222.jpg
 

ПУЛ ФЕДЕРАЛОВ

На днях стало известно о том, что «Российские железные дороги» (РЖД) выбрали партнеров для организации общественного питания на вокзалах. Ими стали «Росинтер Ресторантс Холдинг» («IL Патио», «Планета Суши»), «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» («Сбарро», «Елки-палки»), ПБО «Савеловский» (KFC) и компания «Спектр» (Subway). Первыми фуд-кортами будут оборудованы московские вокзалы, пишет «Коммерсантъ». Так, в Москве больше всего площадей займет «Росинтер Ресторантс Холдингс»

При этом понятно, что РЖД планирует организовать работу ресторанных операторов и на железнодорожных вокзалах российских городов. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Дмитрий Писаренко - начальник сектора коммуникаций Дирекции железнодорожных вокзалов-филиала ОАО «РЖД», работа сетевых операторов планируется на всех вокзальных комплексах Дирекции железнодорожных вокзалов-филиала ОАО «РЖД», в том числе и в Казани. Всего это 351 объект по всей стране.

«В настоящее время по данному вопросу продолжаются переговоры с контрагентами. Сроки начала реализации зависят от результатов переговоров. Планируется, что процесс будет запущен в 2013 году», - уточнил он.

Александр Черемнов - руководитель казанского отделения Горьковской железной дороги, филиал ОАО РЖД, также не стал озвучивать, с кем из ресторанных операторов ведутся переговоры по организации точек питания на вокзалах. «Питанием сейчас полностью занимается «Железнодорожная торговая компания». Что касается точек общественного питания в здании нового вокзала, арендаторы еще не определены. В самом ближайшем будущем расскажем подробности», - сообщил он.

В компаниях, которые будут работать в московских вокзалах, комментарии получить не удалось. Пресс-секретарь ООО «Росинтер Ресторантс» Анна Постникова сообщила газете «БИЗНЕС Online», что о дальнейших планах развития компании по российским городам «будет сообщаться рынку, когда появится такая возможность». Остальные операторы проигнорировали запросы издания.

1,5 МЛРД. РУБЛЕЙ – В РЕГИОНЫ

Как пояснил нашему изданию Писаренко, объем инвестиций – ключевая тема переговоров. «Цифры отразятся в подписанных документах и будут открыты для общественности. Отметим, что в 2013 - 2015 годах планируемый объем привлеченных внешних средств на обустройство вокзальной инфраструктуры для развития услуг общественного питания составляет 2,7 млрд. рублей. Из них 1,57 млрд. рублей будут вложены в региональные вокзалы», - рассказал он.

2.jpg
 

Что касается отбора операторов питания, то, по словам собеседника издания, раньше конкурсы на площади для общепита по каждому месту на вокзале проводились отдельно, и это было неудобно для развития деятельности крупных сетевых компаний. «В 2011 году дирекция железнодорожных вокзалов - филиал ОАО «РЖД» объявила открытый аукцион на право заключения партнерского соглашения и создания совместной проектной компании по организации и управлению услугами общественного питания на вокзальных комплексах, - уточнил он. – В настоящее время ОАО «Организация питания на вокзалах» по итогам аукциона наделена всеми необходимыми полномочиями от «РЖД» по ведению бизнес-процессов с контрагентами. Теперь в единственном лице этой компании партнеры имеют возможность заключать крупные контракты на большой объем площадей в масштабах всей страны, что значительно упрощает формальные процедуры и позволяет сетевым операторам планировать бизнес-процессы на длительную перспективу».

Напомним, что один из федеральных операторов – «Росинтер» – уже «зашел» в Казань в новый терминал международного аэропорта, где открыл 6 заведений общепита.

Что касается здания вокзала на ул. Привокзальная, которое сейчас реставрируется, то в нем оператором питания на протяжении последних полутора лет было ООО «Татинтер Ресторантс». Компания зашла на организацию питания на вокзале с капиталом в 15 - 16 млн. рублей, сделала полную реконструкцию и ремонт площадей.

29249.jpg
 

Тогда торги на выбор оператора проходили в Нижнем Новгороде. Что же касается нового вокзала, то компания «Организация питания на вокзалах» имеет эксклюзивное право самостоятельно определять арендаторов и ставить цены, которые считает нужными.

«РАБОТА С КРУПНЫМИ СЕТЯМИ ВЫГОДНА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что федеральным сетям при заходе на вокзалы российских городов будет легче работать в том, что касается арендных ставок и демонстрации высоких оборотов в будущем.

Антон Коротаев - руководитель направления консалтинга в сфере торговых площадей компании Jones Lang LaSalle:

- Здания вокзалов изначально не предусматривали размещение торговых площадей, и размещение магазинов и ресторанов в них сейчас сопряжено со сложностями в перенаправлении потоков людей. Окупаемость точек зависит от их расположения: размещение кафе или магазина при входе в вокзал или по направлению основного людского потока (в сторону касс и путей) однозначно является выигрышным для операторов, тогда как вторые и более высокие этажи уже являются более сложными с точки зрения окупаемости. В пример можно привести Казанский вокзал в Москве, в котором на втором этаже, над путями, был создан торговый центр «Казанский» с магазинами и фудкортом. Раньше на этом месте был зал ожидания, и особой проходимости здесь не было, потому основной задачей является перенаправление потоков, создание комфортной атмосферы, чтобы посетители захотели подняться на второй этаж.

