КГЭУ.jpg
 

КАКОВ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА?

– Владимир Кузьмич,  всего год понадобился КГЭУ, чтобы из разряда рядовых вузов перейти в статус востребованных учебных заведений. В чем секрет?

– Есть закон в философии: переход количества в качество. И если сравнивать наш вуз вчера и сегодня, то разница - в системном подходе! Пришел новый руководитель - с производства, со своим видением роли руководителя. Он провел стратегическую сессию: пригласил специалистов из Москвы - энергетических предприятий, министерства энергетики (тогда оно еще было). Все на уровне первых лиц. Вопрос ставился таким образом: «Каков потенциал вуза, что в нем еще не раскрыто»? Этот вопрос решал не один человек, а команда. Разработали программу, огромная роль в ней была отведена предприятиям энергетической отрасли. В ходе реализации программы существенное значение имела и помощь президента Татарстана Рустама Минниханова. Задача стать конкурентоспособными решается в большей степени благодаря помощи республики.

– Каким образом?

– Эффективность вузов оценивалась по нескольким критериям. К примеру, по учебным площадям. По этому параметру мы немного недотягивали. Чтобы увеличить площади, республика передала нам в собственность здание лицея №50. Сейчас проходит процедура передачи здания в федеральную собственность. 100 миллионов рублей республика выделила на строительство 19-этажного общежития - сегодня есть земля, все разрешения на строительство, проектирование завершено. Почему я сделал упор именно на общежитии? Потому что одним из критериев эффективности было наличие определенного количества иностранных студентов. У нас же никогда не было проблем с иностранными студентами, были проблемы с общежитием, потому что зарубежные государства выдвигают определенные требования по обеспечению жильем своих студентов. Помимо этого, мы пересмотрели структуру нашего преподавательского состава, ее качество.  

Центр-энергосбережения.jpg
 

СТАВКА НА ИНЖИНИРИНГОВЫЕ ЦЕНТРЫ

– Если говорить о повышении конкурентоспособности университета, то здесь, наверное, уместно вспомнить сетования производственников, что преподавание в вузе зачастую отстает от требований времени. Как вы решили эту задачу?

– Это основополагающий вопрос. И завязан он на двух составляющих: качестве профессорско-преподавательского состава и совершенстве лабораторно-практической базы. О первом я уже сказал. Что касается второго, то энергетика только по учебнику сделать специалистом нельзя. Студентам необходимо обучаться на реальном современном оборудовании. В этой части мы создаем серьезные центры. К примеру, в университете уже действует центр крупнейшей корпорации Schneider Electric, которая его полностью и оснастила. Аналогичный центр будет построен с компанией Siemens. Недавно президент Siemens и президент РТ Рустам Минниханов подписали соглашение, в котором отдельным пунктом значится создание при КГЭУ инжинирингового центра. Помимо этого, мы открываем демонстрационный учебно-научный инновационный центр «Энергосбережения и энергоэффективности». Это площадка для крупнейших производителей энергетического оборудования, с которым будут знакомиться наши студенты.

Шнайдер1.jpg
 

– Недавно университет объявил о начале строительства на своей территории подстанции. Это макет?

– Это реально действующая подстанция на 110/10/04 киловольт. Она станет настоящим производственным полигоном для наших студентов. Кстати, ни один российский отраслевой вуз не может похвастаться тем, что у него есть собственная подстанция.

подстанция1.jpg
 

ОТВЕТ НА ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ

– Сегодня энергетика развивается семимильными шагами, вероятно, что отрасли потребуются и специалисты новых направлений. Насколько университет готов ответить на вызов времени?

– Вернусь к стратегической сессии, на которой выступали генеральные директора крупных энергетических и энергосервисных компаний. Они говорили, что им сегодня необходимы специалисты для работы за рубежом. А именно: руководители проектов со знанием зарубежного права, экономики, специфики зарубежной электроэнергетической отрасли. Исполнителя работ можно нанять и там, а вот специалистов, которые могли бы управлять проектами, нет.  Поэтому с  1 сентября текущего года мы начинаем обучение по новой магистерской образовательной программе «Управление проектами (в энергетике)». Эта двухлетняя образовательная программа разработана совместно с университетом Дортмунда (Германия), руководство которого приезжало к нам. В первый год, помимо получения профессиональных знаний, упор - на изучение языка. Вторая часть курса пройдет в Германии. В дальнейшем выпускники данного направления будут получать двойной диплом – нашего вуза и Дортмундского университета. Отмечу, что в этом направлении рынок пока незаполнен.

