2097608.jpg
В апреле АКТ должна получить еще три аналогичных Airbus 319

ВСПОМИНАЯ МАРШРУТЫ ВРЕМЕН СССР

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать данные источника руководство АКТ (отметим, что сегодня она интегрируется с ОАО «Ак Барс Аэро» и, по сути, это одно целое). «Авиакомпания «Татарстан» со своей стороны подписала договор с «Росавиацией» на предмет выполнения программы в ПФО, - сообщил газете «БИЗНЕС Online» коммерческий директор АКТ Артур Насрутдинов. – Этот договор отправлен для подписания со стороны «Росавиации».

Напомним, в ноябре стало известно о том, что минтранс РФ внес в правительство предложение о развитии региональных авиаперевозок до 2030 года. В частности, в ПФО решено запустить пилотный проект по субсидированию внутрирегиональных авиаперевозок. Госбюджет выделяет на это 300 млн. рублей, на такую же сумму «скидываются» регионы ПФО. Эти деньги обещаны авиакомпании – организатору перевозок, которую отберут на конкурсе. Среди претендентов эксперты называли «Ак Барс Аэро», «Татарстан», «ЮТэйр» и «Декстер».

Пилотный проект стартует 1 апреля 2013 года. При этом победителю (а правильнее сказать – интегратору перевозок в ПФО) потребуется время на формирование маршрутной сети, парка, тарифов, механизма субсидирования. На рекламу, в конце концов. «За день-два такое дело не раскрутить, - рассказал нашему изданию генеральный директор ОАО «Ак Барс Аэро» Петр Трубаев, – ведь мы говорим о более чем десятилетнем провале в региональных авиаперевозках». Сегодня 2/3 перевозок региональных авиакомпаний идет через московские аэропорты (до 1991 года через Москву выполнялось менее 1/3 таких рейсов). Воздушные перевозки в пределах ПФО почти не выполняются - убыточно. Если в 1991 году в Поволжье региональными перевозками воспользовались 1,8 млн. человек, то в 2011-м перевезено 39 тысяч.

Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», АКТ и «Ак Барс Аэро», независимо от минтранса подготовили собственную аналогичную программу. Трубаев и генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Татарстан» Аксан Гиниятуллин рассказали нам, что их программа и предложения минтранса РФ во многом совпадают. Тем не менее раз федералы выделяют деньги, они и диктуют правила. Впрочем, предложения минтранса по маршрутам, тарифам и так далее все равно будет «шлифовать» победитель конкурса совместно с аппаратом ПФО и администрациями регионов.

В результате билет до любой из 14 столиц субъектов федерации, входящих в ПФО (от Самары и Нижнего до Саранска и Ижевска), обещают, будет стоить не более 2 тыс. рублей. Да, пока будут связаны только главные города округа, налаживание сообщения между другими – дело будущего. Из нестоличных аэропортов в программе сегодня фигурируют разве что Бугульма и Бегишево.

«МЫ НЕ ПРЕТЕНДУЕМ НА РОЛЬ АВИАТОРОВ ВСЕЯ РУСИ»

Шансы АКТ и «Ак Барс Аэро» на победу в конкурсе Трубаев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» осторожно охарактеризовал как «неплохие», однако уточнил: «Скрывать не будем - не видим в ПФО других перевозчиков с такими парком, базой, персоналом, опытом».

Предполагалось, наладить взаимодействие с другими базовыми перевозчиками ПФО – «Ижавиа» (пять Як-42Д), «Саратовскими авиалиниями» (12 Як-42, и они планируют взять в лизинг три Bombardier Q400), «Мордовскими авиалиниями» (три Ан-24 и один Ан-26), есть еще «Башкирские авиалинии», но их специфика – чартеры. «Если реализовывать программу «кумулятивно», дополняя друг друга, эффект будет ощутимее, - отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Гиниятуллин. - Предполагаю, что ряд потенциальных игроков рынка первый год будут присматриваться к проекту, а на следующий, если тема покажется им интересной, подключатся. Пожалуйста, ребята, ищите ресурс, показывайте, как вы будете закрывать ту часть, которую предлагаете закрывать, и вперед. То есть это вопрос готовности откусить кусок пирога. Мы свою часть сделали: программу проработали, предложения внесли, консолидировать готовы. Мы не претендуем на роль авиаторов всея Руси, но считаем, что скромные ресурсы, которыми мы вместе обладаем, надо консолидировать и направить на единую задачу. Мы не хотим быть главными - просто кто-то должен выступить генеральным интегратором. Это, кстати, условие минтранса».