С точки зрения как собственника вокзала, так и арендатора, размещение точки на первом этаже является наиболее интересным и привлекательным. Так, собственник получает здесь наиболее высокую арендную плату, магазин или ресторан – сумасшедший поток и хорошие обороты.

В Москве вокзальные площади уже давно заняты крупными операторами, потому вполне логичным является тот факт, что эта практика постепенно будет воплощаться и в других городах. Сетевые операторы, в отличие от индивидуальных операторов, менее «гибкие», имеют свою определенную технологию, потому им порой сложнее вписаться в сложный конструктив здания вокзала – это является одной из причин того, почему в регионах до сих пор площади не заняты крупными игроками. В то же время в будущем именно сетевые операторы станут основными арендаторами площадей, ведь они, в отличие от мелких игроков, могут в долгосрочной перспективе поддерживать стабильную арендную плату и демонстрировать высокие обороты.

Создание цивилизованного ритейла и ресторанной зоны на вокзалах в регионах приведет к тому, что они станут одним из «центров жизни» в городе. Это позволит повысить привлекательность вокзальной территории в целом, что соответствует программе реновации вокзалов, повысить сервис и доходность этих объектов.

Дарья Пичугина - аналитик "Инвесткафе":

- Вокзалы дадут ресторанам высокую посещаемость, таким образом, окупаемость проектов займет два-три года в зависимости от ценовой категории и размещения.

Безусловно, приход новых игроков поменяет рынок питания на вокзалах. С одной стороны, пострадает малый бизнес, с другой стороны, потребитель будет иметь дело с более качественным продуктом. Работа с крупными сетями выгодна и властям, ведь крупные компании проще контролировать и собирать с них налоги.

Каким образом происходил отбор компаний не совсем понятно, однако, скорее всего, крупные сети просто предложили РЖД более выгодные условия, например, они могут платить более высокие арендные ставки. У местных сетей меньше финансовых возможностей. Также РЖД проще работать с крупными федеральными сетями, их работу проще контролировать.

«МЕСТНЫЕ ОПЕРАТОРЫ НЕ МОГУТ ОСИЛИТЬ ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ»

Мария Горшунова - генеральный директор ООО «Майдан» (сеть "Сытый папа"):

- Я знаю, что на вокзалах Москвы бешеные цены, и их диктует дорогая арендная плата, которую устанавливает РЖД. Но с другой стороны, человеку, который попал на вокзал, некуда деваться.

Все, что делали до этого времени в Казани, то все было организовано очень хорошо. Поэтому будет не совсем понятным, если на новый вокзал придут федеральные сети. Возможно, есть желание объединить несколько брендов – местных и федеральных – ради знака качества и узнаваемости. Мне эта идея не близка. Я считаю, что обязательно должны быть хорошие местные операторы.

Зуфар Гаязов - генеральный директор ООО «Татинтер Ресторантс»:

- РЖД подписали договор с ОАО «Организация питания на вокзалах». Эта компания берет, в основном, крупных игроков рынка, таких как «Росинтер», с большими финансовыми возможностями, и выставляет им очень высокие арендные платежи на площади. Крупные компании могут себе это позволить, но, к сожалению, иногда, не разобравшись в конъюнктуре рынка, они приходят в периферийные города, регионы, и хотят установить схожую ценовую политику с оглядкой на коэффициент. Но это все равно получается дорого. 

В Татарстане есть своя национальная кухня, и такие заведения обязательно должны иметь право размещаться на вокзалах. Когда ставятся высокие цены, то местные операторы не могут согласиться на эти платежи. Мы сами хотели прийти и в новое здание вокзала, и уже согласовали с компанией по организации питания стоимость разумной аренды. После этого подписали контракт и уже купили оборудование, а компания прислала нам письмо с уведомлением о том, что арендная плата будет поднята еще на 25 процентов. Тогда мы сказали, что не сможем размещаться на таких условиях, и теперь вопрос рассматривается в дирекции железнодорожных вокзалов в Москве. Чем все закончится, непонятно.

Хочу привести в пример новый терминал казанского аэропорта, куда зашел "Росинтер". Он предлагает хорошие проекты, но в любом случае на площадях должны размещаться и заведения национальной кухни. В городе очень много сетевых компаний, которые могут проекты, предлагаемые "Росинтером", также реализовать в здании вокзала. Мы уже вполне можем организовывать и фуд-корты с национальной кухней.

Федеральные сети первые полгода-год могут позволить себе работать в минус, но зная, что потом все восполнят. Мы не против федеральных сетевых компаний, они несут с собой более современные технологии, однако и конкурентная борьба должна развиваться.