ЕГЭ В ЕГО НЫНЕШНЕМ ВИДЕ – ЭТО, КОНЕЧНО ЖЕ, БИЗНЕС

Тема ЕГЭ была для меня не так уж актуальна, пока моя семья вплотную не столкнулась с этим явлением. Много читал аргументов и за, и против этого инструмента проверки знаний, слышал о том, что вроде бы основными причинами введения ЕГЭ было стремление искоренить в этой сфере коррупцию, все привести к единым стандартам. Но хотели как лучше, а получилось не как всегда, а даже хуже.

Сейчас я с ЕГЭ столкнулся вплотную и посмотрел на эту ситуацию глазами и отца, у которого сын сдает такой экзамен, и гражданина, и депутата, занимающегося вопросами борьбы с коррупцией. И те процессы, которые сопровождают ЕГЭ, просто не могли оставить меня равнодушным. В душе у меня все клокочет, все бурлит… И я невольно пытаюсь посмотреть вперед, в будущее: каковы последствия ЕГЭ, что же произойдет с поколением российских детей – а их около 800 тыс. – после того, как они пройдут такую вот «школу жизни» и приобретут такой странный и страшный опыт…

Начнем с того, что ЕГЭ в его нынешнем виде – это, конечно же, бизнес. Огромный многомиллиардный бизнес, который связан не только с репетиторством, с полиграфией (решебниками по ЕГЭ, которые стали бестселлерами), с теми, кто разрабатывает и обслуживает эти экзамены… Это еще и огромный теневой бизнес, это школа коррупции и обмана, школа, в которой «успешно» обучаются не только дети, но и их родители, и педагоги… Другими словами, чуть ли не половина населения страны задействована в этом процессе!

ОБОЙТИ ЕГЭ – ЭТО ПРЕВРАТИЛОСЬ В ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ВИД СПОРТА

Раньше я сознательно не вникал во все тонкости ЕГЭ, чтобы дать возможность сыну самостоятельно подготовиться к госэкзаменам. Когда на днях он сдал первый, поинтересовался впечатлениями, тем, что говорят его одноклассники, что пишут друзья из других школ в социальных сетях… Сын ошарашил: все откровенно ищут способ обойти ЕГЭ! Это превратилось в общенациональный вид спорта. Ищут всевозможные технические средства. Идя на экзамен, прячут в одежде мобильные телефоны. Заранее узнают, где есть шпаргалки в соцсетях, а происходит явный слив информации о том, где размещены варианты ответов по ЕГЭ. Причем такие сервера регистрируются за пределами России. Сервер (не буду его рекламировать, называть адрес, в нем есть цифра 2013) вообще поставил это дело чуть ли не на промышленную основу, там есть и тарифы, и схемы продажи информации, и возможность оперативно воспользоваться электронными деньгами…

Я ради интереса посмотрел, заняты ли соответствующие домены 2014 и 2015, – они оказались заняты! Люди создают систему продажи в сети востребованных знаний, информации о вариантах ответов на госэкзаменах и разработали стратегию их продвижения на годы вперед. То есть уверены, что их бизнес будет и дальше процветать…

МВД БРОСИТ ЛОВИТЬ ПРЕСТУПНИКОВ И НАЧНЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ЭКЗАМЕНАМИ?

Поневоле спрашиваешь себя: так, значит, структура минобразования России дырявая, раз оттуда происходит утечка важной информации о ЕГЭ?

Сейчас подключают МВД. Но что, МВД бросит ловить преступников, мошенников и начнет заниматься детьми, расследуя, откуда они получают варианты ответов на вопросы ЕГЭ?

В разговоре со мной сын заметил: как бы я ни сдал по-честному, все равно в вуз на бюджетной основе не поступлю, потому что приедут выпускники с Кавказа со 100% количеством баллов и заберут все бюджетные места в престижных вузах России.

Узнал я от сына вообще удивительную вещь: самые сообразительные родители в Казани за полгода до окончания школы детьми переводят их в сельские школы, где единый государственный экзамен сдать на значения, близкие к 100, значительно легче. К тому же существует система показателей для школ – процент сдачи ЕГЭ. Так что дети, родители и учителя в этих условиях находятся в одной связке, и по молчаливому согласию создают на экзаменах «черные дыры» для школьников, возможность пронести и воспользоваться современной электроникой. Дети свободно уходят с экзамена в туалеты – еще одна возможность быстро найти в интернете нужные ответы. А где-то, как я узнал, когда мы с родителями из разных школ делились впечатлениями, педагоги вообще сами подсказывают детям правильные ответы…

