валиуллин.jpg
Азгар Валиуллин: «Мы строили мечеть всем народом. Я часто говорил, что мусульмане должны дружить и найти общий язык, но они его не нашли»

ЛИКВИДИРОВАТЬ ПРИХОД КАК ЭКСТРЕМИСТСКИЙ

Пристальное внимание правоохранительных органов к приходу «Аль-Ихлас» появилось после июльских терактов прошлого года в Казани. Прихожане неоднократно шли на открытый конфликт после того, как некоторых из них задержали по подозрению в причастности к терактам. Позднее все они были отпущены, но руководство прихода резко отреагировало на массовые задержания и провело ряд несанкционированных митингов. Последней каплей стал масштабный автопробег, который прихожане устроили на Горьковском шоссе 22 декабря 2012 года, используя флаги с символикой запрещенной в России «Хизб ут-Тахрир». 16 января сотрудники правоохранительных органов закрыли мечеть, постарались провести спецоперацию максимально корректно, сославшись на требование комитета имущественных и земельных отношений горисполкома Казани о расторжении договора о безвозмездном пользовании зданием бывшей котельной. Само здание мечети было передано на баланс Духовного управления мусульман (ДУМ) РТ, сейчас решается вопрос об инвесторе и проведении реконструкции.

Прокурор РТ Кафиль Амиров подал иск, в котором потребовал ликвидировать приход «Аль-Ихлас» как экстремистский и запретить его деятельность в дальнейшем.

Согласно прокурорской проверке, приход «на системной основе осуществляет экстремистскую деятельность, заключающуюся в возбуждении религиозной розни, пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности человека по религиозной принадлежности», здесь хранятся «заведомо экстремистские материалы в целях массового распространения» (книги, брошюры, журналы от «Хизб ут-Тахрир», признанной террористической и запрещенной в РФ).

IMG_1665.jpg
Прокурор РТ подал иск, в котором потребовал ликвидировать приход «Аль-Ихлас» как экстремистский и запретить его деятельность 

Прокурор в иске также указал, что одним из руководителей и духовным вдохновителем прихода является Рустем Сафин, в 2009 году уже осужденный условно за организацию деятельности «Хизб ут-Тахрир». В отношении Сафина возбуждено новое уголовное дело, поскольку он продолжал эту деятельность.

Сегодня зал судебных заседаний был полон. На процесс по иску прокурора Татарстана Амирова, требующего ликвидации прихода «Аль-Ихлас», пришли более 30 прихожан. Еще столько же дожидались завершения процесса в коридоре, некоторые женщины пришли в Верховный суд Татарстана с маленькими детьми.

IMG_1663.jpg
Само здание мечети передано на баланс ДУМ РТ, сейчас решается вопрос об инвесторе и проведении реконструкции 

СУДЬЯ ДОПУСТИЛ К ПРОЦЕССУ ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

Судья Денис Горшунов, появившись в зале, сообщил, что на заседании присутствуют представители минюста и ДУМ РТ. Возник вопрос о представителе самого опального прихода. Согласно документам, его руководителем является Азгар Валиуллин, а в суде адвокат Юрий Гвоздецкий сообщил, что представляет интересы Ахмата Ахметова, который якобы и является настоящим руководителем «Аль-Ихлас».

Ахметов.jpg
Суд отказал Ахмату Ахметову (так называемому «второму имаму» прихода) и его представителям в участии в процессе

«Приход – это общественная организация, и более 80 прихожан избрали имам-хатыбом Ахметова. Здесь сидят эти прихожане. Мы специально попросили, чтобы народу много не приходило, опасались провокаций. Теперь поднимите руки, кто не согласен с тем, что руководителем прихода является Ахметов», – сказал Гвоздецкий.

Никто не поднял руку.

Тем не менее судья Горшунов, пролистав документы, отметил, что в Едином государственном реестре юридических лиц руководителем прихода значится Валиуллин, и поэтому заявил, что отказывает Ахметову (так называемому «второму имаму» прихода) и его представителям в участии в процессе.

«На каких основаниях? Значит, мы будем в отношении вас возбуждать уголовное дело», – не долго думая, заявил адвокат Ахметова, обращаясь к судье. Последний пригрозил в случае дальнейших эмоциональных выпадов привлечь на помощь судебных приставов.

В зале сидел и Валиуллин рядом с представителем ДУМ. Он был признан законным участником процесса и не возражал, когда представитель прокуратуры начал ходатайствовать о приобщении к делу ряда документов, подтверждающих экстремистскую направленность прихода. Это была ссылка на страницу в социальной сети «ВКонтакте», на которой была размещена проповедь с экстремистскими высказываниями, список литературы с сайта минюста, подтверждающий, что литература, найденная в здании прихода, признана экстремистской. Валиуллин, который согласно реестру признан руководителем, дал добро на приобщение этих документов. Нет сомнений, если бы до процесса допустили Ахметова, он бы яро возражал против этого. 

  

Судья заявил, что об участии в качестве третьих лиц попросили 13 прихожан мечети, которые сочли ликвидацию прихода нарушением их законных прав. Проведя в совещательной комнате 5 минут, суд не нашел правовых обстоятельств для привлечения к участию в процессе этих прихожан в качестве третьих лиц.

