ТРИ СУДЬБОНОСНЫХ ДЛЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ ВОПРОСА

Открывая пресс-конференцию, и.о. муфтия РТ, имам-хатыб мечети «Тынычлык» Камиль Самигуллин произнес слова традиционного молитвенного приветствия. Затем рассказал - сначала на татарском, а потом и на чистом русском языке, и что примечательно, совершенно без какого-либо акцента - о том, что сегодня в повестке пленума ДУМ РТ значились три судьбоносных для мусульманской уммы республики вопроса.

Первый вопрос, по словам Самигуллина, касался порядка проведения курултая – съезда мусульман РТ, на котором и будет выбран муфтий республики. Каких-либо деталей при этом Камиль хазрат, старался избегать, ограничиваясь лишь общими фразами «обсудили, обговорили». Пресс-конференция вообще больше походила на формальный подход к прессе, чем на общение с журналистами, в ходе которого можно было задать все интересующие вопросы. Во всяком случае, раскрывать детали состоявшегося пленума и.о. муфтия перед журналистами не спешил.

Второй и самый главный вопрос пленума - это официальное утверждение заявлений от желающих занять пост муфтия. По словам Самигуллина, заявления от кандидатов на пост муфтия принимались вплоть до 14 марта, и сегодня на рассмотрение и утверждение имамов было вынесено лишь три претендента на пост духовного лидера мусульман республики.

samigullin-kamil.jpg
И.о. муфтия РТ, имам-хатыб мечети «Тынычлык» Камиль Самигуллин

ЗАЯВКИ ОТ НЕГО НЕ БЫЛО

Официальными кандидатами на пост утверждены трое. Это Харис хазрат Салихов (Салихджан) - имам-хатыб казанской мечети «Память», 1927 года рождения. Фарид хазрат Хайдаров (Салман) - глава совета улемов российской ассоциации исламского согласия, 1969 года рождения. И сам Камиль хазрат Самигуллин, нынешний и.о. муфтия, которому 27 лет.

Что интересно, фамилии мухтасиба Казани, имама мечети «Марджани» Мансура Джалялетдинова среди кандидатов нет, хотя накануне имамы ряда казанских мечетей заявили, что выдвигают его кандидатуру. Впрочем, в ДУМ РТ сразу же заявили, что заявки от него не было.

«Имамы выбрали три кандидатуры на пост муфтия, и все участники согласились с представленными кандидатурами», заявил Самигуллин.

О ФОРМЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ БУДЕТ РЕШЕНО НА САМОМ СЪЕЗДЕ

Затем он коротко обрисовал размеры «хозяйства», которым придется управлять новому муфтию, а также сообщил, что имамы обсудили количество делегатов съезда мусульман РТ. Он состоится 17 апреля в Национально-культурном центре «Казань», хотя прежде обычно проходил в здании театра им. Камала.

«Как всем известно, в ДУМ РТ входит 1,2 тысячи приходов, 11 учебных заведений. Было принято решение, что из пяти приходов участие в выборах муфтия будет принимать один приход, 5 к 1. До 25 марта каждый мухтасибат должен провести собрание, на котором и будут выбраны делегаты на съезд», - заявил Самигуллин.

На вопрос о том, как будет проходить голосование, будет ли оно открытым или тайным, Самигуллин ответил, что «о форме проведения голосования будет решено на самом съезде перед самим голосованием». На вопрос, будут ли на съезде выбирать главного казыя, сказал, что на пленуме этот вопрос тоже поднимался, и все участники единогласно проголосовали за прежнего казыя Джалиля Фазлыева.

«Нас устраивает работа прежнего казыя, все довольны его работой и он останется», - заявил Самигуллин.

КАНДИДАТЫ НА ПОСТ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МУФТИЯ РАССМАТРИВАЮТСЯ

Достаточно острым был и вопрос о том, есть ли уже кандидатуры на должность первого заместителя муфтия? «Заместителя муфтия будет выбирать съезд, кандидаты сейчас рассматриваются», - ответил Самигуллин.

