КТО В РТ СВЯЗАН С КИПРОМ?

Если взять составленный газетой «БИЗНЕС Online» рейтинг Топ-300 крупнейших компаний РТ, то в нем найдется немало заинтересованных в стабилизации ситуации на Кипре. Владение через лица с юрисдикцией на Кипре оформили следующие компании:

Аutoinvest limited - 24,5% в ОАО «КАМАЗ», Scelissel Trading Limited - 20% в «Инвестиционная компания «ЕлАЗ-Капитал», «ГОУ ЭНЕРДЖИ ЛИМИТЕД» – 100% ООО «КОНТАКТ С», «ЛЕТУ ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД» – 100% ООО «ТАКОС» (магазины «Бон Джоли» и «Летуаль»), «Невелей Инвестментс Лимитед» – 99,9% ООО «СафПласт». Кроме того, известно, что пакет акций «АК БАРС» Банка (11,6%) принадлежит зарегистрированной на Кипре OSMAND HOLDING LIMITED. Ранее «БИЗНЕС Online» публиковал список татарстанских предприятий, которые связаны с кипрским оффшором. Напомним также, что известная телекоммуникационная компания ОАО «Телесет», имела кипрское происхождение – она на 100% контролировалась «ТЕЛЕСЕТ НЕТВОРКС ПАБЛИК КАМПАНИ ЛИМИТЕД», однако, три года назад была продана «Ростелекому».

Одним словом, создается впечатление, что Татарстан имеет широкие деловые связи с Кипром. Но не все так просто. Объем внешнеторгового оборота с Кипром у нас смехотворно мал.

1.jpg

Внешнеторговый оборот РТ с Кипром (в фактически действовавших ценах; тысяч долларов США)

Из таблицы наглядно видно, что Кипр используется нашими предприятиями не как инструмент минимизации налогообложения, а как инструмент «припрятывания» реальных собственников компаний. Кроме того, Кипр – это зарубежная «фондовая» столица для наших фондовых брокеров.

Уже в 2002 году Кипр в рамках присоединения к объединенной Европе принял пакет законов, вводивших на острове новые порядки в области налогообложения. В этих законах введено понятие налоговой резидентности, а также 10-процентная ставка налога на прибыль, что на сегодняшний день — самый низкий показатель в Европе. Но, как ни крути, это налог и платить его надо. Эти изменения навсегда лишили Кипр статуса офшора-оптимизатора налогов.

КИПР УЖЕ НЕ ОФШОР ДЛЯ РОССИИ

Согласно приказу минфина РФ с 1 января 2013 года Кипр выпал из официального российского списка офшоров. В чем же основная польза для российских налогоплательщиков?

Во-первых, теперь российские юридические лица, владеющие более 50% капитала кипрской компании, при соблюдении минимального срока владения в 365 дней смогут применять нулевую ставку по российскому налогу на прибыль к дивидендам, полученным от кипрских «дочек».

Во-вторых, исключение Кипра из числа офшоров означает, что сделки с независимыми кипрскими компаниями на сумму свыше 60 млн. рублей в год перестанут быть контролируемыми в рамках российского закона о трансфертном ценообразовании. Как следствие, по ним не придется готовить пакет документов с обоснованием цены, что, несомненно, вернет и повысит интерес к кипрским торговым компаниям.

И, в-третьих, у Кипра просто нет конкурентов по лояльным условиям корпоративного налогообложения. Зарегистрированным здесь компаниям не надо платить налогов даже при перечислении доходов в оффшорные юрисдикции, оставшиеся в российском списке.

Но все это перечеркивает один большой «жирный» минус: условием исключения Россией Кипра из списка офшоров явилось взятое этой страной обязательство обмениваться информацией с российскими налоговыми органами. Обмен по запросу включает в себя направление конкретного ответа на конкретный запрос. Кипрскую сторону в обмене представляет отдел международных налоговых отношений департамента внутренних доходов министерства финансов (International Tax Relations Unit of the Department of Inland Revenue of the Ministry of Finance).

Так что наши налоговики могут достать и на Кипре. Как официально, так и неофициально. По признанию владельцев кипрских компаний, бывают случаи, когда налоговые органы России в неофициальном порядке получают информацию о бенефициарах. Официально это мнение о Кипре никто не подтверждает. Законодательно процедуры раскрытия информации очень затруднены, однако эксперты признают, что в случае с Кипром многие вопросы действительно решаются на неформальном уровне. И это неудивительно, киприоты, как и греки, довольно расслабленные граждане.

