Решение совета директоров (СД) было принято еще вчера на заочном голосовании членов совета по «вопросам, касающимся подготовки и проведения годового общего собрания акционеров ОАО «КАМАЗ». Как отмечается в пресс-релизе компании, члены совета директоров предприятия предварительно утвердили годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность ОАО «КАМАЗ», повестку дня и проекты решений по вопросам годового общего собрания акционеров.

Но главное – совет директоров компании рекомендовал годовому общему собранию акционеров направить на выплату дивидендов 10% от чистой прибыли ОАО «КАМАЗ», полученной по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2012 год. Рассмотрение других вопросов перенесено на ближайшее заседание совета директоров ОАО «КАМАЗ».

В пресс-службе ОАО «КАМАЗ» подтвердили эту информацию. Руководитель департамента внешних связей автогиганта Олег Афанасьев заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что собранию акционеров рекомендовано выплатить 10% от чистой прибыли по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ): «Это порядка 500 миллионов рублей»,– сказал он.

«ПРИБЫЛЬ КОМПАНИИ СООТВЕТСТВУЕТ СРЕДНЕОТРАСЛЕВОМУ УРОВНЮ»

Напомним, чистая прибыль крупнейшего российского производителя грузовых автомобилей ОАО «КАМАЗ» по РСБУ за 2012 год выросла по сравнению с 2011 годом в 72,4 (!) раза – с 66,7 млн. рублей за 2011 год до 4,8 млрд. рублей в 2012 году.

В абсолютных величинах КАМАЗ превзошел по объему чистой прибыли 2008 год, но не смог преодолеть рекордную планку в 5,5 млрд. рублей 2007 года. При этом выручка автопроизводителя увеличилась всего на 5% – до 111 млрд. рублей. Впрочем, чистая прибыль автоконцерна по МСФО в первом полугодии 2012 года составила в два раза меньше: 2,7 млрд. рублей, выручка – 56,51 млрд. рублей. Афанасьев заметил корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online», что, возможно, СД компании решил рекомендовать выплатить дивиденды, «потому что впервые за многие годы прибыль компании соответствует среднеотраслевому уровню».

ПОРТФЕЛЬ ЗАЙМОВ СОКРАТИЛСЯ НА 23%, СЕБЕСТОИМОСТЬ НА 2%

Газета «БИЗНЕС Online» уже писала о возможных причинах феноменального взлета прибыли компании. Так, себестоимость КАМАЗа снизилась на 2% – с 96,9 млрд. рублей в 2011 году до 95 млрд. рублей в 2012 году. Во-первых, из-за реорганизации. В начале 2012 года было присоединено ОАО «КАМАЗ-Металлургия». Во-вторых, было принято решение по сокращению обслуживающего персонала и топ-менеджмента. В середине 2012 года стало известно о том, что КАМАЗ объявил о программе оптимизации расходов на 16,5 млрд. рублей и планируемом в ближайшее время сокращении персонала. При этом, согласно просочившемуся в СМИ проекту приказа, руководство, служащие и специалисты должны быть сокращены на 30%, и на треть сокращаются зарплаты данных работников. Впрочем, позднее в комментариях к статье пресс-служба ОАО «КАМАЗ» опровергла эту информацию, заявив: «Зарплату никто на 30 процентов не снижал».

Более того, в подразделениях, где сократили треть, оставшимся распределяется 50% от зарплат уволенных. При этом на ОАО «КАМАЗ» был приглашен эксперт по повышению эффективности трудового процесса Томаш Навратил, который в интервью газете «БИЗНЕС Online» рассказал, что на КАМАЗе можно спокойно сократить еще 10 тыс. человек. Кроме того, на КАМАЗе услышали призыв Daimler о необходимости снижения комплаенс-рисков (поставки сырья, материалов на завод, как и отгрузки готовой продукции с завода, должны стать максимально прозрачными). Еще весной 2012 года на КАМАЗе состоялось заседание совета директоров, на котором было принято решение о реализации мероприятий по снижению потенциальных рисков в области комплаенса. Наконец, портфель кратко- и долгосрочных займов сократился на 23,6% – с 19 млрд. рублей по итогам 2011 года до 14,5 млрд. рублей по итогам 2012 года.

КАК РУХНУЛИ ЗА 5 ЛЕТ АКЦИИ КАМАЗА

Напомним, КАМАЗ выплачивал дивиденды своим акционерам лишь дважды – в 1991 году и 1992 году – соответственно по 20 и 100 рублей (неденоминированных рублей) за акцию. Последовал долгий перерыв, когда сама компания испытывала тяжелейшие финансовые кризисы. Однако даже в довольно успешный свой 2007 год КАМАЗ не стал выплачивать дивиденды. Прибыль автогигант направлял на погашение своих долгов или же на развитие компании. Отметим, что вопрос с выплатами дивидендов неоднократно поднимался на общих собраниях акционеров ОАО «КАМАЗ», где нередко можно было услышать возмущенные речи миноритариев компании.

