«БЛАТНЫЕ» НОМЕРА КАК БИЗНЕС

Сегодня стало известно, что Госдума РФ планирует узаконить выдачу так называемых «блатных» номеров и организовать своеобразный бизнес, который позволит вывести эту услугу с черного рынка, ликвидировав «коррупционную составляющую». Идея депутата от партии «Справедливая Россия» Михаила Сердюка, который подготовил данный законопроект, такова – водителям необходимо предоставить возможность купить красивый номер по цене в 100 раз дороже обычной госпошлины на получение номеров (при этом номерной знак, купленный у государства, будет все же дешевле, чем на черном рынке). Средства, полученные в бюджет от продажи «блатных» номеров, «эсер» Сердюк предлагает направлять на дорожный ремонт.

В будущем фиксированная плата за номер по замыслу автора идеи сменится открытыми интернет-аукционами. Так в бюджет поступит больше средств, чем при продаже знаков за единую цену.

Поступившие в бюджет деньги не должны исчезать, это должно быть целевое расходование, например, за счет продажи номеров можно будет отремонтировать дороги, надеется законодатель.

35956.jpg

В ТАТАРСТАНЕ ПРОДАВАТЬ НОМЕРА НЕ ПРОТИВ – БЮДЖЕТ ТЕРЯЕТ ДЕНЬГИ

Эта идея давно витает в воздухе. Ее разделяют многие эксперты в том числе и глава Госавтоинспекции Татарстана Рифкат Минниханов. Во время интернет-конференции в редакции газеты «БИЗНЕС Online» Рифкат Нургалиевич ответил на вопрос читателя Эдуарда Гарифуллина, который попросил сделать систему продаж «красивых» номеров прозрачной, на аукционной основе с доходом в пользу государства, так:

– Продажа номеров через аукцион не предусмотрена нормативными документами. Хотя, честно говоря, это было бы хорошим пополнением бюджета. Полгода назад нами была разработана и внедрена программа, позволяющая присваивать государственные регистрационные знаки на транспортные средства по принципу комбинации случайных чисел, что полностью исключает возможность выбора так называемых «красивых» номеров.

Минниханов подчеркнул, что ГИБДД не коммерческая структура, но признал, что бюджет теряет большие деньги, ведь люди готовы платить.

«Поторговался через интернет, заплатил государству и получил свои номера. И не было бы разговоров о коррупции», – рассуждал глава республиканского ГИБДД.

«С УЧЕТА СНИМЕМ, ЗА ДЕНЬ ВСЕ СДЕЛАЕМ!»

О какой сумме, не поступившей в бюджет, может идти речь? Интернет сегодня заполнен многочисленными объявлениями с предложениями купить и продать «красивый» номер. По закону это не возбраняется после того, как автовладельцы получили право переноса номеров с одного автомобиля на другой. Корреспондент газеты «БИЗНЕС Online» позвонил по одному из объявлений, размещенных в интернете.

«Это мои родные номера, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» по телефону некий Ленар, который разместил объявление о продаже номера «к002ао». – О цене можем договориться! 30 тысяч? Нет, что вы… За 120 тысяч рублей – это уже другой разговор. С учета снимем, за день все сделаем!»

Через некоторое время он предложил ряд номеров подешевле: «н009ну» за 70 тыс. рублей и «е002нв» за 90 тыс. рублей. То есть речь идет о целом бизнесе, а не о продаже «родного» номера. В среднем, судя по объявлениям в интернете, цена за автономера в Татарстане варьируется от 100 до 300 тыс. рублей.

УСЛУГА БУДЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ, НО КОРРУПЦИЯ НЕ ИСЧЕЗНЕТ

Эксперты газеты «БИЗНЕС Online» оценили предложение «справороссов», разделившись в целесообразности такого подхода.

Рамиль Хайруллин – региональный представитель ФАР «Федерация автомобилистов России»:

– В России нужно запустить генератор номеров, как у нас в Татарстане: пусть случайным образом номера выпадают. Выпала обладателю «Москвича» красивая комбинация, пусть он ее получит в законном порядке. А торговать номерами – глупость. Коррупция при получении красивых номеров, если закон вступит в силу, не исчезнет. Не все красивые номера пойдут в открытую продажу, все равно будут резервы. Но такая услуга, если она появится, будет пользоваться популярностью.

Думаю, достать красивый номер в Татарстане сейчас довольно сложно. Помните Сергея Руснака на Porsche? На момент ДТП он ездил без номеров. По словам Анны Фурштатовой, он не зарегистрировал машину, потому что ждал, пока «выпадет» красивый номер. Все сроки, данные для постановки машины на учет, он пропустил. Если бы можно было купить красивый номер за деньги, он бы наверняка сделал это в первый день.

Лично я бы не стал покупать себе красивый номер за большие деньги, не вижу в таком номере никакого практического смысла. Он не дает на дороге никаких привилегий и преимуществ. Люди просто повышают самооценку.

Михаил Савин – заместитель командира полка ДПС управления МВД РФ по Казани:

- Люди хотят красивые номера из-за суеверий, некоторым они нужны для самоутверждения либо показать, что они относятся к какому-нибудь определенному сообществу. Что касается продажи красивых номеров, то я считаю, что это достаточно цивилизованное и вполне современное решение. В Сингапуре, например, хочешь красивый номер – заплати и получай. Если этот закон примут, это, безусловно, послужит основанием для исчезновения коррупционной составляющей при получении красивых номеров.

Если эта инициатива заработает, продажей красивых номеров однозначно будет заниматься не ГИБДД, а какая-то другая легитимная организация.