ЛЮБОПЫТНЫЕ КИПРИОТЫ

Еще одно неудобство: кипрские номиналы (номинальные директора), несмотря на то, что их обычно позиционируют как очень лояльных своим работодателям сотрудников, обычно стремятся быть в курсе того, что происходит в компании, где они занимают позицию директора. Связано это с тем, что по закону они несут ответственность (в том числе уголовную, до двух лет тюрьмы) за любые противоправные операции. В большинстве случаев номинал выдает фактическому собственнику генеральную доверенность, однако баланс и основные документы по деятельности компании все равно подписывает генеральный директор. Поэтому от реальных владельцев компании могут потребоваться пояснения, если киприот-номинал усомнится в законности финансовых операций. Идеальный способ снять подобные проблемы — держать директора в курсе всех транзакций. А это наши «перестраховщики» не очень-то любят, ведь можно напороться на «Попандопулоса», сотрудничающего со спецслужбами.

КИПР – ФОНДОВАЯ ГАВАНЬ

Но есть и светлые моменты. Если кипрское юрлицо получает дивиденды по акциям, например, российской компании, платить корпоративный налог (10%) не потребуется. Благодаря этой оговорке по поводу ценных бумаг, а также действующему соглашению об избежании двойного налогообложения, огромное количество биржевых сделок на российских финансовых рынках проводится через кипрские фирмы, что не находит отражения в скромной статистике по внешней торговле, но фигурирует в статистике движения капитала.

КИПР КАК ЗАНАВЕСКА

Кипрская компания — идеальный способ гарантированного контроля над российским бизнесом. Если собственники ставят российскую компанию на баланс кипрской и заключают акционерное соглашение, никакие рейдеры не смогут отнять бизнес, а любые споры будут решаться не в российских судах, а в кипрских, применяющих англо-саксонское право. Кроме того, такой подход дает возможность оформить документы так, что ни одно финансово значимое действие в российской компании не пройдет без одобрения кипрской фирмы, то есть всех участников партнерства.

Компания на Кипре станет хорошим выходом, если российскому юрлицу требуются заемные средства. Особенно актуален этот вопрос в кризисные времена, когда банковские ставки чрезвычайно высоки. А если кипрская компания получает проценты по займу, выданному российской, они вообще могут не облагаться налогом в России.

Если российской компании необходимо крупное финансирование, кипрские фирмы — идеальный инструмент в цепочке заимодавцев, так как налоги с получаемых процентов фактически могут платиться лишь с дельты, оставленной для целей налогообложения при условии учета положений о взносе на оборону. Дельта высчитывается по формуле: доходы минус расходы, связанные с получением доходов. Если использовать кипрские компании как прокладки, то, в виде корпоративного налога может быть уплачен всего 1%.

Именно в силу этих причин Кипр стал основным инвестором по иностранным прямым инвестициям в российскую экономику. Обращает внимание высокая доля кипрских компаний (свыше 13% общего объема иностранных прямых инвестиций в Россию), которые не являются заметными инвесторами в мировой экономике. В данном случае речь идет о притоке российского нелегального капитала.

КРУШЕНИЕ РАЯ

Но вся эта прелесть в одночасье рухнула. Европейские управляющие компании временно приостанавливают операции с российскими брокерами, использующими кипрскую юрисдикцию, среди которых - Альфа-банк и "Ренессанс Капитал", сообщает агентство Bloomberg.

Тим Маккарти из Valartis Asset Management, который управляет активами более чем на $1 млрд. в России и других странах, заявил, что прекращает торговлю с брокерами, использующими кипрский «хаб», пока «не уляжется пыль» от решения о введении «налога» на депозиты в местных банках, сообщает «Интерфакс». О временной приостановке сделок с российскими контрагентами, пользующимися кипрской юрисдикцией, также заявил Сергей Дергачев из Union Investments Privatfonds, управляющий активами на $8,5 миллиардов.

Умные люди давно уже пришли к выводу (в силу вышесказанных причин), что «Кипр давно уже не торт» и перевели операции в другие благоприятные юрисдикции. Тот, кто пострадает будет, естественно, переводить свои авуары и фирмы туда, куда ушли «умные». Ясно одно – на Кипре делать больше нечего, как финансовый рай он скончался. В этом смысле то, что татарстанские компании все еще держат пакеты своих акций на Кипре, скорее, вызвано инерцией и многолетней привычкой.

Своим мнением о том, как кипрские проблемы могут повлиять на экономику Татарстана, поделились эксперты «БИЗНЕС Online».

Рустем Курчаков - известный экономист, один из авторов татарстанской программы «Жизнь после нефти»:

- Ситуация на Кипре для нас – один из первых сигналов грядущих финансово-валютных потрясений в Европе.

