31318.jpg
Ильшат Аминов: «Могу сказать, что за 2012 год будет неплохая прибыль. Сотрудники рекламной службы нашей компании, я считаю, самые профессиональные на телевизионном рынке, потому что работа у них непростая»

УСПЕШНЫЙ ГОД

В 2012 году ОАО «ТНВ», как выяснилось из опубликованного годового отчета, продемонстрировало довольно неплохие результаты. Минувший год был отмечен для телекомпании прежде всего огромным приростом выручки (выросла на 35%). Если сравнивать прирост 2011 года по отношению к 2010-му, то тогда было скромнее – только +17,6%, но, впрочем, и это неплохой результат.

Производственная себестоимость выросла более скромными темпами (+11,2%), что привело впервые пусть к небольшому, но положительному значению валовой прибыли в 3,1 млн. рублей. Раньше она была отрицательной (в 2011 году – 67,6 млн. рублей, в 2010 году – 69 млн. рублей)

Понятно, что увеличившиеся на 24% по сравнению с прошлым годом коммерческие расходы в сумме 24 млн. рублей нивелировали небольшую валовую прибыль. Но тут на помощь пришло государство и своими субсидиями «вытянуло» финансовый результат в виде чистой прибыли до приемлемых 55,8 млн. рублей. В 2011 году чистая прибыль составляла 3,3 млн. рублей, в 2010 году – 16,4 млн. рублей.

В чем же причина взлета на треть выручки компании? Как видно из таблицы, это начало работы нового телеканала «ТНВ-Планета». Это дало существенный прирост одному из двух видов деятельности – телевизионному вещанию.

Выручка в разрезе видов деятельности, тыс. рублей

1.jpg

*Деятельность по изданию газеты прекращена с 1 июля 2011 года

Напомним, что вещание «ТНВ-Планета» началось в июне 2012 года, это канал прежде всего для татар, проживающих за пределами Татарстана, вещающий практически в круглосуточном режиме. С 30 августа 2012 года в эфире телеканала выходит информационная программа «Новости» на русском языке и информационная программа «Яналыклар» на татарском языке. Помимо вещания через спутник, «ТНВ-Планета» распространяется с помощью аналогового эфирного вещания в ряде городов и районов Татарстана, в Ульяновской, Свердловской областях и Красноярском крае. Кроме того, ведется цифровое вещание в Мордовии, а также в кабельных сетях «Корбина» и «АКАДО».

По данным, которые содержатся в материалах телерадиокомпании, на 1 января 2013 года общее количество абонентов кабельного телевидения – 1 503 000 (конечно же, имеются в виду те, кто имеет техническую возможность его смотреть – ред.).

Телеканал «ТНВ-Планета» транслируется в базовом пакете НТВ+, в пакете программ спутникового телевидения «Телекарта». В общем, можно сказать, что для компании, возглавляемой Ильшатом Аминовым, запуск этого канала – серьезный прорыв за пределы республики.

2.jpg

Формирование показателя чистой прибыли по сегментам, в тыс. рублей

Как видим, новый канал в итоге сформировал практически всю чистую прибыль компании.

Деятельность в области радиовещания оказалась убыточной и «скушала» почти такую же прибыль от традиционного телевещания. Это показывает то направление, куда надо двигаться, – создание новых, инновационных каналов вещания, продвижение на рынки интернета и мобильного телевидения.

ФИНАНСОВЫЕ РЕКИ ИЗ КАЗНЫ

Теперь рассмотрим самое интересное – сколько государственных средств вливается в компанию. Начнем с бюджетных субсидий на текущие расходы. Они обычно раскрываются в составе прочих доходов.

3.jpg

Прочие доходы, в тыс. рублей

Но, следуя ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», компания раскрыла сумму субсидий более подробно. Как следует из документа, и в 2011, и в 2012 году ТНВ получало из бюджета одинаковую сумму – 93 млн. рублей. Таким образом, размер госсубсидий здесь не изменился.

Но это не единственный канал поступления государственных денег в телекомпанию. Львиная доля доходов – это заказы со стороны республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». Эти данные также приведены в отчетности.

4.jpg

Поступления из "Татмедиа", в тыс. рублей

Если суммировать эти цифры с получаемыми бюджетными субсидиями, то получим, что 76% всех доходов телекомпании связаны с государственными субсидиями и госзаказом. Причем по самому прибыльному направлению ("ТНВ-Планета") почти вся выручка сформирована государством.

А ЧТО ЖЕ ТАИФ?