«Я СОГЛАСЕН ЛИКВИДИРОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ, НО МЫ ДОЛЖНЫ ПРОДОЛЖАТЬ МОЛИТЬСЯ»

После этого дело начали разбирать по существу, судья стал зачитывать суть дела. Как выяснилось, многие экстремистские материалы были найдены в мечети «Аль-Ихлас» в ходе обыска 17 октября (Газета «БИЗНЕС Online» писала об этом в материале «Маски-шоу в мечети «Аль-Ихлас»). Как сообщил Амиров в своем иске, проповеди мечети содержали в себе пропаганду исключительности по религиозному признаку.

Зачитав суть иска, судья поинтересовался у представителя прокуратуры, поддерживает ли он иск. Сомнений в том, что тот поддержит требования Амирова о ликвидации прихода, не было. Затем наступил поистине исторический момент – официальный руководитель прихода Валиуллин под недовольное перешептывание прихожан заявил о согласии с требованием прокурора.

«Я согласен ликвидировать юридическую организацию, но мы должны продолжать молиться», – заявил Валиуллин, и судья попросил подойти его ближе к президиуму, чтобы письменно зафиксировать его согласие.

Таким образом, ответчик фактически поддержал законность требований Амирова.

fe49c5a3faae2c07a36ae3458de653cd.jpg
Прихожане заявили, что будут обжаловать решение суда о закрытии прихода «Аль-Ихлас»

«Мы строили мечеть всем народом, – заявил Валиуллин. – Я часто говорил, что мусульмане должны дружить и найти общий язык, но они его не нашли. Но в последнее время я редко туда ходил, потому что постоянно слышал упреки. До 2008 года я осуществлял функции имама. Потом было собрание, и мне начали угрожать, обзываться. После этого мои обязанности начал исполнять Сафин. Сам его об этом попросил. Я как-то побывал на его проповедях, после них мы с ним часто ругались, мне они очень не нравились, наши взгляды разошлись».

Спич Валиуллина сопровождался причитаниями прихожан «бессовестный». Представитель Духовного управления мусульман РТ заявил, что приход фактически противопоставлял свою деятельность идеологической работе ДУМ и являлся скорее не религиозной организацией, а политической:

«Местные религиозные организации должны подчиняться муфтию. К примеру, недавно были приняты изменения в уставе, которые меняли процесс выбора имама, – объяснил представитель ДУМ. – В новой редакции этим приходом новый устав принят не был, они попросту его игнорировали».

Представитель минюста продолжил перечислять нарушения. Они были обнаружены в выборах Сафина имамом – фактически он самолично, минуя положенные уставом действия, занял эту должность. Не проводились отчисления в ДУМ РТ положенных средств, а в какой-то момент у прихода вообще появились два самопровозглашенных имама - Сафин и Ахметов.

«Я УСТАЛ ОТ «ХИЗБ УТ-ТАХРИР»

В заключение в зал был вызван свидетель Айнур Бадретдинов, который был прихожанином мечети «Аль-Ихлас».

«Я даже не в курсе, какое дело сегодня рассматривается», – замялся он. Тогда прокурор просто предложил ему отвечать на вопросы участников процесса.

Так выяснилось, что свидетель посещал мечеть и знает Сафина как проповедника. Но в 2009 году Бадретдинов перестал бывать в приходе.

«Я посмотрел в интернете ролики и устал от течения «Хизб ут-Тахрир», – объяснил свидетель.

«А «Хизб ут-Тахрир» был связан с приходом?» – поинтересовался прокурор.

«У многих прихожан на страничках в социальных сетях были размещены ролики, пропагандирующие идеологию этой организации. Я понял, что они поддерживают ее», – отметил свидетель.

Интересно, что законность нахождения Валиуллина в качестве руководителя прихода подтвердил и действующий муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Это выяснилось в ходе изучения документов, приобщенных к делу.

Перед тем, как судья удалился в совещательной комнате, прокурор попросил зачитать показания, которые давал свидетель Бадретдинов ранее. В них, как выяснилось, он заявлял, что Рустем Сафин говорил о создании халифата путем призыва следовать исламу и проповедовал идеологию «Хизб ут-Тахрир».

Судья в совещательной комнате был около 15 минут. В результате он огласил решение: иск прокурора о ликвидации прихода удовлетворить и исключить из Единого реестра юридических лиц. Также постановил взыскать с прихода в доход государства пошлину в 4 тыс. рублей.

После оглашения прихожане мечети ожидаемо стали возмущаться и в коридоре накинулись на Валиуллина, который заявил, что мечеть должна работать, несмотря на ликвидацию самого прихода, а сам он не прочь проповедовать там.

«Да мы тебя не выберем!» – кричали люди, посещавшие мечеть. Ряд нелицеприятных отзывов получил и свидетель Бадретдинов. Его вместе с Валиуллиным под охрану от разъяренной толпы взяли судебные приставы.

Перед тем как разойтись, прихожане стали обмениваться сотовыми телефонами и адресами. Они в один голос заявили, что будут обжаловать решение суда по иску Амирова, ликвидировавшего их приход.