1.-Рустам-Минниханов-заверил-Сергея-Шойгу,-что-республи
Рустам Минниханов заверил Сергея Шойгу, что республика выполнит поставленные военными задачи

ЛЕТЧИКИ БОЯТСЯ «АНСАТОВ»?

Информацию об отказе военных от «Ансата-У» распространила вчера со ссылкой на источник в главкомате ВВС газета «Известия». Военные якобы недовольны установленной на «Ансате-У» электродистанционной системой управления (ЭДСУ). Как сообщил изданию летчик (опять-таки неназываемый) центра боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке, где проходит опытная эксплуатация «Ансатов-У», цифровая система регулярно дает сбои, поэтому военные рискуют летать только над аэродромом. Также в несколько путаной статье «Известий» утверждается, что ВВС будут закупать транспортные «Ансаты», но уже в традиционном, гидромеханическом варианте (ГМСУ).

Как считает директор центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, можно по-разному относиться к «Известиям», но у них зачастую очень хорошие источники. «Думаю, «Ансат» и ЭДСУ – это комплекс проблем, и в публикации газеты есть часть правды, – рассказал он сегодня газете «БИЗНЕС Online». – Это очень сложная система, и она больше для самолетов, чем для вертолетов. Поэтому я ни на секунду не удивлен».

О перипетиях судьбы новаторских «Ансата» и «Ансата-У», а также о плюсах и минусах различных систем управления газета «БИЗНЕС Online» писала достаточно подробно. Напомним лишь, что атаки на «Ансат-У» уже предпринимались. В начале ноября 2011 года в федеральных СМИ появились публикации о том, что КВЗ поставил в авиационное училище недоиспытанные вертолеты, к которым боятся подпускать курсантов. Согласно другой статье, военные выбрали «сырой» «Ансат-У» потому, что сегодня в РФ нет других современных машин для обучения вертолетчиков. В январе 2012 года газета «Красная звезда» посетовала, что «Ансат-У» невозможно держать под открытым небом. В беседах с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководство конструкторского бюро КВЗ последовательно опровергло эту информацию.

Но пиком полемики вокруг продукции КБ КВЗ стала новость о намерении военных купить (в том числе и для учебных целей) 45 легких вертолетов франко-немецкой компании Eurocopter, которая к тому же была намерена развернуть в России отверточную сборку своих легких машин. Тогда главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев сообщил нашему изданию: «Если министерство обороны будет проводить подготовку курсантов на технике иностранного производства, это будет только первым шагом к закупке более тяжелой импортной техники. Потому что готовить курсантов на одном типе воздушных судов, с одной «идеологией», которую диктует один производитель, а потом летать на судах с идеологией другого производителя – это определенный риск… Когда речь идет о таких чувствительных вопросах, как подготовка персонала и принятие иностранных вертолетов на вооружение как транспортных, вспомогательных, боевых машин, то это достаточно неблагоприятный вариант развития событий».

Разразившийся благодаря СМИ скандал заставил военных заявить, что они будут закупать отечественные учебные вертолеты. Тем не менее известно, что в июне 2012-го пятерка «еврокоптеров» прибыла для испытаний в Россию. А СМИ сообщили, что Eurocopter ожидает возможности поставки до 200 своих легких вертолетов ВВС России для использования в качестве учебно-тренировочных. Компания рассматривает будущий контракт как исключительно важный прорыв на российский оборонный рынок, заявил вице-президент Eurocopter по продажам в Европе и Центральной Азии Оливье Мишалон. Решение вопроса ожидалось до конца года. Покупка «еврокоптеров» стала бы очередным, наряду с итальянскими бронеавтомобилями, израильскими беспилотниками и французскими десантными кораблями, заграничным приобретением МО. Но тут в оборонном министерстве произошла смена руководства. Новое, во главе с Сергеем Шойгу, заявило о приоритете национальных оборонных программ. И о «еврокоптерах» забыли. Возможно, пришло время вспомнить вновь.

Вопрос по «Ансатам-У» настолько важен, что их поставки стали одним из главных вопросов первого визита Шойгу в новой ипостаси в Татарстан. Напомним, что, по открытым данным, до 2018 года военные должны получить 32 «Ансата-У» (стоимость каждого – примерно 130 млн. рублей).

