Сегодня в мэрии Казани обсуждали управление дорожными потоками. Как выяснилось, в ближайшее время городские перекрестки должны резко поумнеть. В соответствии с принятым в 2010 году правительством Республики Татарстан и руководством города решении о внедрении адаптивной системы АСУДД, сейчас в Казани идет активный процесс подключения светофоров к центральному управляющему пункту автоматизированной системы управления дорожным движением. Силами ОАО «Таттелеком» уже проложены оптоволоконные каналы связи на протяжении 22 км, к АСУДД подключено 57 регулируемых перекрестков. До мая планируется «вправить мозги» светофорам еще на 41 пересечении дорог. Об этом сообщил директор МБУ «АСУДД» Ринат Калимуллин. Всего в Казани, как известно, около 280 регулируемых перекрестков.

Калимуллин напомнил, что системы АСУДД первого и второго поколения стали появляться в Казани начиная с 1985 года. Принцип их работы заключался в том, что управление светофорами происходило по жестко заданным программам исходя из среднесуточной интенсивности движения транспорта. На тот период времени, когда в городе было 100 тыс. машин, эти системы вполне справлялись со своей задачей.

Но когда количество автомобилей на дорогах утроилось, на светофоры обратили внимание как на серьезный ресурс для повышения скорости транспортных потоков. Но для этого их начинка требовала апгрейда, которым в настоящее время в городе и занялись, внедряя так называемую адаптивную АСУДД. Ее главное отличие – в том, что режимы работы светофорных объектов задаются исходя из реально существующей интенсивности движения, данные о которой поступают с установленных на перекрестках детекторов транспорта. Другими словами, в адаптивной системе светофоры приспосабливаются под реально существующий транспортный поток.

В настоящее время работы по установке интеллектуального оборудования (контроллеров, детекторов транспорта и видеокамер) ведутся по Большому казанскому кольцу (проспект Ямашева, проспект Победы). Продолжается прокладка подземных коммуникаций.

Передача данных со светофорных объектов в центральный управляющий пункт АСУДД (Декабристов, 85) осуществляется по оптоволоконным каналам связи. Там они анализируются программой, после чего происходит автоматическая настройка режима работы светофоров в зависимости от реальной транспортной обстановки. Весь процесс занимает не более пяти секунд.

P1070365.jpg
Всего в Казани около 280 регулируемых перекрестков

- Есть три пути борьбы с уличными пробками, которые используются в мире, - заметил градоначальник. - Первый, самый дорогой, – это строительство новых дорог. И мы строим новые дороги очень быстрыми по сравнению с другими российскими городами темпами, но не в том количестве, как мы бы хотели, несоразмерно тому количеству машин, которые ежегодно покупают казанцы. Второй способ – это ограничение въезда в центр города, в историческую часть… Наверное, никуда мы от этого не денемся и придем к этому, вопрос – когда. Внедрение адаптивной системы АСУДД, которое мы благодаря Универсиаде смогли профинансировать, – это третий серьезный шаг.

Как напомнил Калимуллин, основой для Казани стала итальянская система OMNIA концерна SWARCO. По сравнению с другими системами, работающими в Европе, здесь реализован принцип приоритета для общественного транспорта.

Согласно проекту, система должна быть внедрена на 98 светофорных перекрестках города и 7 транспортных развязках (Сибирский тракт – Арбузова; проспект Ямашева – Ибрагимова; Декабристов – Ленская; проспект Ямашева – Гаврилова; Ленинская дамба; Даурская – Тихомирнова; проспект Победы - Мамадышский тракт и др.).

P1070368.jpg
Информация со светофорных объектов будет передаваться в единый центр, а там анализироваться программой, которая «выберет» необходимый режим работы светофоров

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ 15 ПЕРЕКРЕСТКОВ ВЫРОСЛА НА 21%

- С февраля прошлого года система тестируется на 15 перекрестках на улицах Карла Маркса и Горького. Результаты наглядно продемонстрировали ее эффективность: пропускная способность этих улиц по направлению в центр города выросла на 21 процент, средняя скорость движения увеличилась на 18 процентов, соответственно, время проезда данного участка сократилось, - рассказал Калимуллин.