6.jpg

Сегодня акции ОАО «КАМАЗ» торгуются на уровне 32,38 - 32,47 рубля. Фактически с докризисных времен (тогда цена акций доходила до 150 рублей ) они рухнули в пять раз. С февраля 2011 года цены за акцию совершили затяжное годовое падение, упав с 84 рублей до 35 рублей, а затем в 2012 году стабилизировались в «боковике» 37 - 42 рубля за акцию. Причем стоимость их продолжает неуклонно снижаться. Так, год назад ими торговали на уровне 48,66 рубля. В ноябре 2012 года они открывались на отметке уже 35,5 рубля за бумагу. Месяц назад цена опустилась до 35 рублей.

ЧЕМЕЗОВУ, КОГОГИНУ И КИПРСКОМУ ОФФШОРУ

Еще один щепетильный вопрос: кому пойдет большая часть дивидендов? Если взять точную цифру чистой прибыли по РСБГУ – 4 млрд. 879 млн. 535 тыс. рублей – и иметь в виду, что уставный капитал компании разделен на 707 млн. 229 тыс. 559 обыкновенных акций номиналом 50 руб. каждая, завод может выплатить 0,69 руб. на акцию. Общая сумма дивидендов может составить около 487,95 млн. рублей.

Если посмотреть на список крупнейших акционеров, львиная доля отправится в корпорацию Чемезова (49,9%) – это 243,5 млн. рублей. 119,7 млн. рублей отравятся кипрскому оффшору «Автоинвест Лимитед» (держатель 24,53% акций). 53,6 млн. рублей получит немецкая компания Daimler (держатель 11% акций).

Интересно, что свой кусочек дивидендного пирога получит и гендиректор предприятия Сергей Когогин. Не так давно он раскрыл информацию о том, какой частью акций владеет. В интервью Reuters он проговорился, что владеет не менее 5% акций. Если это действительно так, рулевой КАМАЗа может получить не менее 24,39 млн. рублей.

Интересно, что СД КАМАЗа решил, наконец, распечатать «кубышку» в условиях надвигающейся рецессии, обвалившей чистую прибыль автогиганта в первом квартале в 2,4 раза.

«НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО ИНИЦИАТИВА ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ ИСХОДИЛА ОТ DAIMLER»

Историческое решение совета директоров КАМАЗа газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Светлана Корзенева – ведущий аналитик ГК «АЛОР»:

- На мой взгляд, выплата дивидендов может быть связана с присутствием среди крупных акционеров КАМАЗа Daimler. Немецкий концерн планирует довести долю в российской компании до блокпакета, поэтому ему важно, чтобы корпоративная политика КАМАЗа была максимально приближена к мировым стандартам, включая и выплату дивидендов.

Таким образом, не исключено, что инициатива по данному вопросу исходила именно от Daimler. С другой стороны, подобная мера выгодна и КАМАЗу. Выплата дивидендов способствует росту инвестиционной привлекательности и, как следствие, росту стоимости акций компании, что особенно актуально в преддверии планируемого увеличения доли Daimler в акционерном капитале КАМАЗа.

Антон Сороко – аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:

- Думаю, что такое решение продиктовано в первую очередь тем, что 2012 год стал для КАМАЗа достаточно удачным. После 2009 - 2010 годов, когда компания несла убытки, результаты прошедшего года выглядят весьма позитивно. КАМАЗу удалось достигнуть неплохой рентабельности, и желание выплатить дивиденды, думаю, продиктовано желанием повысить лояльность акционеров. Да и как мера по поддержке спроса на бумаги компании эта решение выглядит вполне естественно.

Выплаты составят всего 10 процентов от чистой прибыли – не думаю, что это та сумма, которая смогла бы существенно повлиять на формирование резервов КАМАЗа. Финансовые результаты за первый квартал 2013 года тоже выглядят неплохо. Снижение выручки происходило параллельно со снижением производственных затрат и пока никак не отразилось на чистой прибыли. В целом это решение должно стать позитивным фактором в краткосрочной перспективе для акций компании.

Руслан Зарипов – начальник отдела продаж филиала БК «Открытие»:

- Государственные предприятия сейчас тоже об этом говорят в том числе и в правительстве, чтобы выплачивали акционерам более высокие дивиденды. Думаю, что на решение КАМАЗа также повлияла эта тенденция.

Раиль Зайнутдинов – директор инвестиционной компании «Церих Кэпитал Менеджмент» в Казани:

- Мое мнение по данному вопросу достаточно противоречивое. С одной стороны, есть хорошие новости в плане соглашений КАМАЗа с «Роснефтью» по использованию горючего топлива плюс хорошие продажи, показанные на Украине. С другой стороны, срывается сделка с МАЗом. Если посмотреть график цены за последний год – график нисходящий.

Эта новость должна всколыхнуть фондовый рынок, но хорошие новости могут закончиться после того, как будут выплачены дивиденды и цены, как правило, в таких случаях снова падают.

Откровенно говоря, особенно позитива у компании нет. Ничего не было слышно по крупным контрактам, по крупным закупкам.

Список крупнейших акционеров ОАО «КАМАЗ»:

5.jpg