Через три года после того, как президентом Татарстана стал Рустам Минниханов (это случилось 25 марта), а первый президент РТ Минтимер Шаймиев остался по решению татарстанского парламента госсоветником, Минтимер Шарипович сделал неожиданное заявление. В интервью федеральной «Комсомолке» он сказал то, что еще, по его словам, «никому не говорил»: «Я принял для себя решение совсем отойти от государственных дел. Во всем нужно знать меру. И уйти нужно вовремя. А такое время пришло. Я вижу, что мои преемники справляются, я оставил в руководстве республики достойных людей».

Неожиданное заявление – это уже вторая за последние полгода политическая бомба от Шаймиева. Так, 11 ноября 2012 года в Казани на конференции, посвященной 20-летию Конституции РТ, первый президент РТ тоже выступил неожиданно и резко. Он тогда высказал жесткие претензии к депутатам от «Единой России», страдающим «имперским мышлением», к федеральным структурам, которые зажимают национальные языки, а также ответил олигарху Михаилу Прохорову, выдвинувшему идею о ликвидации республик в России.

ТЕПЕРЬ МУЧАЕМСЯ, СТРОЯ «СКОЛКОВО» И ПОДОБНЫЕ ЦЕНТРЫ, НО ЭТО НЕСЕРЬЕЗНО

В этом же интервью Шаймиев (тоже впервые) сообщил, что три года назад назвал Дмитрию Медведеву - тогда президенту России, пять (!) кандидатов на пост президента Татарстана. «Я тогда назвал пять человек, в Москве удивились, были даже поражены, что у нас такая сильная плеяда кадров».

В московском Кремле, по словам Шаймиева, изучили всех пятерых претендентов и поинтересовались, кому из них отдает предпочтение сам глава республики? И он назвал Рустама Минниханова.

Шаймиев также признался, что больше всего жалеет о том, что не удалось переломить ситуацию в отечественном авиастроении: «Было время, когда мы кормили рабочих КАПО просто так - денег у них не было совсем, заказов ведь не получали. У нас директор завода тогда даже застрелился (Виталий Копылов - гендиректор КАПО – прим.ред.), не выдержав такого позора. Самое печальное, что мы потеряли запрос на науку. Теперь мучаемся, строя «Сколково» и подобные центры, но это несерьезно. Мы автомобили не умеем делать, но ведь авиацию-то - умеем! У нас ведь такая школа!» Шаймиев огорченно добавил: «Переживаю за это сильно. Это судьбоносный вопрос».

Интересно, что в казанском Кремле сегодня не смогли прокомментировать заявление Шаймиева. Евгений Гришин - руководитель секретариата госсоветника РТ, сказал газете «БИЗНЕС Online»: «Без комментариев».

460-2.jpg
«Шаймиев занимается только общественной деятельностью – возрождением памятников в Болгарах и Свияжске»

В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ МИНТИМЕР ШАРИПОВИЧ УЖЕ ОТОШЕЛ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЛ

Решение первого президента РТ отойти от государственных дел оценили эксперты «БИЗНЕС Online», руководители региональных отделений российских политических партий.

Шамиль Агеев - председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

- Мудрый человек Минтимер Шарипович… Но то, что он занимается реставрацией исторических памятников в Свияжске и в Болгаре, – это тоже государственная деятельность. Думаю, что человек такого масштаба, такого уровня, как Шаймиев, никогда в стороне от государственных дел не будет. Другой вопрос, что в чисто управленческих решениях он не станет участвовать… А так – он уже навеки себя с политикой связал.

Римзиль Валеев - журналист и общественный деятель:

- Я не очень понимаю такое заявление Минтимера Шариповича. Думаю, что он просто фиксирует, что уже не занимается государственными делами. Потому что есть люди, которые в печати, разговорах высказывают мнение, что Шаймиев не отошел от государственных дел, что он по-прежнему участвует в государственной политике.

