. И было принято решение вопрос привести в соответствие с нормативной базой.

Исходя из этого, действительно, произошло изменение: дневная часть немного поднялась, и подтянулась ночная часть. Когда людей убеждали ставить двухтарифные счетчики, реально была экономия. Душой я понимаю, что ночью станция работает, никуда не реализовывая электроэнергию. Но, нравится нам или не нравится, закон есть закон. На сегодняшний день ночное потребление – менее 30 процентов, невыгодно получается.

- Невыгодно оплачивать по двухтарифному счетчику?

- Невыгодно оплачивать непосредственно по дифференцированным по зонам суток тарифам. Но если ты потребляешь больше 30 процентов, то тогда появляется какая-то экономическая целесообразность. Этот вопрос ставился неоднократно и депутатами. Но данный вопрос касается только населения, а для бизнеса изначально все сделано было правильно. Мы тоже и письма писали, что есть вопросы в части двухтарифного счетчика, и к депутатам обращались, чтобы они апеллировали к государству. Но пока воз и ныне там.

- Имеет ли госкомитет РТ по тарифам отношение к вопросам ОДН? Получается, что тарифы, установленные вашим комитетом, на практике превышаются. (Маршида)

- ОДН – это расхождение между общедомовыми показаниями счетчика и квартирными. Если ОДН превышает 10 процентов, это, по большому счету, либо где-то что-то протекает, либо кто-то не платит за потребленные услуги, либо «химичит» с приборами учета.

Интересный опыт есть в Елабуге: прямо на подъезде дома вывешивают список, где указан номер квартиры без фамилии и сколько там платят за воду, за электроэнергию. И сразу понятно, кто недоплачивает, а кто переплачивает. Не может быть так, что потребление в двух одинаковых квартирах разительно отличается. Все же говорят о пресловутом случае с водой: бабушка раньше за куб платила, а сейчас три куба приходится оплачивать. Вопрос: куда эта вода уходит?

- На 31 декабря 2011 года тариф на воду (условно) был 100 рублей. Если бы ценообразование было прежним, то с 1 января 2012 года тариф увеличился бы на 6 процентов и составил, таким образом, 106 рублей. В начале этого года тариф увеличился бы еще на 6 процентов и составил 106*1,06=112 рублей. И 1 января 2014 года тариф будет составлять 112*1,06=118 рублей. Комитет по тарифам (и правительство) решил перенести рост тарифов с января на июль, увеличив рост в два раза. Получается, что с 1 июля 2012 года тариф на воду составил 112 рублей в месяц, а с первого июля 2013 года тариф составит 112*1,12=125 рублей. В 2014 году в начале года мы будем платить по 125 рублей, а с июля – 140 рублей. Таким образом, реальный уровень инфляции в сфере ЖКХ в два раза выше, чем объясняют чиновники. Как это укладывается в слова о том, что услуги ЖКХ будут дорожать не больше, чем инфляция по стране? (Константин Иванин)

- Сам по себе вопрос некорректен. У нас изменения тарифов происходят, еще раз говорю, один раз в год. В прошлом году тариф изменялся два раза, поскольку был переходный период. У нас тариф принимается с 1 января на календарный год, но изменения происходят только с 1 июля. Такая календарная разбивка. И фактически тот новый тариф, который с 1 июля вступит в силу, будет действовать до 1 июля будущего года.

IMG_6955.jpg

«СЕБЕСТОИМОСТЬ МЕТРО – 27,85 РУБЛЯ, ТАРИФ – 16 РУБЛЕЙ»

- Гендиректор МУП «Метроэлектротранс» на интернет-конференции в БО жаловался, что себестоимость проезда в электротранспорте гораздо выше, чем цены на билеты. Что учитывается при назначении тарифа: реальная себестоимость услуги или угроза социального взрыва из-за повышения цен? (Ринат)

- Действительно, в части ценообразования там вопросы есть. По сути, заказчиком в данной ситуации является муниципалитет города Казани. Но мы, безусловно, смотрим. Есть же индекс максимального роста, который мы можем дать, чтобы не выйти за прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. Это раз. А во-вторых, у метро в этом году себестоимость выходила 27,85 рубля, а в прошлом – 38,66 рубля. Хотя тариф там 16 рублей за одну поездку. Но я думаю, что народ будет больше ездить, а чем больше народ ездит, тем больше зарабатывает метро. Себестоимость будет уменьшаться, все придет в порядок. Если вы предлагаете одномоментно проезд поставить 40 рублей, то, я думаю, что ничего хорошего из этого не получится.

- То есть политика здесь явно учитывается?

- Даже не политика, а, скажем, социальная защита наших граждан. К тому же, Метроэлектротранс получает субсидии из городского и республиканского бюджета.

- Говорят, все равно не хватает…

- Мы за то, чтобы население не чувствовало себя ущербным. Это постоянный баланс интересов. Если мы сейчас пойдем на поводу у «Метроэлектротранса», то мы можем привести его в процветающее состояние, но вопрос — какой ценой? То есть за все это будете вы, мы, любой из нас, оплачивать.

