460-9.jpg
Денис Мацуев: "На культуре заработать деньги невозможно, нужны дотации государства и деньги меценатов"

«ИМПРЕСАРИО НУЖНЫ РАСКРУЧЕННЫЕ МУЗЫКАНТЫ»

По словам народного артиста РФ, лауреата госпремии России Дениса Мацуева, доминирующее положение в мире занимает русская школа пианизма. Не важно, где живут и работают пианисты, практически половину мирового рынка занимают российские музыканты. И не только пианисты, но и представители других специальностей. Это связано с тем, что существует большой отток российских педагогов, что особенно было заметно в 90-е годы прошлого века. Тогда такую ситуацию провоцировали крошечные зарплаты учителей и педагогов во всей сфере образования, и в музыкальных школах в частности. Но, даже живя и работая за границей, они обучали своих студентов русской школе игры на инструментах.

- Даже у самого, пожалуй, известного американского пианиста, лауреата международного конкурса имени Чайковского Вана Клиберна был педагог из России – Розина Левина. Так что можно сказать, что он так же представитель русской пианистической школы, – рассказал интересную и малоизвестную деталь Мацуев.

Мацуев полагает, что в отличие от мировой картины в нашей стране наблюдается бум интереса к музыке академических жанров, и, по его глубокому убеждению, это обстоятельство является поводом для гордости.

- У импресарио одна головная боль – как заполнить зал, а идут прежде всего на раскрученные имена, – говорит Мацуев. Он, кстати, дает около 200 концертов в год по всему миру, и нет, пожалуй, страны, в которой он бы не выступал.

Мацуев полагает, что (несмотря на то, что импресарио с настороженностью относятся к новым именам) не все так плохо. У молодых есть возможность заявить о себе, в этом помогают и конкурсы, и фестивали. И то, что делают в этой области Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, – это переоценить невозможно.

«ДЕНЬГИ НА КУЛЬТУРЕ ЗАРАБОТАТЬ НЕВОЗМОЖНО»

Мацуев, который часто концертирует в Казани, очень положительно отозвался о музыкальной атмосфере, царящей в городе.

- У вас такой президент – Рустам Минниханов – что можно только позавидовать. То, что он так поддерживает культуру, дает гранты ГСО РТ, театрам – такое можно увидеть не в каждом регионе. На сегодняшний день ваш симфонический оркестр один из лучших в России, и стал он таким всего лишь за три неполных года, – говорит Мацуев.

Пианист часто концертирует с ГСО РТ под руководством Александра Сладковского и может анализировать те положительные изменения, что происходят с оркестром. По его словам, он на днях выступал с ГСО РТ в Москве, в рамках фестиваля «Черешневый лес», и концерт этот прошел триумфально.

- Я выступаю с разными оркестрами мира, мне есть с чем сравнивать. Оркестр из Татарстана играет на европейском уровне. Как они недавно исполнили «Весну священную» Стравинского, не всякий московский оркестр мог бы так исполнить это сложнейшее сочинение. У оркестра прекрасные перспективы, в ближайшие годы он будет гастролировать по всему миру, и я в этом буду его поддерживать, – говорит Мацуев.

Музыкант полагает, что секрет успехов татарстанских артистов в правильно расставленных в республике акцентах, когда академическое искусство всячески поддерживается на уровне руководства республики. Это и грант ГСО РТ, гранты театру им. Камала и оперному театру, основательная реконструкция театра им. Качалова и многие другие программы.

- На культуре заработать деньги невозможно, нужны дотации государства и деньги меценатов. В США, например, нет ни одного симфонического оркестра, который бы финансировался из бюджета страны, они все существуют на деньги спонсоров. В России меценатство всегда было в чести – были же у нас Мамонтов, Третьяков, Морозов, – говорит Мацуев – член совета при президенте РФ по культуре и искусству.

Закон о меценатстве в России вот-вот вступит в силу, люди, жертвующие деньги на благотворительность, получат налоговые льготы. В свою очередь, они будут заинтересованы жертвовать деньги на разного рода проекты.

«КАЗАНИ НУЖЕН ЗАЛ НА ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ МЕСТ»

Один из вопросов читателей касался мнения Мацуева о ГБКЗ РТ. Он может судить об этом зале профессионально, много и часто выступая в его стенах.

- К сожалению, в России вообще проблема концертных залов, во многих городах их нет в принципе. Это или бывшие дома культуры, или места, где собирался партхозактив, – иронизировал Мацуев.

460-963.jpg
В ходе интернет-конференции Мацуев рассказал о том, в каких странах мира дает больше концертов чем в России, как Китай насаждает элементы шоу-бизнеса в классическое искусство, почему Россию нельзя делить на столицы и провинцию

Пианист рассказал, что в его родном Иркутске скоро будет построен современный концертный зал на полторы тысячи мест, он содействует этому строительству и даже недавно привез к губернатору группу известных канадских архитекторов, а также знаменитого инженера-акустика из Японии Язу Тойота. Именно эти зодчие возводили в Северной Америке и в Европе несколько топовых концертных залов. Из этого можно было сделать вывод, что строительство концертного зала в Иркутске финансирует руководство области. Проект осуществляется под патронатом губернатора Иркутской области.

Пока, по словам Мацуева, залы с хорошей акустикой есть в Омске, Новосибирске, Белгороде, отличный концертный зал рядом с Мариинским театром построил в Санкт-Петербурге Гергиев. Кстати, на этой сцене идут не только концерты, но спектакли.

- Большой концертный зал в Казани – зал прекрасный. В нем замечательная акустика. Я всегда играю в этом зале с нескрываемым удовольствием. Концертный зал имени Сайдашева – один из моих любимых залов в России, но динамика культурной жизни Казани ускорилась необычайно, влияние академической музыки стремительно возросло, как и потребности горожан в высокой культуре. В этом смысле масштабы культурной жизни и возможности инфраструктуры концертного дела должны соответствовать друг другу. Но в зале всего-то 700 мест. Этого мало для города, где проходит масса концертов, музыкальных фестивалей. Казань достойна того, чтобы у нее был новый концертный зал минимум на полторы тысячи мест, – полагает Мацуев. При этом он не уточнил, кто должен финансировать строительство такого концертного зала. Кстати, ориентировочная стоимость строительства концертного зала в Иркутске 1 млрд. рублей.

Мацуев рассказал интересный эпизод. Совсем недавно он выступал в Люцерне и играл тот концерт… на рояле Сергея Рахманинова, который из Сенара был доставлен в Люцерн.

- Вы не представляете, какое это было ощущение, – играть на этом инструменте. Это такой рояль, он просто поет, – восторгался Мацуев.

Отвечая на вопрос одного из читателей издания, Мацуев сообщил, что его не волнует уровень подготовленности слушателей на его концертах.

- Пусть это будут люди, которые впервые пришли в концертный зал. Пусть у них даже зазвонят мобильные телефоны, из-за этого я концерт не отменю, я люблю каждого из своих зрителей и готов выкладываться для каждого, – говорит пианист.

В ходе интернет-конференции Мацуев рассказал о том, в каких странах мира дает больше концертов чем в России, как Китай насаждает элементы шоу-бизнеса в классическое искусство, какие концертные площадки в регионах ему нравятся, почему Россию нельзя делить на столицы и провинцию и многом другом. Полную стенограмму интернет-конференции Мацуева можно будет прочесть в ближайшее время в газете «БИЗНЕС Online».