– Игорь Борисович, расскажите, с чего начинался ваш бизнес.

Вернувшись в 1992 году в Набережные Челны из Франции, где прожил два года, я вместе с четырьмя единомышленниками создал предприятие «Рекамье». Поскольку в начале 1990-х в регионе наблюдался дефицит рекламных услуг, мы были всеядны: занимались полиграфией, сувенирами, позиционированием, айдентикой. Все мои партнеры по «Рекамье» были очень талантливы. Один – гений продаж, мог загнать чукчам снег, другой – непревзойденный маг софта и «железа», еще двое – потрясающие технари, по наитию воспроизводившие западные рекламные технологии. Но пять медведей в одной берлоге? В итоге мы мирно разошлись, и каждый из моих партнеров создал свой идеал бизнеса.

Концептуально мое «Бренд-ателье» родилось тогда, в «Рекамье». В 1995 году у нас возник спор об инвестициях в развитие, и я купил семинар известного игротехника Бориса Мамина. Он закрыл наше предприятие на неделю, и под его руководством мы определялись с ориентирами на ближайшие 10 лет.

После семинара стало ясно, что нужно создавать виртуальное бюро, в котором основной силой и объектом коммерции должна стать идея – единственная технология, которую нельзя воспроизвести. Но рынок не был готов к этому. Не было интернета. Поэтому я создавал долговременные связи с партнерами и занимался разработкой механизма спонтанных услуг, то есть услуг в режиме форс-мажора. Проект удаленного офиса я реализовал только в 2005 году и назвал его «Бренд-ателье».

Чего стоила организация виртуального офиса? Какую нишу он занял на рынке?

Это мелкие затраты на хостинг и сервисное обслуживание в пределах 25 тысяч рублей. Я занялся «стартингом» – это понятие разработано и зарегистрировано мною. Раньше услуга называлась длинно: «первичное позиционирование». Потребность в ней гигантская. Наша потенциальная клиентура – это, навскидку, 90 процентов российских предприятий. Нематериальные активы, к которым относятся и имя предприятия, и его торговая марка, и уникальное позиционирование, до сих пор в большинстве случаев не зарегистрированы. А теперь возьмите титульную страницу «Яндекса», создайте на ее основе «Фигандекс» и, зарегистрировав его как промышленный образец, предъявите иск «Яндексу». За использование «чужого» знака суд может взыскать до 5 миллионов рублей, а ответчику придется потерять свою собственность.

«РАБОТАТЬ УДАЛЕННО РОССИЯ НАУЧИЛАСЬ, ПЛАТИТЬ – ЕЩЕ НЕТ»

– Значит, физически офиса у вас сегодня нет?

Есть, в собственности, но я сдал его в аренду под другой бизнес. Офис – это люди, социалка… Взять хоть обновление софта для работников. Я за «белый», дико дорогой софт, но меня не интересует сегодня, на чем работает моя команда. Результат я выдаю на своем программном обеспечении, поэтому мой заказчик застрахован. Заказчику физический офис не нужен, ему важны качество и разумная цена. Более того, у штатного дизайнера возможны самоповторы, а фрилансеры всегда радуют свежими решениями. В «Бренд-ателье» я выдаю всю идеологию и эскизы, а к техническому исполнению привлекаю специалистов в зависимости от ситуации.

Когда я набирал ближний круг постоянных сотрудников, работающих по домам, я настоял на том, чтобы каждый из них зарегистрировался как ИП. Я и сам ИП. Бухгалтерия, отчетность перед налоговой – тут все по-взрослому.

Ближний круг – это сколько человек?

Пятеро, это мозговой центр, мои ученики и бывшие работники. Они работают как в России, так и за рубежом. А периодически привлекаемых сотрудников много – под каждый проект мы создаем временный творческий коллектив. Уникальная задача требует уникального коллектива, в котором, бывает, и по 20 человек работает. Над проектом мультимедийной презентации для «Татнефти» в 2003 году работали более 50 человек. Такая система позволяет создавать услугу экстра-класса, сохраняя полную мобильность. К примеру, помните, в фильме «Убить Билла» есть ретроспективная вставка, выполненная в аниме? Тарантино мог бы заказать ее у голливудских аниматоров, но японцы сделали это лучше и быстрее. Так же работаем и мы: узкие специалисты, привлекаемые под заказ, дают качество и скорость исполнения. Но в большинстве случаев коллектив состоит из двух-трех человек.