Улучшение ситуации на этих улицах почувствовали и опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» эксперты. В частности, директор ПАТП-4 Наиль Садриев отметил, что положительные изменения есть даже в утренние и вечерние часы.

«В принципе, я вижу сдвиги, уже нет тех заторных ситуаций, которые раньше были уже с утра, - пояснил Садриев. В семь, в восьмом часу на Карла Маркса уже появлялись пробки. Сейчас стало попроще».

==video1356==

Пока на 57 перекрестках по временной «воздушке» подключены все контроллеры, детекторы и видеокамеры системы. Это перекрестки на улицах Карла Маркса, Горького, Ершова, Сибирский тракт, Вишневского, Достоевского, Павлюхина, Эсперанто.

- Я надеюсь, что все 100 процентов светофоров Казани мы к этой системе подключим, - заявил в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Калимуллин. – Далее будут подключаться различные приложения – это контроль въезда в центр, информирование жителей о парковках и так далее – вплоть до ограничения въезда грузового транспорта. Общая стоимость проекта, без проектирования, составляет 714 миллионов рублей.

Проектирование АСУДД для столицы Татарстана выполнил Государственный проектный институт по проектированию зданий и сооружений вычислительной техники и информатики (ГипроВТИ, Казань). По словам Калимуллина, наибольшую трудность представляет подключение к сети интеллектуального оборудования на самих светофорах – слишком много коммуникаций находится в центре города. И эти работы требуют массы согласований, а иногда и переделки проекта.

«ЗАВЕРЕНИЯ – ЗАВЕРЕНИЯМИ, НО ГРАФИК СТРОЙКИ СОБЛЮДАТЬ НАДО»

Вместе с тем Калимуллин отметил, что генподрядчик монтажа оборудования – ПСО «Казань» – все еще не может «завести» кабели в проложенную канализацию.

- К настоящему моменту еще ни на одном из подключенных к системе перекрестков не проведены работы по переводу воздушных кабельных коммуникаций в подземные, хотя на многих светофорных объектах подземные каналы уже проложены, - посетовал Калимуллин. - Генподрядчиком всех видов работ по реконструкции адаптивной системы АСУДД является ПСО «Казань». И по их заверениям, данный объем работ будет выполнен в срок.

Большое отставание идет и по подключению светофоров по второй категории электроснабжения – от двух независимых источников электропитания. В связи с этим, чтобы уложиться в заявленные сроки, подрядчику необходимо в разы увеличить темпы строительных, монтажных и пусконаладочных работ. На данный момент также не подключен еще ни один объект. Подрядчиков по данному виду работ определяет ПСО «Казань».

- Что касается подрядчика, мы абсолютно разделяем эту озабоченность, и она постоянно звучит на республиканском штабе, - отметил мэр Казани Ильсур Метшин. – Генеральный директор ПСО (Равиль Зиганшинред.) заверяет, что все будет выполнено в срок. Заверения – заверениями, но график стройки мы должны соблюдать по дням.

Мэр поручил начальнику управления капитального строительства и реконструкции Ильгизу Латыпову подготовить информацию об отставании от графика. Причем речь шла не только об АСУДД, но и обо всех объектах, возводимых ПСО «Казань», в том числе о Ленинской дамбе, площади Тысячелетия, развязках на Даурской, Чистопольская – проспект Амирхана. Такую же работу Латыпову поручено провести по объектам «Стройхимсервиса».

460.jpg
Предкомитета по транспорту Айдар Абдулхаков (справа) сообщил, что сейчас завершается проверка технического состояния городских автобусов. Проверка была начата по инициативе исполкома после страшного ДТП, повлекшего гибель людей

– К среде я прошу подготовить график и красным выделить, где мы выходим из последних договоренностей, - поручил мэр.

