СЕБЕСТОИМОСТЬ ПОД КОНТРОЛЕМ
ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» опубликовало бухгалтерскую отчетность за 2012 год. Согласно документу, выручка общества снизилась на 2,4% - с 7,77 млрд. рублей в 2011 году до 7,59 млрд. рублей в 2012-м. Впрочем, незначительное сокращение выручки не угрожает нормальной работе, если предприятию удается снизить основные издержки. Вот и зеленодольские корабелы смогли эффективно уменьшить себестоимость - на 2,5%, до 7,4 млрд. рублей за 2012 год.
Выручка и себестоимость ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» |
Сэкономил завод не на своих сотрудниках и не за счет сокращения работников. Так, среднесписочная численность персонала выросла на 5% - с 4300 человек в 2011 году до 4523 в 2012-м. При этом средняя заработная плата по итогам 2012 года выросла на 19%, до 18347 рублей. Для сравнения: инфляция за 2012 год составила 6,6%, то есть рост фонда заработной платы опередил ее в три раза.
Претерпела изменения и структура основных расходов. Так, доля затрат по сырью и материалам выросла на 7,19 п.п., до 65,16% в 2012 году, а доля работ и услуг от сторонних организаций сократилась на 2,22 п.п., до минимальных за три года 15,16%. Такая динамика свидетельствует об увеличении загрузки основных мощностей завода.
Структура затрат на производство продукции |
САМЫЙ ВЫГОДНЫЙ ПРОДУКТ
Любопытная деталь. По главному направлению - «судостроение основное» - завод заработал 69,5 млн. рублей прибыли при выручке 5,56 млрд. рублей. Тем временем по «судам из легких сплавов» прибыль составила 74,8 млн. рублей при выручке 539 млн. рублей. То есть по второму направлению выручка меньше в 10 раз, а прибыли - больше на 8%. Получается, такие суда строить гораздо выгоднее с финансовой точки зрения.
По всей видимости, речь идет о двух проданных осенью 2012 года скоростных пассажирских теплоходах проекта А145 (автор проекта – петербургское ООО «Агат Дизайн Бюро»). Заявленная стоимость такого теплохода класса «река-море» – 318 млн. рублей. Напомним, головной А145 был спущен на воду 18 августа 2011 года, первый серийный - 26 мая 2012-го. Строительство финансировало ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (в которую и входит завод).
Теплоходы проектов "Агат Дизайн Бюро" стали визитной карточкой зеленодольского завода им. Горького |
Отметим, что скоростные пассажирские суда проектов «Агат Дизайн Бюро» стали своего рода фирменной продукцией зеленодольского предприятия – за последние годы никто не спускал на воду ничего подобного. Напомним, что до А145 завод им. Горького передал заказчикам пять схожих речных теплоходов: А45 работает на Лене, четыре А45-1 – на Енисее. Интересно, что зеленодольское предприятие инициировало разработку нового проекта – катамарана А45-90.2. Потенциальный покупатель - красноярское ОАО «ПассажирРечТранс», которое и эксплуатирует А45-1. Заявленная стоимость одного теплохода - 541 млн. рублей. Есть и проработки других проектов на базе А45. Но надо обратить внимание на то, что сегодня завод им. Горького перестал быть монополистом в области строительства таких теплоходов – свой вариант на базе проекта А45 строят в Хабаровске – головное судно планируется задействовать уже в навигацию 2013 года.
Также по гражданской тематике в 2012 году зеленодольский завод строил нефтеналивной танкер проекта 00215 и два нефтеналивных танкера («река-море») проекта RST25.
СТРАТЕГУ - НИЗКИЕ СТАВКИ ПО КРЕДИТУ
Что касается ситуации с долговой нагрузкой, то в 2012 году она значительно возросла. Так, краткосрочные кредиты увеличились в 7,6 раза - с 332 млн. рублей в 2011 году до 2,51 млрд. рублей в 2012-м; долгосрочные - выросли на 61%, до 6,81 млрд. рублей.
Кредитный портфель ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» |
Основные займы носят долгосрочный характер, то есть деньги «длинные». Долгосрочные кредиты заводу по состоянию на 31 декабря 2012 года выдали:
- Альфа-банк – 2,95 млрд. рублей (рост в 5,9 раз в сравнении с началом 2012 года);
- ОСБ «Татарстан» №8610 – 3,39 млрд. рублей (рост за год - в 1,8 раза);
- ОСБ «Татарстан» №6670 – 470 млн. рублей (сокращение - на 62%).
Любопытная деталь: при росте займов процентные платежи завода снизились на 16,7% - с 472 млн. рублей в 2011 году до 393 млн. рублей в 2012-м. Другими словами, компания получила кредиты под более низкие проценты. Это безусловный плюс финансовому менеджменту предприятия. В то же время процентных платежей предприятие заработало на 94% меньше: всего 22,5 млн. рублей (против 355 млн. рублей в 2011 году).