Иностранцев тоже привлекаете?

Да. К примеру, поздравительные открытки для правительства у меня рисовали французы. Как раз сейчас в разработке уникальный проект – сайт для крупного бизнеса в сфере ритуальных услуг. Я ни разу с подобным не сталкивался. Хочу сделать сайт светлым, утешающим и винтажным. Для этого нужен особый художник, которого я пока не нашел. Рассматриваю портфолио, в том числе и за рубежом.

1.jpg
«Средняя сумма заказа - 45 тысяч рублей, потолок - до трех миллионов. Но большая сумма предполагает длинный контракт, а я не могу работать над проектом, который становится рутиной»

Заказчики нормально воспринимают удаленное сотрудничество?

Сегодня не приходится даже убеждать, они как-то сразу берут быка за рога: «Надо то-то и то-то, сколько это будет стоить?» Скажем так, работать удаленно Россия уже научилась, не освоила только оnline-оплату. Слышал, Сбербанк купил «Яндекс-деньги», думаю, скоро пользователи перенесут доверие к Сбербанку и на интернет.

«Я МОГУ СОЗДАВАТЬ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ ЗА СУТКИ»

– В чем специфика ваших услуг?

Мой бизнес уникален тем, что его невозможно автоматизировать. Это работа персональная, всегда в контакте с заказчиком. Я готовлю его к рекламному выходу на рынок, для чего нужно четко сформулировать критерии построения бизнеса. Иногда заказчик собирается делать какой-нибудь «антишум-антискрип», но, поговорив со мной, отказывается от такой мысли. Причем я не даю советов, только задаю вопросы. Мы формируем идею бизнеса, а потом миссию, во имя которой заказчик будет работать. Как итог – на стол клиента ложится «гроссбух» рекомендаций, а он говорит, согласен ли он с ними. После этого я готовлю первичный набор информационных инструментов для удачного захода на рынок: имя, товарный знак, сайт и так далее.

Тогда в чем специфика «Бренд-ателье», чем вы лучше других?

«Бренд-ателье» делает три уникальных торговых предложения. Во-первых, у меня есть личная технология производства товарного знака за сутки. Второе наше преимущество – услуги в режиме форс-мажора. За сутки мы можем полностью разработать представительские материалы, но по десятикратному тарифу. Я привлеку множество людей, которые будут ночью фотографировать, печатать, макетировать… Я знаю, как это делается и добился отличных результатов. И третье УТП – это порядочность. Не улыбайтесь. Ни разу не обманывал заказчика. Единственное, чего не терплю – это хамство. Получив моральную оплеуху, я спокойно доведу контракт, но отношения прерву навсегда, независимо от прибыльности контакта. Мы, кстати, работаем, не оглядываясь на масштаб предприятия. И еще у нас есть такая оригинальная опция, как «анонимная разработка»: клиенты иногда просят, чтобы мы не афишировали свое авторство. Наверное, чтобы сказать, что все сделано где-то за рубежом, поднять престиж товарного знака. За это они тоже платят двойную цену, ведь я не имею права выложить такую работу в портфолио.

Какова средняя сумма заказа?

45 тысяч рублей в среднем, потолок - до трех миллионов. Но большая сумма предполагает длинный контракт, а я не могу работать над проектом, который становится рутиной. Я, конечно, берусь и за такие, разбивая работу на этапы. Но чаще передаю их ученикам.

«РАБОТАЕМ И С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ, И С ЛАРЬКАМИ»

– У вас много зарубежных клиентов?

Бывают, их как раз приводят мои ученики, живущие за границей. Но эти контакты одноразовые. Нашему человеку важно позвонить и спросить: «Игорь, собираюсь открыть такой-то бизнес, что скажешь?» Ему нравится, что я выслушиваю его, думаю с ним. А на западе люди очень сухие – четкие требования, четкий результат, и давай, до свидания. Поэтому в свое время я принял решение работать с предпринимателями России, и сегодня мы работаем «от Москвы до самых до окраин». Ну и Челны, конечно, потому что живу здесь без малого уже 38 лет. Часть заказов ищу самостоятельно. Но в основном клиенты находят меня. По закону Вильфредо Парето, 20 процентов заказов дают 80 процентов прибыли. Как правило, эти 20 процентов – мои бывшие клиенты. Они либо сами обращаются, либо приводят своих знакомых. По-разному бывает. Например, 9 лет назад я вышел на компанию «Челны-бройлер», но тогда мои услуги были преждевременными. Теперь мы снова встретились, они поверили в меня, и я разработал для них две торговые марки «Чикен-Хан» и «Деликур», которые победили в тендере на поставку продукции для Универсиады-2013.