Может быть, основой владелец ТНВ – влиятельная бизнес-группа «ТАИФ» – вкладывает большие деньги в свою «дочку»? Нет, размер ее вложений очень небольшой. Так, ОАО «ТАИФ» покупает продукцию ТНВ на очень скромные суммы – 590 тыс. рублей за весь 2012 год.

Другой канал финансирования со стороны ТАИФ выглядит и вовсе не «по-матерински» – ТНВ попросту дают в долг. По довольно экзотической схеме – через разницу по покупке продаже векселей.

5.jpg

Операции по продаже (выдаче) векселей

6.jpg

Операции по приобретению векселей

Чистая разница, а значит, и увеличение чистого долга в операциях по купле-продаже векселей, как видим, составили 22 млн. рублей. Негусто для ТАИФа. Есть, правда, намерения ТАИФа участвовать в строительстве нового здания для ТНВ. Об этом говорил руководитель ТНВ Ильшат Аминов в своем интервью нашему изданию. Еще подробнее об этом рассказано в статье «ТАИФ и ТНВ построят на берегу Казанки Дом телевидения». Правда, в ТАИФе пока никак не комментируют совместный с ТНВ проект.

Напрашивается вывод, что ТАИФ, которому принадлежит 51,58% акций ТНВ (остальное находится в собственности минземимущества РТ), особо в его развитие не только не вкладывает, оставляя этот вопрос на усмотрение государства, но и даже немного… зарабатывает на телевидении. В пресс-службе ТАИФа не смогли как-то внятно прокомментировать участие в жизни своего медиаактива, отослав за ответами на вопросы к руководству ТНВ.

30549.jpg
Проект нового здания для телерадиокомпании ТНВ

ПО 24 ТЫС. НА БРАТА

Среднегодовая (среднесписочная) численность работающих за 2012 год составила 610 человек, за 2011 год – 596 человек, за 2010 год – 586 человек. В среднем годовой прирост численности не превышает 2,5%, что говорит о политике сдерживания роста численности.

Средняя зарплата одного работающего в 2012 году составила 23 866 рублей, что на 11,1% больше, чем в 2011 году (21 480 рублей), что выше инфляции.

Что касается кредитов и займов, то за исключением 22 млн. по векселям с ТАИФом ТНВ долгов не имеет.

Интересная деталь – в совете директоров общества продолжает оставаться (даже по состоянию на начало второго квартала) Марат Муратов – бывший руководитель «Татмедиа», а ныне – исполнительный директор ОАО «ВАМИН-Татарстан». Видимо, объем нагрузки позволяет. Или ему просто пока не нашли замену.

ПОЛНОТА КАРТИНЫ

Надо отдать должное бухгалтерской службе ОАО «Телерадиокомпания «Новый Век», ведь редко увидишь, когда годовую бухгалтерскую отчетность по РСБУ раскрывают так подробно и обстоятельно. Помимо строгого выполнения требований российских положений по бухучету, в пояснительной записке приводятся даже избыточные для сухого бухгалтерского документа сведения по производственной деятельности, а также по различным творческим достижениям. Все это дает более полную картину происходящего, невольно приближаясь к формату полноценного годового отчета. Хочется пожелать другим татарстанским предприятиям равняться на такую прозрачность и информативность.

Впрочем, одного из ключевых параметров – о доходах телерадиокомпании от рекламы – в столь подробном и красочном отчете нет. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» спрашивали об этом Аминова и в ходе интернет-конференции. Тогда он пообещал, что рекламные доходы будут раскрыты в отчете. «Могу сказать, что за 2012 год будет неплохая прибыль. Сотрудники рекламной службы нашей компании, я считаю, самые профессиональные на телевизионном рынке, потому что работа у них непростая», – заявил гендиректор ТНВ. А на прямой вопрос о том, сколько реклама дает прибыли, и вовсе ответил: «Я в этом смысле выражаю свое удовлетворение, с учетом нашего своеобразного контента и тяжелого двуязычного программирования».

2578.jpg

Государство через госзаказ и субсидии вкачало в ТНВ Ильшата Аминова (слева от Андрея Григорьева - председателя совета директоров телекомпании "Эфир") в 2010 году 289 млн. рублей, а в 2012 году – уже 426 миллионов

После публикации отчета ТНВ корреспонденты «БИЗНЕС Online» вновь связались с Ильшатом Юнусовичем. Однако и на этот раз называть сумму дохода от рекламы он отказался… Добавим лишь, что в целом оценка соотношения госзаказа и доходов от рекламы у Аминова совпадает с данными из отчета компании: «Примерно две трети из всего объема вещания на канале «ТНВ-Татарстан» формирует госзаказ – 5 250 часов из 8 052 часов вещания в год».

