КАНАПЕ ЗА ТЕТЮШСКИЙ РАЙОН 

VIP-делегация, которую возглавлял глава минмолодежи РТ Рафис Бурганов (помимо него вошли помощник президента РТ Олеся Балтусова, первый премьер-министр РТ Мухаммат Сабиров, начальник отдела по вопросам здравоохранения, спорта и формирования здорового образа жизни аппарата кабмина РТ Андрей Кондратьев, председатель ТПП РТ Шамиль Агеев, президент ассоциации рестораторов и отельеров РТ Ренат Залютдинов), начала обход казанской международной выставки туризма и спорта KITS-2013 со стендов крупных участников. Правда, последние ничего уникального для чиновников предложить не могли. «Пегас Туристик» озвучил свои стандартные направления, представители Сочи настойчиво звали к себе в гости до Олимпиады и на Олимпиаду, а в здравнице «Татнефти» гостям перечислили, чем они могут побаловать свой организм. Всего в выставке приняли участие более 140 компаний из российских городов, которые разместились в одном павильоне (для сравнения: в 2012 году участников было 170). 

Несколько развеселили скучающих гостей представители районов Татарстана своим традиционным народным творчеством. У стенда Пестречинского муниципального района, например, гостей встретили музыкальным номером: народными песнями и подобием залихватских плясок, если так можно назвать движения под музыку в очень узком пространстве. У стенда Тетюшского муниципального района развлечения продолжились: гостям показали пятиминутное театрализованное представление, также с песнями. 

У стенда исполнительной дирекции Универсиады-2013 гости долго задерживаться не стали, потому что, видимо, лучше, чем кто-либо, знают, на какой стадии сегодня подготовка города к Играм. 

«Я НЕ ЗАГРАНТУРИСТ» 

Последним стендом осмотра выставки стала авиакомпания Fly Dubai, открывшая представительство в Казани в этом году. На словах представителя компании о том, как они делают стыковки на Мальдивы из Казани, Бурганов закивал головой с довольной улыбкой. Правда, в беседе с журналистами признался, что сегодня практически не выезжает никуда в качестве туриста, только в качестве чиновника совершает официальные визиты за рубеж. На вопрос о том, куда лучше поехать татарстанцам отдыхать в этом году, министр не стал особо оригинальничать: «Татарстанцам могу посоветовать ездить внутри Татарстана. В первую очередь советую посетить Болгар и Свияжск, старые города – Елабугу, Тетюши. Нужно также изучить всю необъятную Россию, - патриотично добавил он. – Что касается выездного международного туризма, то, конечно, надо следить за сообщениями, чтобы не попасть в горячие точки с нестабильной ситуацией». 

Заместитель Бурганова Сергей Иванов в поддержку мыслей шефа заявил, что в этом году Татарстан ожидает 2 млн. туристов - на 18% больше, чем в прошлом году. 

После выставки Бурганова поймал и несколько минут удерживал его внимание мужчина средних лет. Он напомнил министру, что уже подходил ровно год назад с предложением выпуска спортивного деревянного самоката, однако ему было предложено подождать, ближе к Универсиаде. Мужчина попросил содействия для выпуска уникального, по его словам, изделия, однако Бурганов к идее отнесся с прохладцей. Он напомнил просящему, что министерство – это столы и стулья, а не производство. Тем не менее посоветовал изложить просьбу письменно и обещал подумать, кому из производственников можно дать такое поручение. 

ИЗ КАЗАНИ ВО ФРАНЦИЮ НА АВТОБУСЕ 

Представители туркомпаний, занимающихся речным туризмом, оказались общительнее своих коллег из «Пегас Туристик», Coral Travel, которые советовали искать всю информацию на своих сайтах. 

Сотрудник компании «Водоходъ» Наталья Кадырова рассказала, что казанцы выбирают самые разные направления. «Наша компания – крупнейший оператор среди речных операторов по России, включающая 12 офисов. В октябре прошлого года открылись в Казани. Мы предлагаем только четырехпалубные комфортабельные теплоходы, и отправления происходят из Москвы, Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Казани. Из Казани мы предлагаем круизы продолжительностью от 13 до 17 дней. Направления как вниз по Волге, так и до Санкт-Петербурга», - рассказала она. «Интерес к круизам у людей есть. Постоянные клиенты после крушения «Булгарии» остались, а новые просто интересуются вопросом безопасности», - уточнила Кадырова. Что касается цен на речные круизы, то диапазон цен зависит от сезона. Например, в июле цены, конечно, выше, чем в мае. Круиз выходного дня (на три дня) в мае будет стоить от 6 тыс. рублей на человека. 