Внушительный краткосрочный кредит - 1,9 млрд. рублей - поступил на завод от ОАО «Рособоронэкспорт». По всей видимости, это связано с началом строительства еще двух фрегатов проекта «Гепард-3.9» для Вьетнама. О подписании контракта сообщил в конце марта на выставке LIMA-2013 (Малайзия) генеральный директор завода им. Горького Ренат Мистахов. Первый корабль заложат уже в июне. Срок сдачи «Гепардов» - 2016 - 2017 годы. Любопытно, что контракт, по всей видимости, был подписан давно, еще в конце 2011 года, но официально об этом не заявляли – в кораблестроительных кругах утверждают, что вьетнамская сторона чрезвычайно строга в смысле оглашения любой информации по военно-техническому сотрудничеству. Интересно, что официальное подтверждение о контракте появилось в ходе очередного обострения вьетнамско-китайского территориального спора насчет островов Спратли в Южно-Китайском море.
В отчетности 2012 года говорится, что гарантийное обслуживание предыдущей пары фрегатов закончено. Первого («Динь Тянь Хоанг»: заложен 10 июля 2007-го, введен в состав ВМС Вьетнама 5 марта 2011 года) - 11 августа 2012 года. Второго («Ли Тхай То»: соответственно, 28 ноября 2007 года и 22 августа 2011-го) - 21 ноября 2012-го. Контракт (от 22 декабря 2006 года) на их постройку оценивался в $350 миллионов. Заказы выполняют плановые задачи ВМС СРВ, сообщается в отчете завода.
ПОГРАНИЧНИКИ, ГЛУБОКОВОДНИКИ, СПЕЦНАЗ…
Тем временем на фоне резкого увеличения объемов заказов кредиторская задолженность предприятия выросла на 10,7% - с 11,15 млрд. рублей за 2011 год до 12,35 млрд. рублей за 2012-й. Львиную долю (86%) в кредиторской задолженности составили полученные авансы.
Один из примеров увеличения количества заказов «в железе» можно будет оценить уже этим летом, когда Каспийская флотилия получит первые два малых ракетных корабля («Град Свияжск» и «Углич», заложены 27 августа 2010 года и 22 июля 2011-го) проекта 21631 «Буян-М». Сегодня на заводе строятся еще три аналогичных МРК – «Великий Устюг» (27 августа 2011 года), «Зеленый Дол» (29 августа 2012-го) и «Серпухов» (25 января 2012 года). Заказ на эти корабли можно назвать беспрецедентным для нынешних объемов российского кораблестроения. Добавим, что «Буян-М» спроектирован «по соседству», на ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ).
Об облике "Буяна-М" мы пока что можем судить только по модели |
Что еще заносим в актив 2012 года? Передачу флоту в ноябре сторожевого корабля проекта 11661К «Дагестан» (его начали строить еще в 1986-м, но проект на долгое время был приостановлен). Отметим, что это первый корабль ВМФ России, вооруженный новым ракетным комплексом «Калибр-НК». Автор проекта – то же ЗПКБ.
Также ВМФ был передан очередной (третий) противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» (разработка нижегородского КБ «Вымпел»). На стапелях завода сегодня находятся еще два таких корабля (оба заложены в 2012-м). Напомним, что к 2014 году из строящихся на предприятии «Грачат» сформируют группировку из четырех катеров специального назначения, которая во время Олимпийских игр будет прикрывать побережье Сочи от проникновения диверсионных групп… Кроме того, в ноябре военным передали новый морской буксир МБ-12.
И еще о том, что, согласно отчетности, строится в настоящий момент. Во-первых, это малый пограничный сторожевой корабль проекта 22100 «Океан» (разработка петербургского ОАО «ЦМКБ «Алмаз»). Таких больших (водоизмещение - 2700 т) кораблей в Зеленодольске до сих пор не строили. Срок сдачи - 2014 год. Во-вторых, транспортный плавучий док для главного управления глубоководных исследований министерства обороны РФ (разработчик – тот же «Алмаз»). Срок сдачи – 2015 год.
СОКРАЩЕНИЕ УБЫТКОВ – ХОРОШИЙ ТРЕНД
Отметим, что прочие доходы снизились на 1,58 млрд. рублей, до 2,29 млрд., а прочие расходы были сокращены сильнее - на 1,92 млрд. рублей, до 2,27 миллиарда. В результате балансировки вместо отрицательного сальдо прочих статей в размере 320 млн. рублей в 2011 году завод получил положительное сальдо - 22 млн. рублей.
Интересно, что в расходах (среди прочих приобретений) завод пополнил свои основные фонды транспортными средствами (на 22,4 млн. рублей), сварочным (на 8,5 млн. рублей) и металлургическим оборудованием (на 12,2 млн.). Например, 25 января в корпусозаготовительном цехе запустили линию очистки металла Orange 25.6 Gietart.me (Нидерланды). Она позволяет без применения дополнительной рабочей силы одновременно очищать, красить и сушить листовой и профильный прокат.
В результате более удачной сбалансированности прочих статей убыток общества до налогообложения сократился на 34,8% - с 256 млн. рублей в 2011 году до 167 млн. рублей в 2012-м.
Прибыль (убыток) до налогообложения, млн. рублей |
Что касается чистой прибыли, то она сформирована за счет налоговых активов и подросла на символические 0,7 млн. рублей до 3,9 млн. рублей по итогам 2012 года.
Основные экономические показатели ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» |
И под занавес напомним о важном изменении в положении предприятия. В конце 2012 года к татарстанским акционерам завода прибавился федеральный – «Росимущество», которое теперь владеет 11,9% акций (ХК «Ак Барс» - 66,07%, министерство земельных и имущественных отношений РТ - 22,02%). Предполагается, что такая корректировка курса означает увеличение федерального финансирования и новые заказы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.