7.jpg

Основные доходные показатели ТНВ (в млн. рублей)

Однако кое-что прояснить мы смогли, изучив доступные финансовые отчеты ТНВ за предыдущие годы. Как выяснилось, «рыночная» выручка от рекламы росла далеко не столь высокими темпами, как госзаказ. В частности, госзаказ со стороны «Татмедиа» за последние три года почти удвоился, увеличившись со 186 до 333 млн. рублей. Но вот «рыночные» доходы росли незначительно: если в 2010 году они составляли 105 млн., то в 2012 году – 127 миллионов. С каждым годом они увеличивались на 10% – практически вровень с уровнем инфляции. Но при этом следует отметить, что в 2010 году государство через госзаказ и субсидии вкачало в ТНВ 289 млн. рублей, а в 2012 году – уже 426 миллионов. Фактически такое соотношение заработанного и полученного от государства говорит о том, что канал становится все более зависимым от госфинансирования, и доля самостоятельно заработанных на рынке средств у него снижается. Но, видимо, это в чем-то объективный процесс – как мы знаем, телевидение – удовольствие очень дорогое не только в Татарстане и требует все больших и больших расходов.

При этом, как рассказал газете «БИЗНЕС Online» источник из медиаотрасли Татарстана, значительную часть «рыночной» выручки телеканала ТНВ формирует предоставление в аренду ПТС (передвижные телевизионные станции) и ПССС FlyAway (передвижная спутниковая система связи) – порядка 60% в прошлом году. Стоимость предоставления аренды составляет порядка 300 тыс. рублей и 50 тыс. рублей соответственно. В 2012 году было рекордное количество коммерческих выездов, что и объясняет высокую доходность. К примеру, за организацию прямого включения с Дмитрием Медведевым компания получила около миллиона рублей. Однако рынок сильно изменился за последний год, и цифры коммерческой прибыли по этой статье в 2013-м значительно ниже, даже несмотря на большее количество различных мероприятий, где могли бы быть задействованы ПТС и ПССС телеканала. По словам собеседника нашего издания, существенную часть доходов приносят заказанные республиканскими министерствами и ведомствами телепередачи.

«ГОСЗАКАЗ СЛОЖНО ОТДЕЛИТЬ ОТ КОММЕРЧЕСКИХ ДОХОДОВ»

Результаты работы ТНВ в 2012 году оценили эксперты.

Алена Ермолаева – бывший коммерческий директор телеканала «Эфир», содиректор рекламного агентства «Два товарища»:

- Считаю, что у ТНВ большой потенциал. И в прошлом году, и в этом, уверена, их рекламные доходы растут. Телеканал все больше усиливает свои позиции на рекламном рынке, делая ставку и на свой новый контент. Можно говорить о хороших перспективах развития и с точки зрения увеличения объема продаж (в том числе и при помощи нового контента) – это и спонсорские телепрограммы, и прямая реклама. На мой взгляд, руководство ТНВ очень правильно позиционировало свой канал, у него сейчас довольно широкая аудитория. Говорить о точных цифрах и долях рекламных доходов применительно к ТНВ сложно: там очень много составляющих, и порой сложно отделить госзаказ от коммерческих доходов.

Я считаю, что на этом канале достаточно эффективна реклама за счет охвата республики. Очень удобно размещаться на одном канале, зная, что все близлежащие населенные пункты, особенно национальные, очень любят этот телеканал. Соответственно, у ТНВ самый большой охват аудитории. Если рассматривать аудиторию старше 30 лет, все делается правильно.

Ирина Волынец – рекламная группа PResident:

- Телеканалу нет смысла завышать свои доходы, обычно сталкиваются с занижением. Мы знаем рекламные бюджеты по городу, и если вся реклама, которая идет на канале, размещается через местные агентства (в том числе федеральная реклама), то цифра в 10 - 12 миллионов рублей в месяц реальная. Если же это касается только наших местных рекламодателей (то есть федеральные деньги остаются в Москве, например), то эта цифра нереальная, большая.

Как сотрудник рекламной индустрии, я считаю, что 76 процентов доходов, связанных с госзаказом, – это завышенные цифры, слишком много.

От любого телеканала, на мой взгляд, есть отдача. Телевидение – один из самых эффективных носителей рекламы. Если параллельно с рекламной кампанией на телевидении были использованы и другие средства, то можно говорить о комплексной эффективности. ТНВ – популярный канал, к нему есть доверие, особенно если речь идет о людях старшего поколения, которых контент телеканала привлекает больше, чем молодое поколение. Если реклама рассчитана на людей старшего поколения, то она эффективна. Если реклама рассчитана в том числе на детей, вряд ли стоит говорить о высокой эффективности. Необходимо смотреть на целевую аудиторию телеканала.