Каков процент крупного бизнеса среди ваших заказчиков?

Для меня заказчиком является тот, с кем я работаю сейчас. В регионе мы работали с «Татнефтью», с «Оргсинтезом», с «Нижнекамскшиной», с КАМАЗом. Выше – с «Рособоронэкспортом», с правительствами Татарстана и России.

Социальная составляющая есть в вашей работе?

Да, мы оказываем услуги бесплатно при ряде несложных условий. Для некоммерческих проектов, больниц, детдомов, фондов. Они могут спокойно к нам обращаться, причем мы сделаем это с удовольствием и достаточно быстро.

Kozlov_Logosutra.jpg
«Хочу написать книгу о гадании по товарным знакам. Многие руководители и не подозревают, что скрывается в их товарном знаке»

Какова выручка компании?

Ежемесячный доход колеблется от 300 тысяч рублей в месяц до миллиона. В нормальном режиме мы выполняем одновременно около 10 заказов, но в последние годы я уже не ставлю перед собой цели заработать все деньги. Летом вообще закроюсь на сезон, есть личные планы, а партнеры займутся своими делами.

«ПРИ ИЗМЕНЧИВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ БИЗНЕС НЕ ВКЛАДЫВАЕТСЯ В РАЗВИТИЕ»

– Какой год был наиболее успешным в финансовом отношении?

Самый успешный по деньгам период – 1999 - 2003 годы. В стране был мощный подъем бизнеса, которому требовалась наша услуга. 2003 год выстрелил раза в полтора богаче, чем 2002, а в 2004 опять пошло снижение. В 2003-м мы заработали около 50 миллионов – в основном на заказах подразделений «Татнефти». Исторически самый крупный проект «Бренд-ателье» – это подготовка компании «Татнефть» к иранской выставке. Этим проектом мы занимались почти год, заработали на нем больше 30 миллионов рублей. Но и Москва в то время активно вкладывалась в популяризацию новых брендов. Бизнесы тянулись за конкурсом EFFIE – «Бренд года» – тратились на позиционирование и торговые марки. Сейчас предприниматели неохотно вкладывают в развитие своих брендов, потому что условия их существования нестабильны. Это касается и крупного бизнеса – зачем тратить 20 - 30 миллионов евро на запуск, когда законодательство столь изменчиво? Однако спрос на нашу услугу никогда не пропадет: пока существует товар, существует и необходимость в его продвижении.

Вы когда-нибудь пользовались кредитными ресурсами?

Когда мы только начинали работать, я дважды пытался взять кредит в банке, и оба раза мне отказали. В первый раз не было кредитной истории. Когда в этом же банке у нас был уже большой оборот денежных средств, я обратился за кредитом во второй раз. В банке лежало авизо о поступлении на мой счет 3 миллионов рублей, которыми можно было воспользоваться только на следующий день. Речь шла о кредите на один день: мне поступило очень выгодное предложение из Москвы купить компьютеры по втрое сниженной цене, которое было действительно только до конца дня. Но мне снова отказали в кредите. Тогда я взял деньги у бандитов, это были 1990-е годы. Среди них встречались разные люди, необязательно ужасные, и бизнесмены в те годы многому у этих людей научились. В общем, я взял у них кредит на две недели под копеечный процент, потом расплатился, и больше мы не пересекались. А из этого банка я сразу ушел. По моему глубокому убеждению, мы – индивидуальные предприниматели – мало интересуем банки, поэтому банки мало интересуют меня.

«МОЖНО ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ И НЕ ВСТРЕТИТЬ КОНКУРЕНТОВ»

– Оцените, пожалуйста, емкость рекламного рынка в Татарстане.

