1.jpg
 В КГАСУ обсудили проблемы сохранения, использования и популяризации историко-культурного ландшафта

ВРЕМЯ ДЛЯ ЛАНДШАФТА И ПАРКОВ 

Вчера в Казанском государственном архитектурно-строительном университете завершилась вторая международная научно-практическая конференция «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация». Мероприятие своим вниманием не почтили главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, помощник президента РТ Татьяна Ларионова и даже сам ректор КГАСУ. Список VIP-гостей со стороны Казани ограничился помощником Рустама Минниханова Олесей Балтусовой, замминистра культуры РТ Светланой Персовой, руководителем управления министерства культуры РФ по ПФО Еленой Сергеевой.

На открытии пленарного заседания присутствующие вновь дружно порадовались тому, что руководство республики все-таки обратило внимание на проблему сохранения культурного наследия. Балтусова похвасталась тем, что накануне ее приняли в общественное молодежное движение за сохранение Казани «Красный щит» (действует несколько лет) и даже выдали значок. «Действительно слышно о работе профильного вуза - КГАСУ. Мне радостно, что появилось движение «Красный щит». Правозащитные движения в стране вообще сейчас очень активны. Идет сильное сопротивление во всех крупных городах страны. И то, чем мы занимаемся, - это градозащита», - объявила Балтусова. По ее словам, прошлогодняя конференция была посвящена архитектуре, но в этом году пришло время больше говорить о ландшафте, парках и скверах. «Таким, как мы мечтаем, город никогда не будет. Все нужно уравновешивать. Есть еще и другие люди кроме нас, которые имеют свое видение, - не слишком оптимистично сообщила помощник президента. - Города всегда будут развиваться, каждый должен выполнять свою работу и миссию. Если мы занимаемся градозащитой, значит, будем настаивать на сохранении ландшафта». 

Руководитель Поволжского отделения кафедры ЮНЕСКО по сохранению градостроительных и архитектурных памятников Рафаэль Валеев в своем выступлении обозначил крупные проблемы. «Первая проблема – та, с которой столкнулись в 1990-е годы. Это изменение общественной истории. Меняется вся система социально-экономических знаний. Вы спросите, а причем тут памятники? Сначала национализировали памятники, а потом начали денационализировать, - заявил он. – Изменения начались, но нам еще долго придется работать над тем, чтобы частные владельцы научились понятию культуры, а не только покупали коттеджи или мерседесы». 

460.jpg
Олеся Балтусова: «Если мы занимаемся градозащитой, значит, будем настаивать на сохранении ландшафта»

КАЗАНЬ – КАРТИННЫЙ ГОРОД 

Приглашенный на конференцию эксперт – профессор ландшафтной архитектуры Берлинского технического университета Юрген Венцель – к сожалению, выступил с очень коротким докладом. Тем не менее он обозначил одни из главных проблем градостроительства и архитектуры Казани. «Я впервые в вашем городе. И мне бросилось в глаза два важных момента. Во-первых, это состояние деревянного зодчества. Я знаю, что это сложная задача – именно сохранить деревянное зодчество, но это возможно, если есть желание придать городу высокую значимость, - сообщил он. – Я увидел также вторую проблему. Это проблема открытых общественных пространств и площадей. Пропадает ценность самих пространств из-за множества автомобилей».

Иван Митин - старший научный сотрудник центра гуманитарных исследований пространства Российского НИИ культурного и природного наследия им. Лихачева - провел для присутствующих ликбез по концепциям культурного ландшафта в культурной и гуманитарной географии. «Карл Зауэр, который считается создателем культурной географии, говорил, что ландшафты находятся под воздействием культуры. В это же время Лев Берг в 1915 году предложил концепцию культурного ландшафта: он включил человека в ландшафт и рассматривал культурный ландшафт как правильно организованный антропогенный ландшафт», - рассказал спикер. Он также рассказал о трех подходах к ландшафту, возникших в 1990 - 2000 годы. «Первый – информационно-аксиологический, в котором было рассмотрено социальное влияние. Есть два слоя культурного ландшафта: природный и информационный (культурный). Второй подход – этнокультурный, и третий - феноменологический. В 1970-е годы произошел «культурный поворот», который фокусировал свои исследования на материальных артефактах, создавая любопытный фетишизм из домов, сараев», - сыпал выступающий историческими фактами. Завершая выступление, Митин напомнил, что постиндустриальное общество само создает свое пространство, и это ландшафт активно действующих людей, а не государства и власти.  

Иван Чечот из Санкт-Петербургского государственного университета также приехал в Казань первый раз и поделился впечатлениями. «Я впервые в Казани, и это картинный город. Картина картин. Получается, что в некоторой степени это город-ложь, где ландшафт развивается интегрально, - философски сообщил он. - Ландшафт работает на бренд города, но бренды при всей их важности имеют тенденцию закостеневать. Это характеризует русский капитализм. У города должен быть фасад, который убедителен для масс».

2.jpg
 

ГОРОДСКОЙ КАРКАС 

Одна из выступающих – Татьяна Рыжова, профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ – в своем докладе подробно остановилась на составляющих ландшафта. Основными его свойствами она назвала целостность и аутентичность. «Культурный ландшафт – это сотворчество, произведение человека в природе. При формировании особых охраняемых территорий важно, что ландшафт не ограничивается культурным наполнением, но и социальным, например», - уточнила она. По ее словам, сегодня градостроительный процесс происходит в особых этнических условиях и занимает свое время. «Для нас как планировщиков важна возможность картографии. Градостроительство позволяет увидеть предметно материальные следы истории человека. Ключевыми терминами будут наследие, информация, развитие, аутентичность, целостность», - рассказала Рыжова. 

Фарида Забирова - советник РААСН - сообщила, что само понятие ландшафта – проявление территориального подхода к сохранению объектов. Она напомнила, что в Татарстане выявлено 7 тыс. памятников истории и культуры. «В казанском Кремле, например, тоже есть природный компонент, - острые углы, такого нет в других городах. И сделаны они так благодаря особенностям ландшафта», - уточнила она. 

Она сообщила, что историко-культурный потенциал Татарстана – это материальное и нематериальное наследие. Материальное – движимое (исторические поселения, достопримечательности) и недвижимое (музейный и архивный фонд), а нематериальное наследие – это обычаи, традиции, фольклор. «Узловыми элементами» татарстанского историко-культурного каркаса Забирова назвала поселения Елабуги и Чистополя, а также Свияжск, Болгар, Буинск. Она уточнила, что в каркасе ландшафта есть также музеи-заповедники. «Достопримечательные места – это градостроительно-территориальный комплекс. Каркасом является также водная зона, зеленая, это все элементы городского каркаса», - подытожила Забирова. А напоследок рассказала, что помимо охраняемых объектов существуют и так называемые историко-культурные заповедные территории. В Казани их 9, и есть возможность перевести их в охраняемые объекты.