И второе новое направление – подготовка проектировщиков в сфере электро- и теплоэнергетики. Это крайне дефицитная и востребованная специальность.

подстанция3.jpg
 

– А чем еще можете заинтересовать потенциального абитуриента? Ведь студент «жив не учебой единой»…

– Мне очень не нравится модное сегодня выражение «предоставление образовательной услуги». Считаю, что вуз должен не только давать образование, но и воспитывать личность. Показателем того, что в нашем университете студенты получают всестороннее развитие, стала победа в республиканском конкурсе «Вуз года-2012».

– Начинается новая приемная кампания. Какого студента вы ждете?

– Мотивированного и, желательно, с высоким баллом ЕГЭ по физике и математике.

подстанция2.jpg
 

– А как найти мотивированного абитуриента?

– Его не надо искать - необходимо растить. Во-первых, на базе нашего вуза действует малый энергетический университет, где обучаются школьники - победители профильных олимпиад. Во-вторых, наш вуз входит в число вузов, которые проводят федеральную олимпиаду «Надежда энергетики» - ее победители автоматически зачисляются в университет. В-третьих, у нас есть малый энергетический колледж, где обучаются школьники (с 9 класса). В-четвертых, планируем создать в Татарстане 30 профильных классов, чтобы школьник  мог определиться с будущей профессией не на пороге выпуска, а еще в процессе учебы. Так что мы стремимся растить будущего студента.

Шнайдер2.jpg
 

– С прошлого года резко возросла плата за обучение на инженерных специальностях. А теперь еще поговаривают, что снизится количество бюджетных мест. Как же тогда решать проблему кадрового дефицита в отрасли?

–  Хочу отметить, что в этом году Казанский государственный энергетический университет получил на 11 процентов больше бюджетных мест, чем в 2012-м. Так что примерно 70 процентов мест на очном отделении будут бюджетными. Это говорит о двух вещах. Во-первых, о том, что КГЭУ действительно сделал серьезный рывок вперед, и это оценено федеральным центром. И второе: к подготовке кадров в отрасли наконец-то повернулись лицом, потому что дальше уже падать некуда. 

Механошин.jpg
Борис Механошин

СНИЖЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭНЕРГЕТИКЕ – ПРОБЛЕМА МИРОВАЯ

Мнение проректора КГЭУ поддержал и директор по международной деятельности ОАО «СО ЕЭС «ОАО «Системный оператор единой энергетической системы» Борис Механошин. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» (журналист связался с ним в Берлине), Механошин сообщил, что дефицит кадров в энергетике - не только российская проблема: «Такой же вопрос возник и в США, когда началось разделение бизнесов, появилось превалирование финансовых менеджеров над техническими. И, как результат (я сам наблюдал на ряде энергокомпаний в Америке), пошло сокращение высококвалифицированных дорогих профессионалов в надежде на то, что можно будет обойтись подробными инструкциями по эксплуатации оборудования и дешевым эксплуатационным персоналом. Вот эта концепция спустя годы провалилась с треском. Она привела к тому, что студенты на технические специальности не шли, так как они были бесперспективны. А раз нет студентов, нет и профессоров».

Как рассказал Механошин, энергокомпании постепенно теряли интеллект, и какое-то время выживали лишь за счет иммиграционной привлекательности. Но и это закончилось, наступила эра кадрового обеднения и снижения потенциала профильных вузов - как за рубежом, так и в России.

Шнайдер3.jpg
 

«И сейчас, когда Путин поставил задачу инновационного развития, модернизации, оказалось, что некому модернизировать, серьезных инженерных кадров-то нет! – эмоционально восклицает эксперт. – Вы помните, в свое время Чубайс сказал такую фразу: «Будут деньги, мы белого медведя и в Африке купим»? Вот нет в Африке белых медведей. Как оказалось, даже при наличии серьезных финансовых возможностей, купить этих инженеров и преподавателей сегодня негде. Потому что их нет в Штатах, нет в Европе. Мы пытались «поживиться» инженерными кадрами в Германии и наткнулись на то, что немцы собрались приехать к нам с той же надеждой – и это реальная история из бизнес-практики».

По словам Механошина, сейчас крайне важно попытаться объединить преподавательский, управленческий и инженерный опыт.  И такой потенциал, по мнению эксперта, есть у Казанского энергетического университета. Главное, чтобы вуз держал высоко поднятую планку.

16+