Татарстан в нашем бизнесе – это пять динамично развивающихся городов: Казань, Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Елабуга. Если про Челны говорить, думаю, что ежегодно от 50 до 70 миллионов наш город может потребить одних только стартинговых услуг. Если же взять Казань, Нижнекамск, Елабугу – это непочатый край, многие десятки миллионов долларов.

Kozlov_foto3.jpg
«Наша основная аудитория - это любой бизнес, который достает деньги из своего кармана»

Почему «непочатый край»? Разве у вас нет конкуренции?

Игроки есть, но нет поводов переживать из-за конкуренции при нынешнем уровне освоения рынка. Да и на самом деле нас немного, потому что раньше рынок требовал услуг художников-оформителей, которые не думают, а рисуют запрошенное. А рынок, которому нужен «карандаш с мозгами», до сих пор малоактивен. Есть конторы, вызывающие уважение. Это студия «Каждан», компания «Лориен», агентство «Оригами». Но работы так много, что мы практически не пересекаемся. Даже в Челнах можно жизнь прожить и не встретиться со своим конкурентом. Впрочем, заказов в Челнах у меня все-таки немного.

А государственные тендеры часто всплывают?

У нас бывают, скорее, околоправительственные заказы – частные поздравления политиков и тому подобное. К примеру, однажды клиенты вывезли именинника, очень известную персону, на две недели отдыхать, а мы в это время сделали у него дома океанариум во всю стену, практически настоящий. Хороший был сюрприз. Официально же государство – очень трудный заказчик, что Россия, что Татарстан. Это всегда четкое следование протоколу, до миллиметра. Эмблематика, в частности, принимается очень сложно. Поэтому мы больше работаем с заказами, так сказать, «без галстуков».

Кто ваша основная аудитория?

Это любой бизнес, который достает деньги из своего кармана. Юридическая форма значения не имеет, главное, чтобы не было речи об откатах. Но основная доля – это все-таки промышленные предприятия, федеральные, со штатом 150 - 500 человек, с оборотами от полумиллиарда до двух миллиардов рублей. Хотя и ларьки обращаются, никаких проблем. Цена дифференцируется от цели, а не от масштаба заказчика.

Как вы оцените квалификацию рекламистов в Татарстане?

В рекламе единственным критерием квалификации является портфолио. Наш рынок рекламы делится на две категории: ретрансляция готового транснационального продукта и реклама местного производителя. Во втором случае заказчики редко заинтересованы в дорогих работах высококлассных специалистов, они ищут «молотков» – тех, кто изготовит и вывесит плакат.

«БУДУЩЕЕ ЗА КАТАЛОГАМИ И ДИРЕКТ-МАРКЕТИНГОМ»

– Популярные формы рекламы действительно эффективны?

Показателен пример челнинских торговцев запчастями. Они нецелесообразно, по моему мнению, ежемесячно тратят на рекламу в печати более 50 миллионов рублей. Если вы приехали из Кустаная за запчастями – вы что, будете здесь газету или щиты изучать? Вы либо заранее договоритесь о покупке, либо воспользуетесь рекомендациями. Но при этом те же самые запчастники выступают сегодня двигателем прогресса. Именно у них самые развитые сайты продаж, у них реализована выгрузка баз данных из 1С-бухгалтерии с периодичностью 10 минут.

Вообще, четкая переориентация в рекламе произошла после 2008 года. Если до кризиса бизнес активно вкладывался в наружку, в печатные СМИ, то после – начали задумываться об эффективности. Большой объем рекламы ушел в интернет, в каталоги товаров и цен, которые присылают на дом, и в директ-маркетинг – это технология работы с целевой аудиторией напрямую: через почту, телефонные разговоры, через создание долговременных связей с потребителем. Иначе говоря, продавец перестал предлагать пылесосы за 100 тысяч рублей всем подряд.

4.jpg
«Самый же стабильный бизнес – тот, что основан на нужде, это естественная и единственная страховка от кризисов»

Со временем каталоги и адресная реклама будут усиливать свои позиции на рынке и тоже смещаться в интернет, процесс идет. Печатная реклама останется – она исправно выполняет две задачи: формирование позитивного образа компании и стимулирование сбыта.

Интересно, за рубежом так же считают?