А на самом деле он занимается только общественной деятельностью – возрождением памятников в Болгарах и Свияжске. Он уже отошел от государственных дел, это уже случилось, за некоторым исключением – когда он, например, осенью прошлого года выступил на конференции, которую в Казани проводили к 20-летию Конституции РТ. Но и там он выступил, скорее, как общественный деятель. А как политический деятель он уже нигде не фиксируется. Конечно, первый президент имеет большой политический вес, и если он захочет где-то высказаться или когда к нему обратятся с вопросами журналисты, и он согласится, – это другое дело.

А так Шаймиев просто обозначил, что в государственном управлении не участвует и давно уже передал все Минниханову. Я не замечаю, чтобы первый президент участвовал, скажем, в принятии бюджета, в назначении кадров… Мы знаем, что большинство кадров его поколения, наиболее приближенных к Шаймиеву, уже не работают в госструктурах.

Поэтому сегодняшнее заявление первого президента, с одной стороны, неожиданное, но с другой - сделано вопреки предположениям и высказываниям каких-то людей о том, что в Татарстане он продолжает оставаться у руля. Наверное, Шаймиев это хотел сказать, что никакой конкуренции между разными группами во власти не должно быть. Я обращал внимание, что Минтимер Шарипович свои выступления в Болгаре начинал со слов: "Благодаря заботе и поддержке нашего президента…" А реальный политический и моральный авторитет Минтимера Шаймиева всегда будет с нами.

Рафаэль Хакимов - директор Института истории им. Марджани АН РТ, академик АН РТ:

- В последние годы уже было видно, что Минтимер Шарипович отошел от государственных дел. Просто я знаю это по разговорам – он уже не слушал и не слышал, когда речь заходила о политике, сразу эти разговоры прекращал и отметал. И занимался только возрождением Болгар и Свияжска. Это, конечно, тоже какая-то политика, но все-таки уже не прямая политическая деятельность, скорее, больше имеет отношение к истории, где-то - к идеологии, к принятию ислама… Так что в сегодняшнем заявлении Минтимера Шариповича для меня ничего удивительного нет.

Руслан Зинатуллин – председатель регионального отделения партии «Яблоко»:

- Я думаю, уйти от государственных дел Минтимеру Шаймиеву нужно было еще давным-давно. Если не ошибаюсь, в 90-е годы он сам говорил: "Я не представляю президента, которому будет за 65 лет". Это когда Конституция РТ принималась. Она тогда и была написана, по сути, под Шаймиева. Потом ее переписывали неоднократно, поднимая возрастную планку для кандидатов на должность президента РТ. Три года назад Шаймиев, уйдя с поста президента, от государственных дел не отошел. Как он сидел в казанском Кремле, так там и остался, он обладает правом законодательной инициативы, у него свой аппарат, своя охрана. Впрочем, я считаю, что бывшему президенту должна полагаться охрана. Но госсоветник - это такая должность, на которой человек вроде ни за что не отвечает, а уволить его никто не может, если он только сам не захочет уйти. Парадокс, так в нормальных странах не бывает. И хорошо, что Шаймиев все-таки решил, что надо знать меру…

Хафиз Миргалимов - член ЦК КПРФ, первый секретарь рескома КПРФ, руководитель фракции компартии в Госсовете РТ:

- Люди такой категории, которые столько лет работали на государственных должностях, куда бы ни ушли, в том числе на пенсию, объективно, психологически, на самом деле, отойти от дел не смогут, даже мысленно. Хочет человек – не хочет, а все равно будет размышлять: как бы я решил эту проблему, как бы я поступил в этом случае… Это тем более характерно для сегодняшнего времени, когда все так быстро меняется. Это во-первых.

Во-вторых, Минтимер Шарипович, к которому я отношусь с большим уважением, три года назад действительно отошел от повседневной работы по решению государственных, политических и иных проблем, но не отошел от решения проблем культуры, от осмысления нашей истории, будущего нашей республики, что тоже является частью государственной политики.

И в-третьих, я считаю, что закон о госсоветнике, который принял наш Госсовет, дает возможность Шаймиеву, у которого богатейший опыт, предложить свой взгляд со стороны, свое видение татарстанских проблем. И повлиять на их решение пусть не прямо, но косвенно, например, через газетные интервью. У Минтимера Шариповича, как у крупного государственного деятеля, очень развито чувство предвидения событий. И это только на пользу нашей республике.

