34.jpg
Леонид Барышев

ИСКЛЮЧЕНИЕ - ДАЛЕКИЙ КОТ-ДИВУАР 

Вчера компания «Эссен Продакшн АГ» устроила для журналистов пресс-тур по своей новой кондитерской фабрике, распложенной в Набережных Челнах. Начав весной прошлого года реконструкцию полуразрушенных корпусов бывшего мясокомбината, компания уже осенью в тестовом режиме запустила производство. В перестройку здания, реконструкцию коммуникаций и оснащение фабрики оборудованием вложили 1,15 млрд. рублей собственных и заемных средств, а до конца нынешнего года планирует вложить еще 1,5 миллиарда. Всего же в новое кондитерское производство в течение 5 лет будет вложено 3,2 млрд. рублей. Окупить инвестиции предполагается через 5,5 лет.

Экскурсоводом по фабрике выступал главный технолог Александр Рудяк, которого Леонид Барышев вместе с другими ключевыми специалистами нового производства «увел» у главного конкурента на российском рынке - украинской компании «АВК». Рудяк ознакомил с производственным циклом фабрики: начиная от изготовления шоколада (компания решила производить шоколад самостоятельно, а не закупать на стороне) и заканчивая упаковкой. Производительность линии по изготовлению вафельных конфеток - 1400 кг/час. Все автоматизировано, влияние человеческого фактора минимально. «Используется только натуральное сырье российского производства, за исключением лишь какао-бобов, импортируемых из далекого Кот-д'Ивуара», - подчеркнул главный технолог. 

35.jpg
 

СОСТОЯЛИСЬ НА РЫНКЕ ДЖЕМОВ 

О производственных и финансовых показателях всего холдинга рассказал сам Барышев. За пять последних лет холдингу «Эссен Продакшн АГ» удалось удвоить обороты, прежде всего благодаря бурному росту показателей компании на рынке майонезов и кетчупа. Также он сказал следующее: «В этом году мы произведем и продадим не меньше 6 тысяч тонн джемов. Считаю, что это очень хорошие показатели, учитывая, что джемом мы торгуем всего третий год. Можно говорить, бренд "Махеевъ" состоялся и на рынке джемов». 

В 2012 году выручка холдинга составила 21,5 млрд. рублей. Из них львиная доля - 13,1 млрд. - пришлась на сеть гипермаркетов «Эссен», а еще  8,4 млрд. - на обороты производственных активов «Эссен Продакшн» - майонез, кетчупы, закуски, джемы, конфеты, снеки... Сегодня холдинг производит 149 видов продукции, в ближайшие полтора года запустит еще около 100 наименований «кондитерки».  По сравнению с 2011 годом рост выручки составил 16%. Судя по диаграммам и графикам, поставлен и рекорд по инвестициям - в развитие холдинга было вложено 2,74 млрд. рублей. А если суммировать инвестиции пятилетки, то это примерно 7 млрд. рублей. 

36.jpg
 

ТОВАРОВ ГРУППЫ FRESH СТАНЕТ БОЛЬШЕ 

В итоговые результаты деятельности компании не были включены обороты торговой сети «Камилла», купленной осенью прошлого года. «На момент подготовки отчета не было получено одобрение УФАС на поглощение сети, поэтому мы не включили в него выручку «Камиллы», - рассказал Барышев и добавил, что речь может идти примерно о 3 млрд. рублей оборота «Камиллы». Сделка по приобретению «Эссеном» магазинов сети «Камилла» была завершена 12 апреля. Как уже писала газета «БИЗНЕС Online», покупка 60 магазинов сети у четы Зияровых обошлась «майонезным королям» приблизительно в 500 млн. рублей, 200 млн. из них пошли на покрытие кредитных обязательств ТД «Камилла». 

Как выяснилось вчера, в отношении «Камиллы» у Барышева далеко идущие планы. В этом году он  намерен существенно расширить сеть, открыв еще 30 магазинов. В итоге годовой оборот магазинов «у дома» должен будет увеличиться до 4,5 млрд. рублей. А в совокупности общий розничный оборот компании приблизится к отметке в 18 млрд. рублей. Причем предполагается чуть подправить формат магазинов – «дистанцироваться от дискаунтера и становиться немного ближе к супермаркету». В магазинах значительно увеличится зона продукции собственного производства и товаров группы fresh, что позволит увеличить ассортимент сети примерно на 30%.

Барышев упомянул и торгово-закупочные кооперативы. Он заявил, что в создаваемый торговыми домами «Челны-Хлеб», «Дуслык» и «Агат» союз вступать не собирается. «Любой союз, любое партнерство - это очень неустойчивое явление. Когда собираются три коммерсанта, каждый со своими амбициями, очень тяжело предсказать, чем все это дело кончится. Мы имели в своей жизни много партнерств и ничего хорошего из этого не получали. Когда ты сам себе хозяин, как-то проще работать. Тем более что объемы наших сетей сопоставимы с их вместе взятым союзом». 

38.jpg
 

ЖДИТЕ ОСЕННИХ ПРЕМЬЕР ДИСНЕЯ 

Весьма неожиданной новостью, претендующей на маленькую сенсацию, стало то, что «Эссен Продакшн» подписал контракт с Walt Disney об использовании товарных знаков американской компании на своей продукции.

«Первые бренды кондитерской фабрики "Эссен продакшн" будут использовать франшизу Walt Disney, - похвастался Барышев. - Контракт с компаний Walt Disney уже подписан. 6 позиций джемов под брендами "Тачки", "Фея" и "Принцесса" своим дистрибьюторам мы начнем отгружать уже после майских праздников».

Франшизу Walt Disney планируется использовать и на конфетной продукции. Причем, по словам директора по маркетингу Владимира Жукова, это будет кобрендинг: на упаковках продукции будут присутствовать товарные знаки как «Махеевъ», так и Disney. А Барышев, комментируя весьма удачный маркетинговый шаг, добавил, что у «Эссен Продакшн» есть, кроме уже озвученных контрактов, еще и совместные проекты к осенним премьерам Walt Disney и подписанный  контракт по выпуску снеков под брендом «Корпорация монстров». 

37.jpg
Александр Рудяк

ЗА РАБСИЛОЙ – В УДМУРТИЮ 

Затем разговор пошел о самой фабрике. Сегодня на ней заняты 200 человек. К концу года, когда будут смонтированы оставшиеся производственные линии, численность персонала достигнет 1 тыс. человек. При полной загрузке фабрика сможет приносить порядка 5 млрд. рублей выручки. Сегодня фабрика загружена лишь на 20% проектной мощности, рассказал Барышев корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online», работает в одну смену пять дней в неделю. 

Готова к запуску вторая линия, но не хватает людей. Сегодня все ключевые специалисты на фабрике - приезжие (из Омска, Новосибирска, Чебоксар и Донецка). Обсуждается вахтовая программа для среднего и низшего технического звена, переговоры ведутся с главой Тукаевского района – ставка на ближайшие поселения. «В Набережных Челнах сейчас высока конкуренция на рынке труда - это связано и с запуском Sollers, и у КАМАЗа дела идут неплохо. Открываются новые производства, и нехватка рабочих рук ощущается», - объяснил Барышев. Он добавил, что хотел бы возить вахтой людей из Удмуртии, где наблюдается переизбыток рабочей силы, но пока нет маневрового жилья. «Идея с арендным жильем в Татарстане - об этом, - обрисовал пути решения проблемы Барышев. - Мы как плательщики в ГЖФ хотели бы иметь, кроме жилья для работников, еще и маневровое для специалистов, пока они не купят здесь жилье сами».