В мире сейчас 70 процентов затрат на рекламу забирают каталоги. Серьезные сети выпускают их раз в квартал. У нас в городе эрзац-каталоги – это брошюрованные листовки местных торговых сетей и разовые «минигазеты», которые выпускают перед открытием нового бизнеса. Кстати, Челны очень оперативно среагировали на интернет. Буквально за два года наш бизнес скакнул от интернет-визиток к интернет-магазинам. Нам осталось только к электронным платежам привыкнуть.

С какими ресурсами нужно заходить на ваш рынок в качестве игрока?

Можно зайти без вложений – самому сделать сайт. Если его обновлять, он заработает где-то через полгода. Если в него вкладывать деньги и время, заработает через месяц. Специалисту ничего не надо – он может себя как угодно позиционировать с минимальными деньгами. Не нужно ездить по заказчикам, заявлять о себе на выставках – интернет послал всех лесом. Главное вложение в наш бизнес – это идеи.

«ДЛЯ ЧЕЛНОВ НАСТОЯЩИМ КРИЗИСОМ БЫЛ ТОЛЬКО 1994 ГОД»

– Ваш бизнес подвержен кризисам? Как вы их проходили?

По-настоящему тяжелым для нас был только 1994 год – челнинский кризис после пожара на заводе двигателей. Мы только начинали обкатку своих технологий, рассчитывая на регион. Интернета не было, мы не могли активно работать с удаленными заказчиками. После пожара все было мертво в течение полугода. Мы жили на кубиках «Магги» и хлебе, как и сами камазовцы, и почти весь город.

В 1998 дефолтном году «Рекамье» держало деньги в долларах наличными в банковской ячейке. На том кризисе мы разбогатели. На работе он тоже практически не отразился. Я тогда собрал всех челнинских рекламистов и все печатные издания в клубе «Армада». Выступил с речью: «Ребята, давайте забудем о привязке к доллару и снизим цены, поддержим заказчика». Некоторые послали меня подальше, у них бизнес транслировали из Москвы, люди были привязаны к доллару. Но многие откликнулись, и городской рынок мы спасли, нормально пережили период спада.

2008 год тоже прошли спокойно. Я всегда держу запас денег для семьи как минимум на полгода – это 12 тысяч долларов. Поэтому я закрыл контору на четыре месяца и занялся разработкой новых идей. Потом все вернулось на круги своя.

Вы отдыхали, потому что клиентура ушла?

Да, в 2008 году ушло больше половины клиентов. В кризис на развитии экономят в первую очередь, хотя рекламные кампании в этот период наиболее эффективны.

Реклама-мастер-класса.jpg
«В Челнах сейчас не меньше десятка предприятий, возглавляемых моими учениками»

А коллеги по рынку закрывались?

Некоторые из тех, кто сидел на больших площадях большими коллективами. Нас, работающих дома, ничто не выбьет из седла, собственно и закрывать-то нечего, кроме входной двери.

«СТАБИЛЕН ЛИШЬ БИЗНЕС, ОСНОВАННЫЙ НА НУЖДЕ»

– Вы открыли «Рекамье», приехав из Франции. Как вы там оказались и какой опыт оттуда привезли?

Я по первой профессии режиссер. Работал по специальности до падения СССР, а после мне тоже пришлось искать новое место в жизни. Я любил Советский Союз: несмотря на страшилки о КПСС, мы жили в счастливой стране, жили предсказуемо и не деньгами – все равно каждый знал, что крыша над головой у него будет. Я наблюдал уничтожение Союза, и меня это очень серьезно ранило. Кроме того, умирала советская экономика, многие оказались безработными, и я уехал, и думал, что никогда больше не вернусь. Будучи иммигрантом, пришлось устроиться на низкооплачиваемую должность лаборанта в высшей школе при Сорбонне, на отделении рекламного дизайна. Работая лаборантом, я без документов закончил его и привез эти знания в Челны.

И успех «Рекамье» был основан на европейском образовании?

Отчасти. Своей учительницей в бизнесе я считаю и главу финской компании «Карпован Сизарексет» Диану Карпову, чьи советы и опека не раз помогали мне, начинающему предпринимателю. Но для успеха недостаточно образования, требуются трудновоспроизводимые технологии. И у нас они были – это технология генерирования творческой идеи, спонтанные услуги, товарный знак за сутки и тому подобное. Однако экономические кризисы и нас подталкивали к вопросу: а тем ли бизнесом мы занимаемся? Ведь наши услуги относятся к категории человеческих потребностей. Самый же стабильный бизнес – тот, что основан на нужде, это естественная и единственная страховка от кризисов.