Марсель Шамсутдинов – председатель татарстанского отделения Республиканской партии России — Партии народной свободы (РПР-ПАРНАС):

- Вовремя уйти – всегда хорошо. Это мудрое решение. А три года назад Шаймиев, конечно, не отошел от дел, он не только официальный государственный советник, но и неофициальный, который за кулисами мог повлиять на принятие многих решений. Потому что, как говорят, премьер республики - близкий ему человек, и других его родственников во властных структурах достаточно много. Мне кажется, что невидимая борьба продолжается между разными кланами, один из которых шаймиевский… Но, повторюсь, решение Шаймиева уйти вовремя достойно уважения.

Марат Галеев – председатель комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству:

- Я читал это интервью. Должность государственного советника пожизненная, поэтому, чтобы отказаться от нее, надо вносить изменения в Конституцию. Минтимер Шарипович давно отошел от каждодневных дел, когда стал госсоветником, и практически не вмешивался в государственные дела. Хотя работа по возрождению Болгара и Свияжска – это тоже государственное дело, да еще в масштабах страны. Очевидно, он определил для себя время, когда при новом руководстве республике может помочь, подсказать. Сейчас дал понять, что в руководстве республики - профессионалы. Думаю, что акцент в своих словах он хотел сделать на этом.

Александр Сидякин депутат Госдумы от Татарстана:

- Это заявление еще раз показывает планетарный масштаб этого человека. Часто те, кто занимается политикой, считают, что уходить надо вперед ногами. Уходить достойно и вовремя не каждому дано. Шаймиев это сделал красиво. Как духовный лидер татарстанцев он по-прежнему имеет влияние и в федеральном центре, и на территории республики.

Александр Штанин - экс-депутат Госсовета Татарстана (трех созывов), лидер общественной организации РТ «Равноправие и законность»:

- Минтимер Шаймиев относится к тому типу людей, которые не могут быть на вторых ролях. Полагаю, что его сегодняшнее заявление – это реальная оценка ситуации. Сейчас пост госсоветника РТ не является охранительной грамотой для сохранения нажитого. Поэтому возможен и второй вариант, что попросили не отягощать законодательство и Конституцию таким нонсенсом, как пост госсоветника, все-таки в других странах нет подобной должности. Хотя, в принципе, такая новация возможна, но, похоже, не в данном случае. Так что, может быть, у кого-то есть желание унифицировать законодательство под самодержавно-демократический принцип правления.

Роберт Садыков – экс-секретарь татарстанского рескома КПРФ (в 1991 - 2004 годах), зампредседателя регионального общественного движения «Однополчане»:

- Трудно сказать, почему с таким заявлением выступил Шаймиев, кто знает, что у него на уме… Думаю, что, может быть, менее публично, но все равно он будет влиять на государственные дела, только все будет происходить где-то за кулисами. Мне кажется, в нынешней конкретной ситуации первому президенту республики вообще невозможно совсем отойти от дел, так или иначе, жизнь все равно будет его сталкивать с проблемами республики. Тем более пока его люди везде во властных структурах, пока сыновья имеют дело с большими финансами, от политики он, даже если захочет, не сможет отойти.

P.S. Сегодня пресс-служба президента Татарстана предоставила газете «БИЗНЕС Online» комментарий Шаймиева относительно его слов о том, что он «принял решение отойти от государственных дел».

«Мне кажется, в интервью дано довольно ясное и исчерпывающее объяснение моей дальнейшей деятельности. Речь не идет об уходе с поста государственного советника Республики Татарстан, - приводятся в официальном заявлении слова Шаймиева. - Дело в том, что я действительно решил самоограничиться, то есть меньше участвовать в государственных делах, направляя все силы на реализацию проекта по возрождению Болгара и Свияжска, содействию нашему духовному оздоровлению, что, собственно, и происходит в последнее время. В интервью сделан акцент на этом потому, что до сих пор, по инерции, ко мне продолжает поступать немалое количество обращений по социально-экономическим и иным вопросам, которые подлежат рассмотрению соответствующими органами государственной власти республики».