Кризис – это не плохо, в нем есть оздоравливающая сторона. Глупых он заставляет думать. Как говорил Ленин в 1920-х годах, финансовый кризис почистит наши учреждения от бюрократов.

Откуда такой оптимизм? Да потому что в данной ситуации нет объективных причин для обострения нужды, лишений для основной массы людей. В целом производство мощное, хотя в разных странах по-своему. Однако на достигнутом уровне технология производительных сил может обеспечить безбедное существование всего населения, даже Африки. Вопрос в другом: как правильно обеспечить благосостояние?

Антон Сороко - аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:

- Доверие вкладчиков к Кипру подорвано. Определенный отток денежных средств из банковского сектора страны практически наверняка произойдет. Переток средств в другие оффшорные зоны возможен, но созданный прецедент может заставить вкладчиков увеличить количество банковских операций через стабильные банки с устойчивыми рейтингами, даже если это будет дороже по издержкам.

В основном, эта ситуация негативно отразится на банках, которые имею свои представительства на Кипре. Проблемы могут возникнуть у предпринимателей, которые ради оптимизации своих налоговых затрат вывели бизнес под юрисдикцию страны, ведь сейчас они могут испытывать проблемы с финансированием своей операционной деятельности. Больше всего пострадают крупные вкладчики, размер депозитов которых превышает 100 тысяч евро.

Рустем Ганеев - председатель совета директоров группы компаний «Консалтинг.ру»:

- Безусловно, то, что происходит на Кипре, подтверждает неустойчивость экономики данной страны. Получается, что государство пытается решить свои проблемы за счет других. В связи с этим неизбежным будет отток капитала в другие страны. Возможно, часть средств будет инвестирована в недооцененные акции российских предприятий.

Пострадают от таких действий государства те предприятия, которые в целях оптимизации налогообложения создавали офшорные компании на Кипре и, соответственно, хранили на их счетах денежные средства. Это было актуальным для крупного бизнеса, т.к. это одна из немногих офшорных зон, с которой у России есть ратифицированное соглашение об избежании двойного налогообложения.

Максим Петров - директор филиала концерн «Дженерал-Инвест» в Казани:

- Кипр попал в сложную ситуацию. Для спасения экономики страны необходима огромная сумма, часть из которой выделяет ЕС, а часть необходимо изыскать самому государству. У правительства практически нет выхода.

Не хотелось бы, конечно, чтобы от этой ситуации пострадали предприятия Татарстана. Есть компании, зарегистрированные в зоне Кипра. Пока что не понятно, какие будут санкции, но однозначно будут финансовые последствия. Кроме того, очевидно, что многие российские инвесторы будут перераспределять средства в другие страны, благо альтернативы в мире существуют. Не исключено, что часть инвесторов вернется и в Россию, следуя идее деоффшоризации, почему нет?

Игорь Николаев - директор департамента стратегического анализа ФБК (Москва):

- Деньги будут бежать из всех проблемных экономик, не только с Кипра. Собственность будет распродаваться. Да, это прямые потери для вкладчиков. Инвесторы в целом будут еще более сдержаны с точки зрения вложения средств. Все это негативно действует на предпринимательскую активность, усугубит кризис в еврозоне. Для России это тоже важно, потому что в таком случае падает внешний спрос и цены на энергоносители. Поэтому, как ни крути, состоится окончательное решение, не состоится - это плохо на уровне глобальных последствий. С точки зрения развития Европейского и мирового кризиса и на самом деле дальнейшего ухудшения экономической ситуации в России. Потому что ситуация уже явно ухудшается, одна падающая динамика промышленного производства чего стоит.

Николай Лаптев - директор филиала брокерского дома «Открытие» в Казани:

- Репутация Кипра как офшорного рая существенно пошатнулась. Поэтому собственники бизнеса будут подыскивать себе новый «офшорный рай» где-нибудь в Юго-Восточной Азии или ОАЭ. Гораздо болезненней эта акция отразится на вкладчиках, которые будут вынуждены пожертвовать 15 процентов своих сбережений, хранящихся на депозитных счетах, на борьбу с дефолтом Кипра.

Конечно, часть денег может вернуться на родину, но только в том случае если репатрианты сочтут интересными ставки по вкладам в валюте и примирятся с необходимостью платить налоги, в соответствии с законодательством РФ. Однако большая часть капиталов переместятся или уже переместилась в другие оффшоры. Это, кроме упомянутых выше, еще и Сейшелы, Виргинские Острова, и старая добрая Швейцария, где ставки по депозитам, может быть, и не велики, но где весьма спокойно.

Судя по озвученному в новостной программе высказыванию президента РТ, в Татарстане никто деньги по оффшорам не прячет. Поэтому особо трагических последствий для экономики республики не предвидится.