«Нам необходимо решить застаревший вопрос дополнительной потребности ВВС в легких вертолетах, – заявил тогда министр. – Это важно для нас со всех точек зрения. Нам надо учить молодых летчиков, желательно учить с максимальным налетом часов. Сегодня мы этого добиться не можем, а если можем, то это получается достаточно дорого – пересаживаем курсантов на Ми-8. Нам нужны вертолеты среднего и легкого класса – Ка-226, «Ансаты». Тот объем, который нам необходим, пока, к сожалению, мы не имеем возможности получить. Может быть, вы сегодня сможете нас убедить, что сможете дать нам эту технику в необходимом количестве». Тот же Пухов тогда не исключил, что, если КВЗ не доведет «Ансат-У» до уровня зрелого продукта, внимание военных может переместиться на «еврокоптеры», которые, кстати, хорошо себя зарекомендовали на прежнем месте работы Шойгу – в МЧС.

«НИ ОДИН ИЗ ЛЕТАВШИХ НА «АНСАТЕ» НЕ ОТЗОВЕТСЯ ОБ ЭТОЙ МАШИНЕ ПЛОХО»

«Представляю, откуда дует ветер: как ни банально звучит, – из-за границы, – предположил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заместитель начальника научно-исследовательского отдела центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации ВВС России (именно этот центр упомянут выше как место службы анонимного источника «Известий»), полковник Иван Гнетинский. – По нашей информации, на российский рынок легких вертолетов, оцениваемый в несколько миллиардов долларов, используя определенные финансовые и политические рычаги, активно продвигаются некоторые европейские фирмы. А КВЗ со своим «Ансатом» и «Камов» с Ка-226 очень этому мешают, а потому всячески очерняются.

Мое мнение, конечно, не может быть объективным, потому что я летчик, но имеет право быть услышанным. Тем более, считаю, вертолет нужно спасать, и некоторые моменты требуют вмешательства в том числе профессионалов.

Я налетал на «Ансате-У» порядка 400 часов, из них 300 – по сложным видам, в том числе инструктором. Когда я в 2010 году приехал на КВЗ переучиваться на данный вертолет, были моменты, которые вызывали недоверие у меня и других летчиков. В частности, это касалось ЭДСУ, но на все вопросы мы получили ответы, а когда я начал летать на этой машине, я в нее влюбился, как и все летчики, которые на ней летали. Ни один летчик, которого я знаю, ни в учебно-авиационной группе филиала военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия имени Жуковского», где уже более двух лет эксплуатируют эти машины, ни в нашем центре – повторяю – ни один (!) – не отзывается об этой машине плохо. Есть проблемы, есть недостатки, но надо их решать – машина очень хорошая и перспективная. Думаю, лет через десять 80 процентов современного вертолетного парка будет летать с ЭДСУ. Потому что это выигрыш в весе, совершенно другая управляемость. Что касается обучения курсантов, то это возможность имитировать на легком вертолете законы управления средними и тяжелыми машинами.

Почему сегодня на «Ансатах-У» не учатся курсанты? Обучение курсантов возможно только на том вертолете, который прошел опытную эксплуатацию. Сегодня опытная эксплуатация «Ансата-У» вышла на завершающую фазу. Сегодня мы готовим акт опытной эксплуатации. Летная часть собрана, осталась наземная. Почему она опаздывает? В ходе преобразований нашего бывшего министра научно-исследовательский центр эксплуатации и ремонта авиационной техники (НИЦ ЭРАТ), который занимался сопровождением опытной эксплуатации «Ансата-У», был реорганизован, переподчинен, потом снова реорганизован, потом опять переподчинен. В итоге люди, которые занимались этими вещами, были постоянно, скажем так, на чемоданах. Собранный материал они нам передали, но на данный момент чисто авиационный НИЦ подчинен ракетным войскам стратегического назначения! То есть все командировки к нам должны согласовываться с командующим РВСН, и сами понимаете, что ракетчику тяжело понять специфику авиационной деятельности, и это все идет с большими потугами.

