РАЗВИТИЕ ОБРАТНЫМ ПУТЕМ
- Сергей Александрович, известно, что россияне, в том числе и казанцы, в массе своей на соревнования не ходят. Что будет со спортивной инфраструктурой Казани после Универсиады?
- Способ решения проблемы один. Нужно формировать культуру боления, посещения соревнований. Как таковой в Казани ее нет. Мы, к сожалению, до сих пор не знаем такого вида досуга, как посещение спортивных арен всей семьей и искренняя поддержка любимой команды, любимого города. В то же время при таком количестве населения просто не должно быть пустых трибун. Дело в ментальности. Положительный пример – тот же Запад. Там другая картина. Стадионы полны. Культовые клубы, такие как «Бавария», «Манчестер Юнайтед», «Барселона», прибыльны. Они получают инвестиции и увеличивают их. Зарабатывают на продажах билетов, футболок, рекламных, телевизионных правах. Билеты у них, кстати, дороже, чем у нас, но всегда раскупаются. Бизнес-машина работает.
- Вы думаете, у нас такое возможно?
- Выхода другого нет. У Казани громадная спортивная инфраструктура. В рамках подготовки к Универсиаде появились десятки новых спортивных сооружений и комплексов. Без посещаемости вся инфраструктура будет мертва.
Запад научился конвертировать спорт в деньги. Это факт. Люди ходят на стадионы семьями, знают историю клубов, игроков, умеют красиво, не выходя за рамки приличия, их поддерживать. Регулярное посещение соревнований – состояние естественное, диктуемое образом жизни. Там у них были проблемы с безумствующими фанатами. В частности, в Англии. Оголтелая молодежь выезжала в соседние страны, устраивала побоища, доходило до убийств. Но потом власти обуздали фанатов, очистили от них стадионы, и трибуны заполнились нормальными людьми.
- Судя по телевизионным репортажам, этого не скажешь. Сюжеты о стычках фанатов – не редкость.
- Я думаю, это больше связано с привычкой телевизионщиков искать жареное. Хулиганствующий элемент устраивает стычки на периферии стадионов, но не делает погоды на трибунах. В 80-е, 90-е годы прошлого века в Англии, Испании, Германии фанатам выдали «черную метку» и ликвидировали их господство на стадионах. По аналогичному пути развивается Восточная Европа. Польша активно работает над созданием нормального климата на трибунах. Там тоже спортивные хулиганы временами вылезают из «щелей» и устраивают акции. Но в целом ситуация под контролем, вектор развития определен, происходит становление нормальной культуры боления, и все идет к тому, что на трибунах установится порядок.
Сергей Миронов |
Мы оказались в состоянии чудовищного разрыва. Во всем мире спрос рождает предложение. У нас – наоборот. Сложилась парадоксальная ситуация. Есть предложение, но нет спроса. Что мы имеем? Пятерку клубов суперуровня: «Зенит-Казань», «Динамо-Казань», «Рубин», «Ак Барс», «УНИКС». Все они могут гордиться крутыми достижениями. Это клубы мирового класса, которые играют в Европе, на разных континентах, побеждают сильнейшие команды. Зенит-Казань» – многократный победитель Лиги чемпионов, «Рубин» бил «Барселону», «Интер», «Челси», «Атлетико»; «Ак Барс» выигрывал Кубок европейских чемпионов, два Кубка Гагарина и т. д. Наши клубы – чемпионы по всем основным видам спорта! Такого набора крутейших команд нет ни в одном другом городе. И при том наш спорт убыточен. Он держится за счет нефтегазовых денег. «Ак Барс» поддерживает «Татнефть», «Зенит-Казань» – «Газпром», «Рубин» – ТАИФ. Крупные компании вкладывают гигантские суммы. Эти деньги просто растворяются. Клубы прибыли не приносят. Стадионы полупусты. Как только прекратится финансовое донорство, наш спорт высоких достижений кончится. Но денежки пока вроде дают, и на том все держится. Еще более неутешительная ситуация по некомандным видам спорта. Такие соревнования в городе стали проводиться довольно часто. Достаточно вспомнить чемпионат мира по художественной гимнастике, чемпионат Европы среди студентов по борьбе и т. д. Если клубы еще кого-то притягивают, то у этих видов спорта практически нет болельщиков.