СТРАНА ФАЛЬШИВЫХ ОТЛИЧНИКОВ, ФАЛЬШИВЫХ КАНДИДАТОВ И ДОКТОРОВ НАУК, ФАЛЬШИВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Такое ощущение, что вся страна включилась в игру под названием «Большой обман». Но обманывают все, в первую очередь, сами себя, ради того, чтобы получить эти пресловутые баллы оценки знаний, которые якобы дадут путевку в жизнь. Но в какую жизнь? Неудивительно, что дети, сдавшие ЕГЭ по такой технологии, потом применяют ее, чтобы стать кандидатами и докторами «федюкинских» наук, получившими свои степени явно не за выдающиеся научные исследования (Игорь Федюкин – оскандалившийся заместитель министра образования РФ, которого на днях отправили в отставкуред.).

Вот так наша Россия превращается в страну фальшивых отличников, фальшивых кандидатов и докторов наук, фальшивых специалистов всех отраслей народного хозяйства. От этого становится страшно!

Какая бы система ЕГЭ ни была, она обречена стать лживой в условиях тотальной коррумпированности не только чиновников, но и родителей школьников, которые с радостью и за свои кровные покупают ложь для своих детей. Дети учатся этой лжи, получают большой урок обмана. Трудно представить этих детей в будущем честными и квалифицированными врачами, прокурорами, судьями, политиками. Даже просто добропорядочными гражданами, потому что при входе в большую жизнь они получили вот такой первый урок лжи, включились в тотальную систему обмана…

ЕСЛИ В ТЕНИ, ТО ПОЛУЧАЕШЬ ЯВНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

У каждого родителя и у каждого школьника был и остается выбор, возможность проверить самого себя. Но, конечно, трудно устоять перед соблазном, когда одной категории детей создают благоприятные условия в виде подсказок, и эти выпускники получают на экзамене высший балл. Этот соблазн даже добропорядочных школьников и их родителей толкает на обман.

То же самое, к слову, происходит и в бизнесе. Когда предприниматель, который желает честно платить все налоги, честно работать над качеством своей продукции, понимает, что тендер выигрывает конкурент, который, не платя налоги, может заявить меньшую цену. То есть, если ты в тени, если работаешь на сером рынке, то получаешь явные конкурентные преимущества. А если ты добропорядочный предприниматель, если хочешь остаться в правовом поле, работаешь «в белую» – можешь просто не выжить.

И вот здесь наша средняя школа тоже создает ту самую платформу для появления и развития нечестного предпринимательства. Грязный бизнес начинается с грязного ЕГЭ.

ВСЕМУ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ТАТАРСТАНА – СДАТЬ ЕГЭ

Не знаю, на сколько баллов сдаст ЕГЭ мой сын. Сейчас я не за баллы борюсь. И, по крайней мере, сделал все, чтобы сын в этой грязной игре не участвовал. Я знаю, что учился он хорошо, занимался ежедневно. А если он получит баллы ниже, чем те, кто их купили, используя современные технологии и возможности, то все равно, проиграв в баллах, он получит большую моральную фору и выгоду в дальнейшем, может быть, заметно выделяясь на фоне тех, кто «успехов» достигает с помощью большого обмана.

Вообще-то я сам попытался сдать ЕГЭ по обществознанию. Как известно, министру образования России Андрею Фурсенко предлагали публично сдать ЕГЭ – он отказался. А я сел за компьютер, взял «пробник» по обществознанию и ответил на вопросы ЕГЭ. Я выпускник Казанского университета, закончил его с красным дипломом, реальный политик, знаю уровень своей обществоведческой и правовой подготовки. Вы не поверите – я сдал на 49 баллов, потому что вопросы сформулированы идиотски. Не идиотами, но идиотски. Может быть, таким образом людей заставляют искать обходные пути, чтобы специально создать коррупционную составляющую. Для наших детей создана бездушная, формальная, ломающая их судьбы машина ЕГЭ.

На выходе только в нынешнем году мы будем иметь 800 тыс. российских выпускников, получивших хорошие баллы по ЕГЭ, но и 800 тыс. граждан, прошедших школу обмана, коррупции, соучастия, в общем-то, в преступных схемах. Купить уровень оценки знаний, которые тебе реально не принадлежат, – это все равно, что купить ворованную медаль. По большому счету, это, с точки зрения и морали, и УК, соучастие в воровстве, скупка краденного. У нас получается 800 тыс. соучастников ежегодно…

Так что я бы предложил всему министерству образования России и Татарстана взять и просто самим сдать ЕГЭ. Интересно, что у них получится?

Ильдус Янышев