Однако он уклонился от ответа на вопрос, должен ли будущий зам самостоятельно выдвигать свою кандидатуру или его будет предлагать муфтий. Самигуллин лишь сказал, что «будем смотреть, будем думать, кто больше подходит на эту должность».

Следующий вопрос о том, сколько голосов делегатов съезда надо набрать для победы кандидату на пост муфтия, возможен ли второй тур, похоже, немного смутил и.о. муфтия РТ.

- Большинство, - ответил он. - За кого проголосует больше людей, тот и будет избран.

Далее Самигуллин заявил, что остальные вопросы журналисты могут задать в пресс-службу ДУМ РТ, и со словами «спасибо за внимание» удалился.

djalyaletdinov.jpg
Мухтасиб Казани, имам мечети «Марджани» Мансур Джалялетдинов

МАНСУР ХАЗРАТ НЕ ПОДАВАЛ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ МУФТИЯ

Шансы кандидатов на пост муфтия республики и решения пленума ДУМ РТ для газеты «БИЗНЕС Online» прокомментировали его участники.

Дамир Шагавеев – заведующий отделом исламоведения Института истории им. Марджани АН РТ:

- Кандидатура Мансура хазрата Джалялетдинова на пленуме обсуждалась. И, по крайней мере, у меня, сложилось мнение, что Джалялетдинов тоже будет выдвинут кандидатом на пост муфтия РТ. Мансур хазрат отметил, что выдвижение его кандидатуры на высокий пост – это инициатива казанских имамов, но разъяснения его личной позиции - хочет он или не хочет баллотироваться кандидатом на пост муфтия РТ - на пленуме так и не прозвучало.

Что касается итогов голосования на предстоящем съезде, то я считаю, что на фоне Хариса хазрата и Фарида Салмана удачнее выглядит Камиль хазрат. Даже несмотря на свою молодость. Камиль хазрат коротко раскрыл, в общих чертах, свою предвыборную программу. Он пообещал, что будет делать акцент на то, чтобы у всех медресе были одинаковые программы, а также что будет издаваться больше литературы, а имамы будут больше заниматься просветительской работой - ездить по районам и встречаться с людьми…

Рустем Батров – председатель совета улемов ДУМ РТ:

- Мансур хазрат не подавал заявления на участие в выборах муфтия. Он очень хорошо отозвался обо всех кандидатах, но Камиля хазрата выделил особо, так как он выходец из его мухтасибата. Джалялетдинов отметил, что он не просто радуется, а гордится тем, что Камиль хазрат вышел на такой уровень.

Мансур Джалялетдинов поблагодарил всех тех, кто выдвинул его на высокий пост, но, выступая, отметил, что отдает всю эту поддержку Камилю хазрату. Он так и сказал.

Мне лично на посту муфтия хотелось бы видеть Камиля хазрата. Это уникальный человек – религиозный, набожный и, что самое важное, очень образованный. Мы с ним работали вместе, я не с чьих-то слов знаю это. Это человек, который знает Коран наизусть.

В последнее время много говорится о том, что муфтий должен быть менеджером, но в первую очередь он должен был Богословом. В Камиле хазрате сочетаются два этих качества, и команда, которую он подбирает, достаточно сильна.

Религия – это не та сфера, где можно поставить эффективного менеджера, и он, не зная этой очень тонкой специфики, будет рулить. Это впитывается годами. Я думаю, что если Камилю хазрату наши аксакалы доверят высокий пост, то это среди всех нынешних муфтиев в России это будет первый Коран-хафиз. В каком еще регионе Росси есть такой человек на подобном посту? Наша умма сможет гордиться тем, что Татарстан и в этом плане вырвался вперед. Уже выросло молодое поколение мусульман, которое воспитано только в религиозной традиции. Это будет качественный рост, прорыв нашей уммы, которое ожидает нас, если Камиля хазрата изберут на этот пост.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попытался получить комментарий у Мансура хазрата Джалялетдинова, однако он был вне зоны доступа.