Нужно поддерживать не только клубы, но и прививать любовь к игровым и индивидуальным видам спорта. Это тоже важно. Главное – индустрия спорта должна приносить прибыль.
- Может, это пока болезни роста?
- Конечно, объективные причины, объясняющие плохую посещаемость, есть. Те же объекты Универсиады возникли в очень короткие сроки. Многие казанцы еще просто не успели к ним привыкнуть. Привычка, как известно, формируется годами. Кроме того, в столице наблюдается такая проблема, как переизбыток культурных событий. У нас Цирк дю Солей бывает каждые полгода. Непрерывной чередой сменяются концерты, фестивали, праздники. Хлеба и зрелищ в городе достаточно. Казань избалована событиями. Сбрасывать со счетов этот фактор тоже нельзя.
И все же основная причина в том, что клубы изначально не хотели работать с болельщиками. Когда нет необходимости ломать голову о рентабельности, обращать внимание на такие «мелочи», видимо, не хочется. Все, абсолютно все клубы увлечены покупкой звезд. Каждый год клубы тратят миллионы евро на новых игроков, не говоря об их зарплатах, вместе с тем не считают возможным тратить деньги на болельщиков. Хотя хватило бы очень скромных сумм, чтобы поднять движение болельщиков на другой уровень.
ВПЕРЕД К ПОЛНЫМ СТАДИОНАМ?
- Легко сказать – сформировать культуру боления. Не станете же вы водить казанцев за ручку на стадионы. Как это осуществимо на практике?
- Один только пример. В июле 2012-го при содействии комитета был создан центр спортивных болельщиков Казани, который объединил студенческую молодежь. Все началось с лидеров болельщических групп от КХТИ, Института экономики, управления и права, КГЭУ и КГАСУ. Собрался костяк человек 20. Ребята думали, как красиво болеть на стадионах, не выходя за определенные рамки.
- Придумали?
- Осенью 2012 года на I форуме болельщиков РТ был принят «Кодекс поведения спортивного болельщика», который определил принципы, на которых базируется работа центра. Никто не призывает сидеть на стадионе с каменными физиономиями. Речевки – пожалуйста, разные фишки в виде ленточек, разрисованных лиц и т д. – сколько угодно. Но мат, алкоголь, файеры, оскорбление соперника и драки неприемлемы.
- Хорошо. Но надо еще добиться, чтобы ребята пришли на стадионы.
- Центр взаимодействует с 10 казанскими вузами и 5 ссузами. У нас налажены хорошие отношения с проректорами по учебно-воспитательной работе. Студенты у них на виду, они хорошо знают, кто из них имеет тягу к спорту, и рекомендуют таких ребят центру.
В свою очередь, мы стремимся закрепить имеющийся интерес к спорту и направить его в правильное русло. Показываем ребятам спортивные объекты, приглашаем их на игры. Нужно один, два, три раза посмотреть, что происходит на стадионе, и тебя затянет. Ребята начинают смотреть на мир другими глазами. Они у нас очень грамотные. Изучают правила, особенности, тонкости игр и знают их не хуже спортсменов.
В Казани 137 тысяч студентов. Высокий процент из них – иногородние. Для приезжих походы на стадион – это еще и возможность лучше узнать город, ощутить к нему свою причастность. Общаясь со сверстниками из разных вузов, ребята быстрее адаптируются и перестают чувствовать себя в Казани чужими.