Очевидно, последней каплей, переполнившей чашу терпения градоначальника, стали полосы разрытий, безжалостно уродующие новенькие перекрестки – скажем, ту же улицу Горького. Тут как минимум два вопроса. Во-первых, почему нельзя было прокладывать подземные коммуникации на этапе строительства и ремонта дорог? Во-вторых, если уж лечить одно, не калеча другое, как и всегда, почему-то не получается, кто мешает хотя бы эти так называемые разрытия после себя быстро заасфальтировать?

УМНАЯ КАЗАНЬ: В СТОЛИЦЕ РТ РАЗРАБОТАЮТ ЖИЛИЩНУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Как отметил Метшин, умным городом Казань делают не умные перекрестки или внедрение прочих новшеств, а люди.

В столице Татарстана – 40 вузов и почти столько же НИИ, а армия студентов насчитывает 132 тыс. человек. Как оказалось, среди 7,7 тыс. преподавателей казанских вузов около 3 тыс. молодых кандидатов наук и 50 молодых докторов наук. И это не просто кабинетные ученые, рассказал глава комитета по делам детей и молодежи исполкома Сергей Миронов.

- По итогам 2011 - 2012 годов лауреатом Зворыкинской премии (самая престижная премия в сфере инновационной деятельности, конкурс проходит один раз в два года) в номинации «Лучшая инновационная идея РФ» стала сотрудница Казанского (Приволжского) федерального университета Диана Тазетдинова, - сообщил Миронов. - 16 молодых кандидатов наук и четыре молодых доктора наук, работающие в казанских вузах, стали победителями конкурса на соискание грантов президента РФ (самый престижный грант в области фундаментальных и прикладных наук).

Кроме того, 20 молодых ученых и аспирантов из Казани удостоены стипендии президента РФ для научной молодежи, продолжил перечисление заслуг Миронов. Многие работы казанских ученых опубликованы в ведущих мировых зарубежных изданиях, что положительно влияет на международный рейтинг Казани и России в целом.

- Так, например, работа казанского молодого доктора наук Равиля Фахруллина была опубликована в 2012 году в одном из лучших журналов по химии Chemical Society. Публикаций такого высокого уровня в Татарстане не было уже около 15 лет, - подчеркнул Миронов.

Отметил он и бизнес-заслуги ученых. В Казани создано и функционирует более 100 малых инновационных предприятий, многие из которых возглавляют молодые ученые.

Миронов порадовался действующим в Казани программам поддержки молодых ученых: это конкурс на грант мэра Казани (общий фонд – 1,2 млн. рублей), стипендии им. Арбузовых по химии (80 тыс. рублей), им. Завойского по физике (80 тыс. рублей). В следующем году при поддержке города будет возрождена и премия им. Курашова для молодых ученых в области медицины и здравоохранения.

А вот среди проблем, с которыми сталкиваются молодые ученые, самой сложной Миронов назвал жилищную. Приведенные им цифры, и правда, неутешительны. В 2010 году четыре молодых ученых из вузов Казани и четыре молодых специалиста с предприятий получили квартиры на условиях, сходных с программой соципотеки. Но с тех пор программа, по примеру которой пошли в Уфе, Самаре и других городах, в Казани «заглохла».

- Научный потенциал имеет не менее важное значение для образовательного центра Поволжья, а Казань всегда им была, - заметил Метшин. - Четыре раза докладчик сказал: важно, что молодые остаются в Казани, возвращаются в Казань… Мы должны на своем уровне их поддерживать. Я как мэр города готов поддерживать их не только грантами, стипендиями или какими-то другими поощрениями, но и жилищными программами. Мы должны думать о закреплении ученых в городе жильем – это один из основных факторов...

Градоначальник поручил начальнику управления жилищной политики Казани Марселю Абдулхакову до конца недели внести предложения по формированию квоты по обеспечению жильем молодых казанских ученых.