Старший менеджер круизной компании «Инфофлот» Айгуль Фатыхова рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что казанцев привлекают речные туры не только по России, но также и морские за рубеж. «Круизные туры длятся 10 - 15 дней, включают такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Ростов, Астрахань, Волгоград. Есть также морские круизы по Европе с отправлением из Петербурга. Есть круизы по Германии, Испании, Италии, - сообщила Фатыхова. – Круиз в Европу стоит от 40 тысяч рублей плюс авиаперелет до места отправления. Авиабилет туда и обратно стоит обычно от 12 тысяч рублей». 

Интересным направлением в этом году для казанцев станут прямые автобусные маршруты в Европу. Как рассказал нашему изданию представитель туроператора «Лидер Казань», есть те, кто путешествуют по России, а есть те, кто предпочитают ездить только за границу. «Что касается туризма по России, то становятся востребованными автобусные туры, потому что железнодорожные переезды значительно дорожают. В этом году есть новинки: автобусные туры из Казани до Киева, до Франции. Что касается Киева, то авиасообщением из Казани добраться туда не так легко», - рассказали нам. Отметим, что некогда популярный автобусный тур по маршруту «Золотого кольца», по словам туроператора, сегодня из Казани не сильно востребован. Ни в прошлом, ни в позапрошлом году не набрался полностью ни один автобус. «Золотое кольцо» формируется, в основном, из Москвы. 

Если рассматривать новые автобусные направления во Францию и Киев, то они уже начали бронироваться. «Направления должны пойти хорошо. Дело в том, что мы охватываем не только Казань, а 8 городов вокруг себя», - сообщили нам. Стоимость тура во Францию на одного человека при двухместном размещении составляет 37 тыс. рублей. В эту цену включена виза, три вида страхования, все экскурсии. Тур идет без ночных переездов, длится 12 дней, и помимо Франции включает и Германию. 

АТТЕСТАТ ЗА 75 ТЫС. РУБЛЕЙ 

В рамках выставки прошли несколько семинаров по туристическому и гостиничному бизнесу. На одном из них представитель ассоциации бизнес-туризма (АБТ) из Москвы Нелли Панченко объясняла, как важно отелям проходить аттестацию.  «АБТ была создана в 2004 году и разработала стандарт для бизнес-отелей. При этом есть бизнес-отели с номерным фондом от 10 и больше, и бизнес-конференц-отели (50 и более номеров)», - сообщила Панченко. Необходимость такой аттестации отелей (не путать с сертификацией и классификацией) она объяснила ростом поездок россиян по стране с командировками, организацией конференций в других города. Панченко пыталась казанцев заманить низкой ценой: аттестат выдается отелю на три года и стоит 30 тыс. рублей (бизнес-отель) и 45 тыс. рублей (бизнес-конференц-отель). Вместе с оплатой инспекции АБТ стоимость составляет 60 и 75 тыс. рублей соответственно. Но когда отельеры задали вопрос, о том, как давно работает программа и сколько отелей аттестовано, то представитель АБТ с некоторым смущением ответила, что внедрена аттестация лишь год назад, и на сегодня по России аттестовано больше 20 отелей. В заветном списке казанских отелей не оказалось. 

Другой спикер семинара – вице-президент финансового департамента банка ВТБ, которая одновременно была заявлена как «лидер Глобальной ассоциации корпоративного бизнес-туризма (Москва)» Ирина Кузнецова попыталась раскрыть тему работы отелей с корпоративными клиентами. По ее словам, корпоративная трэвел-политика состоит из лимитов на сотрудника: какой билет можно купить, в отель с каким количеством звезд его можно заселить, какими допуслугами можно пользоваться и так далее. 

Генеральный менеджер отелей «Шаляпин» и Grand Hotel Kazan Евгения Лодвигова отметила, что часто корпоративные клиенты выбирают корпоративные агентства, однако самим отелям выгоднее работать с клиентами напрямую. Кузнецова согласилась с этим замечанием и отметила, что в России рынок бизнес-трэвел ничтожно мал, а оnline-бронирование не превышает 3%. «Online-бронирование пока развито лишь в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных городах. У нас это не работает, потому что наши оnline-системы не могут быть гибкими, чтобы учесть все тонкости трэвел-бронирования», - посетовала она. 

Кузнецова охарактеризовала и Казань с точки зрения туристической привлекательности в профессиональном плане. По ее словам, в Казани есть множество интересных мест для посещения, развита инфраструктура. «У вас наконец-то появился нормальный аэропорт, а я помню, что было два года назад! Плюсов много, но к минусам Казани можно отнести отсутствие саморекламы, пиара и промоушна. Например, здесь в зале сидит много людей, а я знаю в вашем городе названия лишь трех-четырех отелей. Над этим нужно работать», - резюмировала Кузнецова.