Бизнес не должен зависеть от банков и от финансов как таковых. На этот счет Господь посылает предпринимателям России явные знаки. В 1998 году мы пострадали от своих банков, от ГКО. В 2008 – от американского Lehman Brothers. Третьим звоночком стал Кипр. Сколько еще нужно бить по голове, чтобы люди перестали рассчитывать на банки? Нам показали западную модель рынка: бумажка рождает бумажку, труд нивелирован. Но мне кажется невероятным, что банковский клерк зарабатывает больше, чем хлебороб.

Почему же у вас нет бизнеса, основанного на нужде?

Есть, в зачатке. В течение трех лет я планирую полностью отказаться от привычной деятельности и перейти на совершенно новый бизнес, связанный с нуждой. Хочу сказать, что основа процветания России – это наука и производство продуктов питания: зерна, мяса, молока, воды. Остальное – от лукавого. Между прочим, ровно 100 лет назад, в 1913 году Россия продала сливочного масла на сумму большую, чем мы сейчас ежегодно получаем от продажи нефти. Другой пример: уже больше 30 лет назад в России изобрели универсальную синтетическую «голубую кровь», которая подходит для всех групп и долго хранится. Потребность в ней невероятная, олигархам и не снились такие доходы. Мы могли бы тянуть во все стороны света кровепроводы, а не качать нефть. Спрашивал я, кстати, у знакомых геофизиков и про сланцевый газ – говорят, реальная вещь. Америка уже начинает его продавать, втрое дешевле нашего газа. Это к вопросу о векторе развития экономики. Так что своих детей я пошлю учиться сельскому хозяйству. В ближайшие 20 лет профессия агронома обгонит по популярности профессию работника нефтегазовой отрасли.

«ПРОФЕССИОНАЛЫ ЧЕТКО ЗНАЮТ СВОЮ ЦЕНУ»

– Выходит, сейчас у вас два бизнеса, один – в развитии?

Два, но я бы сказал, что у меня их 460, потому что с каждым предприятием-клиентом я проживаю большой этап жизни. Но сейчас я хочу потихонечку снижать свою бизнес-активность – хочется уже жить для семьи, для детей. Мне кажется, до 50 лет можно спокойно работать на износ, а потом приходит время аккумулировать энергию. Я планирую уехать в деревню. «Бренд-ателье» останется в категории удовольствия, а я переориентируюсь на новый бизнес, которым буду заниматься, не надрывая души.

Вы легко относитесь к деньгам. Легко и зарабатываете?

Я умею продавать. Было время, когда мы с одним из партнеров соревновались, кто быстрее и на какую сумму заключит контракт. Мой рекорд – переговоры, ценовое предложение, выставление счета и оплата заказчиком уложились в пять часов. Сумма контракта – 30 тысяч долларов, заказчик – российско-германское СП «Петрокам».

Кроме того, я всегда могу заработать денег на фьючерсных проектах. Однажды мне нужны были средства к определенному сроку. Я придумал проект «Клуб лидеров». Набрал группу людей, провел социологическое исследование в Набережных Челнах: каким из предприятий горожане доверяют больше. Все бизнесы разбил по направлениям народного хозяйства, больше 50 категорий. После опроса выделил тройки лидеров в каждом бизнесе и собрал с них по 3 тысячи рублей за дипломы и диски под товарным знаком «Клуба лидеров» с данными соцопроса. Потом эти данные опубликовал в городской газете. Я затратил всего две недели, а выручил больше запланированного. Кстати, диплом «Клуба лидеров» до сих пор висит в числе прочих на стендах предприятий.

Какие качества необходимы руководителю в вашем бизнесе?

Образование, соответствующее заявленной услуге. Умение следить за новыми технологиями. Коммуникабельность и порядочность. От своих партнеров я требую предсказуемости – исполнения в установленные сроки. Если принцип предсказуемости нарушен, даю второй шанс – нет таких денег, которых бы я не заплатил, чтобы узнать человека. Но в третий раз щеку не подставлю. Каждый должен быть отличником и знать себе цену. Профессионал всегда знает, сколько он стоит здесь и сейчас.

Расскажите, пожалуйста, о ваших увлечениях.

