НАЛОГ В ЧЕТЫРЕ РАЗА МЕНЬШЕ, ЧЕМ АРЕНДА
Челнинская компания «Центр-Кама» - единственный в Татарстане и ПФО официальный дилер Mercedes-Benz - подала в Арбитражный суд РТ иск с требованием обязать городские власти продать ей землю. Как стало известно на прошедшем на минувшей неделе судебном заседании, речь идет о 0,81 га на Набережночелнинском проспекте, где располагается здание автоцентра.
Представитель ООО «Центр-Кама» в суде Илюза Сибгатуллина рассказала, что здание автосалона находится в собственности компании. Но земля под ним арендуется - договор был подписан в 2008 году сроком на 49 лет.
По ее словам, руководство компании приняло решение выкупить участок из соображений выгоды. «Мы бы предпочли вместо арендной платы выплачивать земельный налог», - пояснили газете «БИЗНЕС Online» в «Кама-Центре». Выгода для дилера в этом случае очевидна. Сибгатуллина рассказала, что они платят за аренду участка 1,5 млн. рублей в год, земельный же налог составит всего 390 тыс. рублей.
ПОШЕЛ ВТОРОЙ ГОД
Как стало известно на судебном заседании, стороны спорят по поводу купли-продажи земельного надела уже второй год. Сибгатуллина рассказала, что ее компания подала заявление на покупку земли в исполком еще в феврале прошлого года.
Дилер рассчитывал купить землю по льготной цене. Согласно постановлению кабмина РТ, действовавшему до 1 июля 2012 года, выкупная стоимость участка должна была быть рассчитана в 8-кратном размере ставки земельного налога – 3,12 млн. рублей. Но исполком Набережных Челнов совершать сделку не спешил. Лишь 10 мая «Центр-Кама» получила от него письмо, к которому был приложен расчет выкупной стоимости участка, совпадавший с ценой, заявленной автосалоном. Тем не менее в самом письме землю предлагалось… арендовать.
«Исполком нарушил все сроки по предоставлению земельного участка», - констатировали представители дилера Mercedes в суде.
Наконец, в ноябре прошлого года стороны подписали-таки договор купли-продажи. Но цена земли так и осталась несогласованной, так как городские власти оценили участок по 17-кратной ставке или вдвое дороже – в 6,12 млн. рублей.
Если завязали отношения с каким-либо производителем, вынуждены выполнять его условия |
«Это решение было обосновано постановлением кабинета министров РТ от 3 октября прошлого года, то есть принятым уже после нашего обращения, - отметила Сибгатуллина. «Центр-Кама» вынужден был обратиться в арбитраж. При этом он настаивал на той выкупной стоимости, на которую рассчитал изначально. В результате Арбитражный суд РТ иск ООО «Центр-Кама» удовлетворил.
Позиция исполкома Набережных Челнов в этом споре осталась неизвестной. На судебных заседаниях его представители не появлялись, ограничившись письменным отзывом. Но он озвучен не был. В пресс-службе исполкома газете «БИЗНЕС Online» посоветовали обратиться за комментариями в правовое управление. Однако застать на месте его начальника Рината Канеева во время подготовки материала не удалось.
ДИЛЕР MERCEDES НЕ ОДИНОК
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», дилер Mercedes оказался не одинок в своем желании приобрести в собственность участок под автосалоном. Так, в производстве Арбитражного суда РТ находится исковое заявление ООО «Делфо-авто» – дилера Opel и Chevrolet к исполкому Казани. Эта компания также в начале прошлого года вознамерилась выкупить у городских властей 1,85 га, занимаемые ее автосалоном на улице Беломорской.
«Делфо-Авто» претендовал на льготную цену участка в 5,2 млн. рублей - 2,5% его кадастровой стоимости, равной 208 млн. рублей. Как и в случае с «Центр-Кама» ожидания исполкома оказались выше. Так, он был готов расстаться с участком за 31 млн. рублей. Эта сумма была рассчитана, исходя из 7% кадастровой стоимости. Решение по иску «Делфо-авто» еще не вынесено.
«РЕШЕНИЕ СУДА ЗАКОНОМЕРНО И ОБОСНОВАННО»
Иски автодилеров к местным администрациям газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты и участники отрасли.