Тем не менее они нам передали материалы, и в ближайшее время акт опытной эксплуатации мы отправим нашему непосредственному начальству. А после утверждения акт будет направлен главкому ВВС, чья подпись будет означать окончание опытной эксплуатации и разрешение обучения курсантов. Если нам никто не будет мешать, передадим документы на подпись месяца через два. Летчики ждут – не дождутся, когда все это начнется».

РЕКОМЕНДОВАН К ПРИНЯТИЮ НА ВООРУЖЕНИЕ

КВЗ хранит молчание относительно ситуации. Но комментарий газете «БИЗНЕС Online» дал официальный представитель холдинга «Вертолеты России».

«Ни со стороны ВВС России, ни со стороны министерства обороны никаких изменений по текущему контракту не поступало. В данный момент «Ансат-У» изготавливаются в интересах министерства обороны в рамках гособоронзаказа, действующего до 2018 года. В ВВС поставлено несколько партий вертолетов». Еще партия будет в этом году, сообщил представитель холдинга. «Ансат-У» создавали по техзаданию министерства обороны, – напомнил он. – Выбор «Ансата-У» учебно-тренировочным вертолетом первоначальной подготовки летчиков был сделан после конкурса аванпроектов. Согласно принятым решениям, машина проектировалась на базе гражданского «Ансата».

3.-Еврокоптеры-проходили-испытания-в-России.jpg
"Еврокоптеры" проходили испытания в России

Хронология, по данным холдинга, такова. 15 мая 2002 года заключили государственный контракт по созданию «Ансата-У». 24 ноября 2004-го первый опытный образец был принят представительством заказчика. В марте 2009-го завершили государственные совместные испытания, и в декабре первые вертолеты были переданы в эксплуатацию. Как рассказал представитель «Вертолетов России», учебный вертолет изначально задумывался с ЭДСУ, поскольку создавался на базе гражданского «Ансата», оснащенного ЭДСУ. «ЭДСУ «Ансата-У» прошла весь объем испытаний в институтах министерства обороны – имеются соответствующие акты. Кстати, военные по своему опыту работ с ЭДСУ на боевых самолетах очень помогли совершенствованию системы управления «Ансата-У», – сообщил собеседник газете «БИЗНЕС Online».

По его словам, сегодня «Ансаты-У» эксплуатируются в 344-м центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, в учебно-авиационной группе филиала военного учебно-научного центра ВВС ВВА и еще в нескольких местах. Завершается этап опытной эксплуатации летчиками-исследователями и инженерно-техническим составом. Потом вертолет будет принят на снабжение, и начнется обучение курсантов. О замечаниях военных представитель холдинга сказал следующее: «Результатом любых государственных испытаний серьезной авиационной техники становятся в том числе и перечни замечаний. Они делятся на три категории: недостатки, препятствующие началу эксплуатации; недостатки, подлежащие устранению в согласованные сроки; и замечания, направленные на совершенствование образца. Вертолет «Ансат-У», получил ряд замечаний второй и третьей категорий, и это абсолютно стандартная рабочая процедура. Акт по государственным совместным испытаниям главкомат ВВС утвердил 18 октября 2009 года – «Ансат-У» рекомендован к принятию на вооружение. По выявленным в ходе испытаний недостаткам был оформлен план мероприятий по их устранению. Есть план и по реализации рекомендаций, направленных на улучшение образца. Контрольные летные испытания, оценивающие эффективность выполненных доработок, завершили в 2012 году. Подавляющая часть предъявленных доработок получила положительную оценку. Акт по результатам контрольных летных испытаний был утвержден начальником государственного летно-испытательного центра минобороны 12 августа 2012 года.

Кроме того, специалисты учебно-авиационной группы высказали ряд пожеланий по улучшению конструкции вертолета. Эти доработки внедрили в серийное производство, а ранее выпущенные вертолеты доработали в эксплуатации».

Также собеседник сообщил нашему изданию, что программа летных испытаний «Ансата» с ГМСУ почти завершена, и КВЗ получит сертификат на вариант вертолета с гидромеханической системой в 2013 году.