- Но ведь то же самое население жалуется на то, что трамваи старые, что рельсы кривые, по ним ездить невозможно. На содержание всего этого надо выделять средства из бюджета, поддерживать предприятие, потому что оно изначально коммерчески невыгодно. Или вы не согласны с этим?

- Брать полностью в нагрузку — это никакой бюджет никогда не выдержит! Вопрос в том, откуда нам сегодня деньги взять, чтобы содержать и трамваи, и троллейбусы, и автобусы, и остальные наши пожелания. Необходимо оптимизировать маршрутную сеть, переводить на четкий учет пассажиров, чтобы безбилетников не было. Во всем мире такая проблема существует. Например, метро везде дотационное. В чистом виде на самоокупаемости его нет нигде – ни в Москве, ни в Питере.

- В связи с активными призывами городских властей пользоваться общественным транспортом, в том числе и метро, когда будут введены безлимитные тарифы «трамвай+метро» и «троллейбус+метро» (тариф на все виды электротранспорта за 1250 рублей многим не подходит, т.к. это дорого, и большая часть пассажиров не пользуется одновременно тремя видами электротранспорта)? (Артур)

- Эта инициатива не от нас должна исходить.

- А от кого?

- Тут же заказчик – Казань. Это транспортная схема непосредственно города. Администрация города, как заказчик, должна определить схему для себя.

- И обратиться к вам с предложением установить соответствующий тариф?

- Да. На сегодняшний день там все категорировано. Допустим, один проезд столько стоит, по проездным билетам на 5 - 10 поездок столько-то стоит, по социальной карте – столько-то. То есть все четко расписано.

НА НОВУЮ РАБОТУ СОГЛАСИЛСЯ С РАДОСТЬЮ

- Расскажите, как вам удалось так быстро взлететь по карьерной лестнице? Кто ваш родственник? (Руслан Галлямов)

- Имеется в виду, что комитет по тарифам возглавил?

- Да. Вы сами-то считаете это карьерным взлетом? Или как некую Голгофу?

- Ну почему? Работа – везде работа. Я считаю, что это достаточно интересный участок, я до этого 12 лет работал в казначействе.

- Там, наверное, поспокойнее работа была?

- Знаете, бывали разные этапы: то внедрение электронного бюджета, то еще какие-то новшества придумываются. Но они носят больше такой внутрисистемный характер, работа с бюджетополучателями. А в госкомитете по тарифам вопрос касается каждого: и населения, и бизнеса, и производителей коммунальных услуг. Тут работа немного другая.

- Кто предложил вам эту должность?

- Президент Татарстана.

- Вы сразу согласились? На раздумье не брали время?

- Нет (смеется). С радостью согласился! Понимаете, работать 12 лет на одном месте достаточно уже. И когда такое предложение от президента поступило...

- За год работы вам это предложение не разонравилось?

- Здесь я нашел очень много полезного и интересного для себя. А предыдущий опыт позволяет на все посмотреть с другой стороны. Если речь идет о каких-то процедурах, у меня всегда возникает вопрос: а где эффективность? Есть вопросы, на сегодняшний день до конца не отработанные.

IMG_6926.jpg

- Поле для деятельности еще есть?

- Я думаю, да, потому что много нормативной базы еще не прописано, правила поведения участников пока не прописаны, потому что есть разные формы собственности. Начиная с проведения закупок: на каких условиях, что это, как это... Потому что тариф — это уже конечное. Вот если все это до конца выстроить в одну стройную систему, я думаю, тогда и вопросов будет меньше. А на сегодняшний день кто в лес, кто по дрова. Хотя все позиционируют, что у них своя электронная площадка, они открыты... Но я думаю, что не так все просто.

- Команду вы обновили под себя?

- Нет. Абсолютно!

- Скажите, как вам удается так элегантно и подтянуто выглядеть? Ваш рецепт красоты, каким спортом вы занимаетесь? (Игорь Сидоров)

- Да, спортом я занимаюсь постоянно – и плаваю, и в волейбол играю по возможности. Я с удовольствием спортом занимаюсь, когда есть время. Может быть, не так регулярно получается.

«МЫ ОТКРЫТЫ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ!»

- Газету «БИЗНЕС Online» читаете?

- Каждый день.

- Ваше мнение о нашей газете?

- Интересная, свежая. Самое главное — постоянно информация идет. Этот режим очень правильный. Ведь, к сожалению, некоторые средства массовой информации берешь, а читать там нечего.

- По отношению к журналистам, к СМИ какая ваша политика?

- Мы открыты для общения! Я уже нашему пресс-секретарю говорил: давайте будем больше приглашать журналистов на наши совещания. Ведь чем больше это открыто и видно, тем меньше вопросов. Через вас идет информация непосредственно к людям. Если журналисты будут в теме, то излагать нашу информацию будут правильно.

- Марат Ривгатович, спасибо за информацию. Успехов вам!