Тагир Назыров - управляющий партнер ООО «Либерти групп»:
- Решение суда закономерно и обоснованно. Истец согласно статье 36 земельного кодекса РФ обладает исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка как собственник строения на нем.
Первоначально выкупная стоимость земли в РТ была установлена постановлением кабмина №18 от 17 января 2008 года в размере 2,5% от кадастровой стоимости. При этом для населенных пунктов с численностью 500 тыс. - 1 млн. человек она должна была исчисляться в 8-кратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Автодилеры стараются выкупать участки еще на стадии проектирования |
Размер выкупной ставки был изменен постановлением кабмина №827 от 3 октября прошлого года и составил 17-кратный размер ставки земельного налога в населенных пунктах с численностью населения свыше 500 тыс. человек и 10-кратный - до 500 тысяч. Причем в постановлении прямо указаны основания применения льготной цены - владение участком на праве аренды, переоформленным из права постоянного бессрочного пользования или образования участка из ранее существовавшего участка, в отношении которого переоформлено право постоянного бессрочного пользования. Учитывая численность населения в Набережных Челнах, при условии подачи заявления до 1 июля 2012 года выкупная стоимость должна была составить 8-кратный размер ставки земельного налога.
ДИЛЕР ВЫПОЛНЯЕТ ТРЕБОВАНИЯ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Сергей Чернов - заместитель гендиректора группы компаний «Кан-Авто»:
- Это даже не наши «хотелки». Как правило, серьезные производители, такие как Mercedes, требуют, чтобы земля под зданиями и сооружениями находилась в собственности. По-другому поступить вряд ли можно: если завязали отношения с каким-то производителем, вынуждены выполнять его требования.
То есть «Центр-Кама» эту землю в любом случае рано или поздно бы выкупил. Единственное, не очень красивая ситуация, когда называется одна стоимость, а затем она становится совершенно другой. Но это уже частности.
По моим сведениям, почти все дилеры являются полноправными владельцами земли под автоцентрами. Перед тем, как строить автосалон, проходит, как правило, очень серьезная процедура согласования участка. И если на землю не оформлено право собственности, она должна быть в долгосрочной аренде на срок не менее 10 лет с регистрацией договора в регпалате и без каких-либо ограничений по строительству. Фактически это обеспечить достаточно сложно. Поэтому все все-таки стараются выкупать участки еще на стадии проектирования.
Олег Андреев - руководитель автосалона «Казань»:
- Иметь землю под автосалоном в собственности гораздо предпочтительнее, чем арендовать. И дело здесь не только в цене. Право собственности в данном случае как гарантия защиты сделанных инвестиций. Любое строительство вблизи - новой развязки или торгового центра - городские власти будут обязаны согласовывать с собственником.
К сожалению, в Казани владельцам автосалонов землю в собственность практически не дают. В основном предлагают оформить аренду. Поэтому если есть возможность приобрести ее, это большой плюс. Срок аренды когда-то все равно закончится. И если его по каким-либо причинам окажутся продлевать, владельцы автоцентра могут оказаться заложниками планов местных властей.
Справка ООО «Центр-Кама» (Набережные Челны) было образовано в 2008 году. Сегодня является единственным в Приволжском регионе официальным дилером ЗАО «Мерседес-Бенц РУС». Занимается продажей и обслуживанием автомобилей Mercedes. УК составляет 10 тыс. рублей. Согласно СПАРК, по состоянию на 16 августа 2012 года единственным владельцем являлся Николай Алексеев. Выручка от продажи в 2011 году - 397,6 млн. рублей, чистая прибыль – 22 млн. рублей. ООО «Делфо-Авто» создано в 1996 году. С 1997 года начало сотрудничество с GM (General Motors). Уставный капитал составляет 4,5 млн. рублей. Единственный владелец - Айдар Гафуров. Наряду с автоцентром «Делфо-Парк» входит в автохолдинг «Делфо» - один из крупнейших в Казани поставщиков услуг по продаже, обслуживанию и ремонту автомобилей Opel и Chevrolet. Выручка в 2011 году превысила 1 млрд. рублей, чистая прибыль – 20 млн. рублей. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.