Гиниятуллин.jpg
Аксан Гиниятуллин: "Мы не претендуем на роль авиаторов всея Руси, но..."

Но, как сообщил газете «БИЗНЕС Online» Насрутдинов, «Саратовские авиалинии» не будут участвовать в программе, «Ижавиа» – тоже, а у «Мордовских авиалиний» «Росавиация» отозвала свидетельство эксплуатанта. Зато 28 ноября 2012 года АКТ подписала соглашение о сотрудничестве с ОАО «Аэропорты регионов». Эта управляющая компания контролирует работу четырех мощных аэропортов, входящих в состав группы Виктора Вексельберга «Ренова», - екатеринбургского Кольцово, нижегородского Стригино, самарского Курумоча, пермского Большого Савино. «Для развития создаваемой структуры «Аэропортам регионов» необходим перевозчик, который будет выполнять функцию подвоза пассажиров, - разъяснил Гиниятуллин. - Поскольку входящие в холдинг аэропорты уже находятся в сфере интересов татарстанских авиакомпаний, было бы логично объединить усилия, а заодно, помимо поддержки полпреда и региональных правительств, заручиться и частной. Для нас это лучшее аэропортовое обслуживание в рекордные сроки, а также разумные, с соблюдением антимонопольных правил, преференции при запуске рейсов из этих аэропортов… Для нас этот договор - очень значимое событие: в сотрудничестве с нами заинтересован один из крупнейших владельцев аэропортов».

РАЗЪЯСНЕНИЕ О ТАРИФАХ: И ВСЕ-ТАКИ ДВЕ ТЫСЯЧИ…

- Также у АКТ есть договоры с «ЮТэйр» и международным аэропортом Оренбург о сотрудничестве по реализации постановления правительства об организации перевозок в ПФО, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Насрутдинов. - «Декстер» отдал нам по договору фрахта 6 своих восьмиместных самолетов Pilatus PC-12. Все они - наши партнеры, но в случае победы консолидируем всех и формируем единое движение самолетов в аэропорты ПФО мы.

- Артур Камильевич, кто ваш соперник в конкурсе?

- «ЮТэйр», «Оренбург» (правительство области купило три самолета L-410 и отдало аэропорту). Хотел заявляться и «РусЛайн», но отказался в итоге.

- Какой будет роль авиакомпании «Ак Барс Аэро»?

- Она с самолетами CRJ-200 будет на таком же подряде, как и «ЮТэйр».

- Ходят слухи, что в Татарстане останется только одна авиакомпания – одноименная с республикой…

- Маловероятно. Не более чем слухи.

32547.jpg
Артур Насрутдинов: "Билет по Приволжскому округу будут стоить, в среднем, две тысячи рублей"

- До 1 апреля срок – всего ничего. Что надо успеть до этого времени?

- Открыть продажу билетов, провести рекламную кампанию. Все остальное уже решено. Билеты будут продаваться через кассы агентств, аэропортов, в интернете. Медиаплан рекламы готов.

- Всех волнует вопрос тарифов…

- В среднем – 2 тысячи.

- Но на сайте «Росавиации» указаны более высокие цены…

- Это компенсации, доплаты к тем тарифам, которые мы установим. Обязательное условие – не дороже той суммы, которая обозначена в постановлении правительства, то есть той, что есть на сайте «Росавиации». А реально будет дешевле. Скажу так: тариф рыночный, но рассчитанный так, чтобы максимально большее количество людей пользовалось данными услугами. А на первое время промо-тарифы будут еще ниже, от 500 рублей, к примеру, на направлении «Казань – Самара» (при этом Насрутдинов не смог уточнить, сколько будут действовать такие ценыавт.)

- Когда все-таки прибудут первые самолеты «Караван»?

- С лизинговой компанией ГТЛК договор подписан на 15 самолетов. Первые три прибудут в марте, вторая тройка – в апреле.

- Это ведь и немало пилотов. Как будете решать кадровую проблему?

- Это, действительно, очень большая проблема. Но постараемся решить. У нас есть определенный кадровый резерв. Привлечем пилотов и из других регионов.

- Когда будут новые магистральные самолеты?

- Подписано соглашение о лизинге трех Аirbus 319 (две аналогичных машины уже есть в парке АКТавт.), достаточно «свежих» – по четыре-пять лет. Они заходят в «Татарстан» в апреле.