«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РОЗНИЧНЫЙ РЫНОК ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЕТСЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ БИЗНЕСА»

На республиканском совещании вчера были подведены итоги работы фармацевтической службы в 2012 году. Основные показатели развития отрасли в своем докладе озвучила заместитель министра здравоохранения РТ Фарида Яркаева.

Несмотря на то, что аптеки сегодня и так практически на каждом углу (по крайней мере, в столице республики), фармрынок переживает настоящий подъем. За прошедший год в республике он вырос на 13% и достиг громадной суммы в 18,38 млрд. рублей - для сравнения, это около 10% от годового бюджета (!) Татарстана. Прирост, по словам Яркаевой, обусловлен увеличением емкости розничного сегмента.
- Республиканский розничный рынок по-прежнему остается привлекательным для бизнеса, о чем свидетельствует удвоение темпов роста аптечных учреждений с 5 процентов до 9,1 процента (в 2012 году – 1 474 аптечных учреждений, 2011 - 1 351, 2010 - 1 280). Также, наблюдается рост числа аптек на 7 процентов (2012 – 759 аптек, 2011 - 709, 2010 - 672 аптеки), - заявила замминистра.

Татарстанский фармрынок, в целом, повторяет общероссийскую динамику - по данным DSM group, объем российского фармацевтического рынка в 2012 году вырос на 12% и составил почти триллион рублей (2012 - 921,8 млрд. рублей, 2011 – 824 млрд. рублей).

Судя по всему, огромное число аптек – не грубый просчет бизнеса. Средний татарстанец очень любит лечиться и тратит на это в среднем по 4 832 рубля в год, что на 21% больше общероссийского показателя. К тому же выросли на 5,7% объемы оказания лекарственной помощи за счет казны – из бюджетов всех уровней на это было потрачено 7,8 млрд. рублей.

НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР НА РОССИЙСКОМ ФАРМРЫНКЕ - 10%

Заместитель руководителя управления Росздравнадзора по РТ Любовь Шайхутдинова рассказала, как обстоит дело с госконтролем лекарственных средств для медицинского применения. Всего, по ее данным, в прошлом году было проведено 335 проверок фармацевтических, медицинских и других организаций. Плановые проверки, как выяснилось, не столь эффективны по части выявления нарушений, потому как предупрежденные за три дня аптеки, как правило, встречают проверяющих «во всеоружии». Другое дело проверки, которые не требуют уведомления. Здесь вам – и грубые нарушения по хранению лекарственных средств, и отсутствие препаратов из минимального необходимого ассортимента, и продажа рецептурных препаратов без рецептов.

Отдельно Шайхутдинова остановилась на фальсификате и браке лекарственных препаратов.

- Доля фальсификата в России составляет около 1%, а с учетом брака общее количество некачественного товара на российском фармацевтическом рынке не превышает 10%, - заявила она.

Так, в 2012 году на территории республики не было допущено обращение 197 наименований (287 серий) лексредств. Однако не все компании, торгующие таблетками и микстурами, обмениваются в Росздравнадзором такой архиважной для здоровья людей информацией.

- В настоящее время не налажено в должной мере своевременное предоставление предусмотренной отчетности организациями оптовой торговли ООО «Аптечный двор», ЗАО «АЛФАРМ», ООО «Грандфарм», ООО «Панацея-фарм», ЗАО «Алга-фарм» , ООО «Альфа-Мед Фарм», ООО «Фармактив», аптечными сетями «Аптека 36,6», ООО «Здоровые люди», ООО «ХЭЛС» и другие, - посетовала Шайхутдинова.

ЛЕКАРСТВО ОТ… ЖИЗНИ

Она напомнила, что непредставление информации Росздравнадзору данных о наличии у них препаратов, подлежащих изъятию, а также о последующем их изъятии и уничтожении карается по ст. 19.7 КоАП РФ. Причем, пообещала Шайхутдинова, Росздравнадзор по РТ в этом году планирует действовать более жестко. Впрочем, наказание не так велико – должностные лица ограничатся штрафом от 300 до 500 рублей, юридические от 3 до 5 тыс. рублей. Для крупных аптечных сетей, прямо скажем, смешные деньги.

Еще одна важная функция Росздравнадзора – отслеживание случаев нежелательных побочных реакций на лекарства. Это когда в инструкции каких-нибудь пилюль от головной боли можно найти в качестве побочных реакций все, что угодно, вплоть до гастрита, простатита и отека головного мозга. Таких случаев, по данным Шайхутдиновой, в республике зарегистрировано в 2012 году 43, при этом 23 – серьезных, то есть приведших к смерти или инвалидности. Самую ужасную побочную реакцию, приведшую к смерти, дал препарат «Цефтриаксон» (антибиотикред.) производства фармфирмы «ЛЕККО». Чиновница напомнила об обязанности субъектов обращения лексредств сообщать обо всех таких случаях в Росздравнадзор.

«АПТЕКИ, НЕ ПОДАЮЩИЕ ОТЧЕТНОСТЬ, СЕРЬЕЗНО РИСКУЮТ»

Ситуацию с количеством аптек и качеством лекарственных препаратов в Татарстане прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».

Ильяс Нуриев - генеральный директор «Клиника Нуриевых»:

- Количество аптек не увеличилось, просто население требует больше препаратов, поскольку становится все больше людей с заболеваниями. К тому же, фигурируют неблагополучные показатели, одно из которых - отсутствие субсидирования со стороны государства.

Хотелось бы подробнее узнать статистику, какие препараты покупаются чаще всего? Антибиотики, бады, лекарства? Препараты, которые направлены на профилактику или же на лечение заболеваний?

Объем продаж аптек зависит от сервиса, наличия конкурентоспособности, цены и ассортимента.

Фальсификаты – это препараты с нарушенной технологией, которая снижает себестоимость препарата. Они отличаются от оригинала, и, однозначно, от его лекарственных свойств, что, соответственно, не улучшает результаты лечения.

Результаты лечения зависят от исследования, которое должно распределить препараты по степени доказанности. Лучшие – те, которые апробированы мноцентровыми, многотысячными и рандомизированными исследованиями, а также являются плацебо-контролируемыми.

Аптеки, не подающие отчетность, серьезно рискуют, поскольку у Росздравнадзора появляется реальная возможность их наказать за неисполнение лицензионных требований.

Наталья Сапарина - заведующая аптекой сети «ХЭЛС»:

- А что, надо было предоставлять отчетность о наличии препаратов, изъятых из торговли? Никто об этом никогда не говорил. Когда присылают брак, мы отправляем его обратно.
Но брак приходит нечасто. В Татарстане, на мой взгляд, процент меньше, чем в России. В нашей аптеке всего две упаковки бракованных за год пришло.

Аптек слишком много, и это не очень хорошо как для фармацевтов, так и для населения. Аптеки, борясь с конкуренцией, повышают цены. А люди бегают по аптекам в поисках более дешевых препаратов.