Прежде всего, мне нравится моя работа. Раньше сплавлялся по рекам. Один из походов даже закончился трагически для штата «Рекамье» того периода. Мы спускались в Киндерлинскую пещеру в Башкирии. 14 часов под землей, после которых мы не смогли больше работать вместе. А сейчас мой кайф – это мои дети. Кроме того, у меня есть 30 соток земли и план продовольственной безопасности семьи: своя картошка, фрукты и овощи, в перспективе собственное мясо.

«ХОЧУ НАПИСАТЬ КНИГУ О ГАДАНИИ НА ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ»

– Вы ведь еще преподаете в вузе?

С 2007 года я доцент Камского института искусств и дизайна. Преподавание – это тоже хобби. Каждый год я выпускаю 5 - 10 дипломников как научный руководитель. С 1992 года я 9 лет читал бесплатные «курсы делателей рекламы». Курс длился месяц, заканчивался тестом, и лучших учеников я оставлял у себя работать. Через эти курсы прошло огромное количество людей, многие из которых до сих пор считают меня своим учителем. Вообще, учеников три категории: дизайнеры, идеологи и специалисты по продажам. География успешных очень большая – это Франция, Германия, Украина, крупнейшие города России. В Челнах сейчас не меньше десятка предприятий, возглавляемых моими учениками.

Вы издавали книгу о создании товарных знаков – не собираетесь продолжить эту практику?

Да, теперь я хочу написать книгу о гадании по товарным знакам. Конечно, «гадание» – это коммерческое название, а если серьезно, то это толкование символики и эмблематики в корпоративном логотипе. Многие руководители и не подозревают, что скрывается в их товарном знаке. Вот о таких вещах и будет моя новая книжка.

Дайте три совета успеха в бизнесе.

Боишься – не делай, делаешь – не бойся, сделал – не сожалей. Помни, что денег можно заработать сколько угодно, а имя – только одно. Верь себе. Если уверен в избранном направлении – стучись в стену и вскоре в ней откроется потайная дверь.

Визитная карточка «Бренд-ателье»

Сфера деятельности: студия дизайна и копирайтинга, услуги по разработке фирменного стиля и первичному позиционированию предприятий на рынке.
Год основания: 2005.
Штат: пять партнерских ИП, привлекаемые фрилансеры. «Бренд-ателье» представляет собой удаленный офис.
Средняя сумма заказа: 45 тыс. рублей.
Ежемесячная выручка: до 1 млн. рублей.
Количество клиентов за весь период работы: 460 предприятий.

Игорь Козлов

Родился в городе Торжок 28 февраля 1962 года.
1983 год – выпускник Казанского государственного университета культуры и искусств.
1990 год – слушатель практической школы высшего образования Парижского университета, отделение рекламного дизайна.
1992 - 2005 годы – руководитель рекламной группы «Рекамье».
1996 - 2005 годы – организатор и преподаватель общественных «курсов делателей рекламы».
1996 год – автор монографии «Самоучитель игры на рекламных инструментах».
2005 год – автор книги «ЛОГОСУТРА® или ЗНАК СВЫШЕ?».
С 2005 года – руководитель рекламной группы «Бренд-ателье».
С марта 2007 года – член международной ассоциации «Союз дизайнеров».
С 2007 года – доцент кафедры графического дизайна Камского института искусств и дизайна.
Женат, имеет троих сыновей и две дочери, младшему сыну два месяца.

Спонсор проекта "Персона"

33454.jpg

«ТМС групп»

УК ООО «ТМС групп» – многофункциональная сервисная компания, занимающая заметную позицию на рынке нефтесервиса в РТ и в России в целом.

Год основания: 2005

Отрасль: нефтегазодобывающая, машиностроение.

Предлагаемые услуги: специализированное обслуживание, аренда, изготовление нефтепромыслового и бурового оборудования, изготовление металлоконструкций и трубной продукции.

Директор: Ренат Нугайбеков

Число сотрудников: более 4 тыс. человек.

КООРДИНАТЫ

Адрес: 423450, РТ, г. Альметьевск, ул. Герцена, 1д
Телефон: (8553) 300-442, 8-800-250-79-01
Факс: (8553) 371-381
Е-mail: tmcg@tmcg.ru
Сайт: тмс-групп.рф