НОВЫЙ ФОРМАТ ДОКЛАДА

Как заметил в начале слушаний спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин, до сих пор в такой форме слушания не проводились. Во-первых, если раньше они носили лишь формальный характер (все инициативы сначала «слушались» в правительстве, затем проходили равнодушный обзор среди депутатов Госдумы, которые фактически уже никак на эти инициативы повлиять не могли), то теперь основные направления налоговой политики сначала попали в Госдуму. Депутаты могли надеяться на то, что Силуанов покажет тем самым не только «добрую волю», но и некий концептуальный документ. Для торжественного экзамена министра выделили даже целый основной зал Думы (что для подобных слушаний в рамках комитета Госдумы тоже было впервые). Это сделали для того, чтобы принять всех заинтересованных. А пригласили «послушать» министра на этот раз не только депутатов, но и бизнес-сообщество в лице различных объединений: в частности, «Деловую Россию», «ОПОРУ России», Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), ассоциацию банков России и, конечно, омбудсмена Бориса Титова. Это не удивительно особенно после скандального повышения взносов для индивидуальных предпринимателей и путинских выступлений за сокращение страховых взносов. Президент РФ, напомним, сделал заявление об этом 25 апреля и дал правительству две недели на подготовку предложений.

СИЛУАНОВ: «НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ СТАБИЛЬНА!»

Так или иначе, бизнес собирался услышать от Силуанова принципы внятной налоговой политики, которая должна была бы быть адекватной заявлениям Путина о необходимости «поддержки бизнеса, инвестиций и инноваций». Услышал ли бизнес подобное? Нет, считает Азат Газизов. «Силуанов рассказал нам о том, что налоговая система России на сегодня стабильна! Рассказал о том, что 11 процентов налоговых сборов дают газовые и нефтяные компании, что жалобы на налоговиков снижаются ежегодно на 10 процентов и составили в прошлом году «всего» 50 тысяч (в 2011 было 70 тысяч). Рассказал о налоге на роскошь (напомним, налог на роскошь в России будет взиматься через налогообложение недвижимости и увеличение транспортного налога - авт.). И, главное, что якобы налоговая система в ближайшие годы будет носить «стимулирующий характер, – перечислил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» основные пункты доклада Силуанова Газизов. – Суть он выразил на словах, но в докладе всего этого «стимулирующего» и близко не было. Цифры доклада, которыми поделился с нами министр, говорят ровно об обратном!»

НАЛОГИ – ЭТО НЕ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ, А ИНСТРУМЕНТ ПОПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

В результате доклад не похвалил никто. Что больше всего поразило депутатов и бизнесменов: если раньше целью основных направлений налоговой политики на следующий год было «улучшение социально-экономического развития страны» (хотя бы даже на бумаге), то теперь целью стала «подготовка проекта федерального бюджета на следующий год». Иными словами, если и прежнего министра Алексея Кудрина можно было обвинять в консервативной фискальной политике, то его преемник уже даже не считает налоговую систему инструментом развития экономики страны: это, говорят в минфине, просто инструмент пополнения бюджета…

Удивило слушателей Силуанова и то, что ставку НДС в России он сравнивал со ставками в странах организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Силуанов считает, что российская ставка (18%) одна из самых низких ставок НДС, если сравнивать ее со ставками в странах ОЭСР. При этом сравнивать министр ставку НДС почему-то решил со средней ставкой по ОЭСР. На что министру справедливо возразили, что в условиях, когда Россия плетется в конце списка этих стран при нашей налоговой нагрузке на бизнес порядка 50 - 60%, пытаться сравнивать НДС по меньшей мере странно. И предложили лучше сравнить налоги России и Казахстана. В России НДС – 18%, в Казахстане – 12%, налог на доходы, соответственно, – 13% и 10%, налог на прибыль – 20% и 15%, единый социальный налог – 30% и 11%. Мало того, и депутаты, и бизнесмены прямо предложили Силуанову и «дальше усиливать прессинг на нефтегазовые компании, а не давить на малый и средний бизнес (МСБ)».

КАК АНТОН СИЛУАНОВ ЗАБЫЛ ПРО МАЛЫЙ БИЗНЕС

«Что самое поразительное, так это то, что МСБ Антон Силуанов в своем докладе не упомянул вообще! – возмущается Газизов. – Как будто этого бизнеса и нет у нас. В ответ президент «ОПОРЫ» Александр Бречалов предложил министру финансов вспомнить о тех 20 миллионах россиян, которые работают в МСБ, и придумать, как вытащить этот бизнес из «теневой экономики», куда его загнала наша налоговая политика».

Споры вызвало и намерение правительства ввести со следующего года налог на недвижимость по кадастровой стоимости. По словам главы минфина, к настоящему моменту якобы завершена оценка кадастровой стоимости недвижимости, и основная задача – внедрение нового налога: "Мы видим большой потенциал налога на недвижимость для доходов бюджетной системы. Например, по результатам кадастровой оценки было выявлено намного больше объектов недвижимого имущества по сравнению с теми, по которым сейчас уплачивается налог на имущество физических лиц". Однако Силуанову заявили, что ввести его было бы странно, учитывая, что Росреестр передал в налоговые органы данные лишь по 40% недвижимости (вопреки тому, что заявляет сам Силуанов), при этом даже в переданных данных порядка 400 тыс. ошибок! А председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров и вовсе заявил, что сегодня налог на недвижимость введен быть не может, потому что «его ввести в принципе невозможно» – эксперимент по его введению в Твери и Великом Новгороде провалился.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ОСТАЕТСЯ «ФИСКАЛЬНОЙ»

Не понравилось рыхлое выступление Силуанова представителям всех бизнес-сообществ: РСПП, «Деловой России», ассоциации банков России (АБР) и даже обмудсмену Титову. Президент АБР Гарегин Тосунян предложил минфину РФ отменить налогообложение части прибыли банков, направляемой на рекапитализацию: «Такая мера позволила бы предоставить экономике страны более триллиона рублей в виде кредитных ресурсов», – заявил Тосунян на парламентских слушаниях. Он также заметил, что на 1 рубль недополученных бюджетом страны налогов банки могли бы выдать 6 - 7 рублей кредитных ресурсов.

Нарышкин попытался, было, вступиться за Силуанова, заявив, что в России молодая налоговая система, а с базового налогового закона прошло всего лишь 15 лет. Однако и Нарышкину возразили, что тогда, в 1998 году, быть может, эта система и была стимулирующей, сегодня же она экономику тормозит.

По мнению Газизова, единственно, что внятно сформулировал министр финансов РФ, так это то, что налоговая система остается неизменной. Фактически, посчитали депутаты и бизнесмены, налоговая система на ближайшие три года останется «фискальной» и не будет «стимулирующей».

«Если подытожить его выступление, то ни депутаты, ни бизнесмены так и не услышали конкретных инициатив минфина, подтверждающих декларируемые на словах принципы о стимулировании инвестиций и поддержки предпринимательства, – считает Газизов. Для минфина единственно, что важно, – это что налоговые доходы от нефтянки хорошие. Больше ничего».