По соотношению цена-качество телевидение – вообще очень дорогой носитель.

«МЫ ФАКТИЧЕСКИ СПОНСИРУЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВО РТ»

Никита Ишмуратов – эксперт рынка видео- и телерекламы:

- Что такое отчетность ТНВ? Основной свой доход эта телекомпания получает от «Татмедиа». Весь основной доход, таким образом, через «Татмедиа» телекомпания ТНВ получает от государства, от правительства Татарстана. Через систему госзаказа. Да, они могут показывать нам какие-то рекламные продажи – но ее рейтинг на рынке небольшой. Бюджет самого «Татмедиа» – порядка 1,3 миллиарда рублей. Но куда такая немыслимая сумма тратится, я не совсем понимаю. Хотя на примере ТНВ понятно, куда и на что – на пропаганду. В этом, с одной стороны, ничего плохого нет, задача благородная. Но факт в том, что пропаганда идет за наши с вами деньги. Мы фактически спонсируем правительство РТ, чтобы оно говорило нам, как оно, это правительство, поступает правильно! Эта функция почему-то не отдана частным структурам (тогда была бы какая-то конкуренция, и качество контента бы выросло). В результате мы имеем полностью дотационную структуру ТНВ, куда рекламодатель не идет. Зачем?

На мой взгляд, какие-то коммерческие продажи на ТНВ, безусловно, есть. Но не исключено, что немалая часть рекламодателей – это те компании, которым государство «предлагает» давать рекламу на ТНВ.

Сергей Чернов – заместитель генерального директора «КАН Авто»

- Наша компания размещала рекламу на телеканале ТНВ. Для нас «Эфир» – стратегически важный телеканал, но он имеет меньшую долю охвата аудитории для нас, чем ТНВ. Поэтому исходя из аудитории, на которую мы целимся, мы выбираем не один канал, а множество. Эффективность мы отслеживаем по системе CRN, которая давно у нас используется, и эффективность каждого рекламного вложения просчитывается. Мы анкетируем людей, спрашиваем, почему они к нам пришли, как про нас узнали и тому подобное. Получается, что эффективность телевизионной рекламы относительно радио, печатной рекламы и тому подобного гораздо выше.

10 - 12 миллионов рублей дохода телеканала от рекламы в месяц – это реальная сумма, но она небольшая. Судя по тому, какую популярность сегодня имеет телеканал, эта сумма должна быть гораздо выше.

Абдулхак Батюшов – владелец холдинга "СТВ-Медиа":

- Доля доходов, связанная с госзаказом, абсолютно нормальна, потому что он тоже должен выполняться. У телеканала, во-первых, такая задача, а во-вторых, размещение такой информации проводится не просто так, а проводятся тендеры. Кроме того, сегодня в Татарстане по положению с ТНВ не может конкурировать ни одна другая телекомпания. Именно поэтому телеканал и получает львиную долю госзаказа на тендерных условиях.

Фирдус Гималтдинов – директор филиала ФГУП ВГТРК "ГТРК "Татарстан":

- Я чужие деньги не считаю. Вполне очевидно, что проводится государственная политика, и совершенно справедливо иметь госзаказ. У нас он также есть, в том числе республиканский.

Армандо Диамантэ – руководитель филиала телекомпании «Эфир» в Набережных Челнах:

- Теоретически телеканал ТНВ может получать доход в 10 - 12 миллионов рублей, практически – не знаю, это вопрос, скорее, к коммерческому отделу канала.

Если бы нам государство дало 76 процентов госзаказа, было бы хорошо, но оно не дает нам ни копейки. Хорошо или плохо – такая доля – сложно сказать. Эта доля говорит о том, что телеканал государственно-ориентированный, ведь кто платит, тот и заказывает. Если государство платит, то выпускаются программы для народа, ориентированные на культуру, просвещение.

В то время, когда я работал в «Татнефтепродукте», мы давали рекламу на ТНВ, но только точечно. Рекламу давали только во время трансляции матчей «Ак Барс», «Рубин». Маловероятно, что такой телеканал, как ТНВ, по своей структуре будет фантастически рейтинговым, а когда даешь рекламу, необходимо соизмерять отдачу. Давать рекламу – это не социальная миссия, поэтому важен рейтинг канала. Не все проекты канала, ориентированного не на зрителя, а на заказчика, будут смотрибельны.