14 ПРОТОКОЛОВ ПО 22 ПОКАЗАТЕЛЯМ 

Министерство экологии РТ вчера назвало имя виновника загрязнения озера Кабан, которое, напомним, произошло 3 апреля. По мнению представителей министерства, «однозначно виноват завод синтетического каучука». По словам замминистра экологии Рамиля Низамова, в министерство поступили 14 протоколов по 22 показателям, которые были переданы в межрегиональную природоохранную прокуратуру. 

- Напомню, 3 апреля в 9 утра (ранее сообщалось, что сброс был зафиксирован вечером того же дня - авт.) поступило сообщение, что в циркуляционный канал озера Кабан сбрасываются загрязненные сточные воды. В 10 утра на место прибыли инспекторы министерства. Была приглашена также межрегиональная природоохранная прокуратура, 6-ой отдел природоохранный следственный. И на месте было видно, что произошло загрязнение, – было понято и визуально. И было видно, что поступают эти воды с казанского завода синтетического каучука, - рассказал Низамов журналистам на пресс-конференции. 

«ЕСЛИ БЫ СТОЧНЫЕ ВОДЫ БЫЛИ ТОКСИЧНЫ – ОЗЕРО ПОКРЫЛОСЬ БЫ РЫБОЙ КВЕРХУ БРЮХОМ»

По словам Низамова, тогда же было поставлено в известность руководство предприятия, следственные органы и прокуратура. На территории предприятия с представителями Росприроднадзора и прокуратуры отбирали пробы два раза в тот же день. Пробы были взяты также на месте сброса, а также 50 метрами выше и ниже циркуляционного канала. На 18 часов вечера 3 апреля сброс загрязненных вод был прекращен. В тот же день следственный отдел и межрегиональная природоохранная прокуратура начали свои оперативно-розыскные мероприятия, которые, как выяснилось сегодня, продолжаются до сих пор. 

- Выяснилось, что выше по каналу, до места, где произошел сброс загрязненных сточных вод заводом, превышения по санитарно-гигиеническим нормам практически нет. В месте впадения вод завода – превышение сразу по 9 показателям (от 2 до 5 ПДК)! Ниже по каналу превышение по пяти показателям, и чуть меньше – в месте впадения канала в озеро. По всем анализам и пробам токсичность не была обнаружена. Если бы сточные воды содержали токсичные вещества, весь циркуляционный канал и озеро Кабан покрылось бы рыбой кверху брюхом, - попытался убедить журналистов чиновник. - Сейчас завод подлежит контролю со стороны Росприроднадзора. Данные также ушли в казанскую природоохранную прокуратуру. 

ПРЕВЫШЕНИЕ НОРМЫ ПО СУЛЬФАТАМ, АММОНИЮ 

По словам Низамова, в озере было зафиксировано превышение норм по железу, цинку, марганцу, сульфатам, аммонию и нефтепродуктам. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», что в ответ говорят на самом заводе, Низамов угрюмо заметил: «Что они говорят – мне неинтересно. В любом случае, руководство предприятие с 2010 года заявляло, что сбросов в озеро Кабан у них нет. Что это было: аварийный случай, умысел – мы пока не знаем. Задвижка у них не работала, или чье-то решение было – не мне об этом судить. То, что это завод виноват – для меня несомненный факт». 

Кроме того, Низамов не стал конкретизировать, какие санкции предприятия могут ждать. Он лишь заметил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что санкции на завод будет накладывать уже Росприроднадзор, и санкции будут административные. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», будет ли министерство как-то очищать озеро – Низамов пожал плечами: «А как? Это невозможно. Понимаете, если сброс произошел в водный объект – очистить очень сложно! Токсичности не было, поэтому и меры не были экстраординарными. Главное, что мы прекратили сброс». 

ЗАВОД СИНТЕТИЧЕСКОГО КАУЧУКА: «ЭТО ОБЫЧНАЯ МУТЬ, ВЗВЕСЬ ЧАСТИЦ В ВОДЕ» 

Гендиректор ОАО «Казанский завод синтетического каучука» Алексей Контуров о том, что минэкология РТ в сбросе однозначно винит его завод, узнал от корреспондента «БИЗНЕС Online»: 

- Пресс-конференция пресс-конференцией, но никто не доложил мне, что мы во всем виноваты, - признался Контуров. - Однако хотелось заметить, что кто бы ни был в этом виноват – вещества, попавшие в озеро, нетоксичны! Мы тоже со своей стороны проанализировали сбросы, и пришли к этому мнению. Мало того, с нашей точки зрения, вероятнее всего, что сброс - это по сути вещества, которые стекли с земли в озеро. То есть, те вещества, которые обычно находятся в земле и на земле – и отсюда эта видимая взвесь в озере, про которую говорили. Иными словами, обычная муть, взвесь частиц, попавших с земли в воду – вот об этом «загрязнении» мы сейчас говорим.