Наша цель – полные стадионы. Но не надо, чтобы туда загоняли. Казанцы должны стремиться посещать их сами с семьями, детьми в экипировке клуба. Чтобы эта традиция возникла, начинать нужно с молодежи. Так, собственно, и формируется культура боления.
- Пересекается ли как-то деятельность центра с неформальным движением казанских фанатов?
- Мы параллельные, абсолютно непересекающиеся миры. Я пытался найти логику в действиях типичного фаната, но не нашел ее. Складывается впечатление, что для него главное – разорвать на себе рубашку, прокричать что-то, запустить файер, обкурить и обхамить обычных зрителей, которых они презрительно называют «кузьмичами». Все, точка. Иного алгоритма действий практически не бывает. А если еще удалось подраться с соперником – считай, день прожит не зря. С деструктивным фанатским движением с их примитивным, разрушительным мировоззрением, оскорбительной терминологией нам не по пути.
- Будет ли центр привлекать студентов к участию в Универсиаде?
- На базе центра сформирована группа поддержки сборной России.
- Кто финансирует подготовку ребят?
- Финансирования на самом деле большого не требуется. Практически все держится на энтузиазме. Средства нужны на приобретение футболок, барабанов, другой амуниции. В масштабах большого спорта деньги небольшие – несколько десятков тысяч рублей. Финансируют вузы, частично комитет. Работа волонтерская.
- Мэр Казани предложил создать открытый музей «Рубина» на стадионе «Казань-Арена». Пытаемся подражать лучшим футбольным командам мира?
- А почему бы и нет? Музей футбольного клуба «Барселона» в Испании привлекает 1,2 миллиона посетителей ежегодно. По популярности с ним может сравниться только музей Пикассо в Барселоне. В Италии на стадионе «Джузеппе Меацца» есть музей футбольных клубов «Милан» и «Интер». Форма, награды, история громких побед любимой команды всегда притягивают болельщиков, поддерживают интерес к клубу. Это показатель развитой спортивной культуры. Поэтому он был бы полезен Казани. Особенно если учесть, что не за горами чемпионат мира по футболу.
- Культура боления Запада формировалась порядка 100 лет. У нас столько времени в запасе нет. Какие сроки вы ставите?
- Ближайший ориентир, на который мы могли бы ориентироваться, – чемпионат мира по футболу 2018 года. Через пять лет можно было бы представить хорошие, заполненные стадионы Казани. Пять лет – это, конечно, очень мало. Мы изучали опыт Москвы. Там культуре боления лет 50. Но она все равно в достаточной мере не сформирована. Хотя и намного сильнее Казани. Москвичи, покупая билеты, заполняют стадионы наполовину. У нас заполняемость «зависла» где-то на уровне 10 процентов. Но если работать, заниматься, результата достичь можно.
- Есть положительные примеры?
- Некоторые клубы пересмотрели политику в отношении болельщиков. Например, «Ак Барс», переживающий смену поколений как на льду, так и на арене, в последнее время вынужден менять ситуацию. Образец качественной работы с болельщиками – «Зенит-Казань». Клуб объявил политику дружбы и стал грамотно поощрять интерес. Удачным было решение устроить состязания по поддержке «Зенита» среди вузовских студентов. Ребята из разных вузов изучали тонкости игры. Думали, как ярче, красочней поддерживать команду. Уже три года победители конкурса летают в самолете со спортсменами на финал Лиги чемпионов. Представляете ощущения ребят? Они буквально полюбили клуб. «Зенит» обеспечивает болельщиков транспортом. Автобусы подгоняют прямо к общежитиям студентов, остановкам метро. Студент всегда знает, закончится игра – он будет с комфортом доставлен домой.
Клуб отлично поработал, и результат не заставил себя ждать. Три года назад у «Зенита» не было болельщиков. Сейчас стадион во время игры клуба заполнен на 80 процентов. Опыт показывает, что высокая посещаемость соревнований – не утопия, а вполне достижимая цель.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.