«Я ЗАСТАЛ ТАМ ОБЛАКО ПЫЛИ»
- Эдуард, как вы решили делать альбом о Свияжске?
- Сначала я просто фотографировал то, что происходит. Возвратился в Казань из Москвы, поехал на Свияжск и застал там облако пыли, КАМАЗы, кипящую работу. Я начал снимать, понимая, что завтра этого уже не будет. Еще мне хотелось захватить то, что осталось от старого Свияжска, мне были интересны перемены, которые наступают во время этой масштабной реконструкции. Вряд ли есть аналоги тому, как это сейчас делается на Свияжске. Из этой пыли заново восстает остров с чудесным монастырем. Я начал снимать. Мне попались эти дивные дети, которые прыгали через траншеи, в них прокладывали «удобства».
- Зацепило?
- Зацепило, я раз за разом стал после каждой поездки делать папочку. Когда у меня количество папочек перевалило за 60, я сбился со счету. Скопился просто вал мегабайтов. Год назад я сделал сигнальный вариант, там были фото с подписями, с названиями. После этого я продолжал туда ездить, ночевать там и иногда даже жить, и подумал, что писать книгу моими словами – это невозможно. Написать текст только могут те, кто там живет, кто причастен к Свияжску.
- Как вам удалось войти в контакт с местными жителями?
- Я же постоянно туда ездил и езжу, и прекрасно знаю всех этих бабушек и дедушек. Они со мной разговаривали, все мне рассказывали. А строители меня прозвали «буревестником».
- Почему?
- Они говорили, что сначала я появляюсь, а потом приезжает президент РТ Рустам Минниханов.
- А вы снимали Свияжск в присутствии президента?
- Только без него. Это были мои выходные и отгулы. Я однажды съездил с президентом и понял, что в этом формате у меня снимать ничего не получается. Эти вещи совместить было невозможно. Так что съемки на Свияжске – это исключительно проект выходного дня.
- Вы подружились с кем-то из героев фотографий?
- Со многими подружился. Например, с бабушкой, которая продает входные билеты в туалет. Это баба Аня, вы можете видеть ее в альбоме на снимке с кастрюлей на голове.
- Люди, живущие на Свияжске, они не озлобленные? Ведь жили они в тяжелейших условиях.
- Не озлобленные. Баба Аня, например эта цитата есть в книжке, про себя говорит, что раньше только и развлечений было, что морду в окно высунуть. А теперь билетики продает, деньги зарабатывает. Много откровений мне пришлось выслушать.
- С монастырскими подружились?
- Я их знал и раньше, например, наместника Успенского Богородицкого мужского монастыря игумена Силуана или отца Иоанна. В альбоме много снимков из этой обители. Жители по-доброму ко мне относились, здоровались. Вот, например, дед, который арбузы выращивает, или женщина, которая сына в честь свияжского святителя Германом назвала. У меня не было проблем с местными жителями. Я им примелькался. Да им самим было интересно, что какой-то ненормальный городской все время к ним приезжал.
- А где вы там жили?
- Я практически там не ночевал, так, приезжал – уезжал. Иногда останавливался в гостинице. Иногда жил у Артема Силкина - директора музея-заповедника, собирались там с детьми. В альбоме есть фотография, на которой на окне выставлены поделки – это дети наши делали.
- И ваш сын делал?
- Делал. Но он больше продавать хотел. Нужное качество в наше время.
«В АЛЬБОМЕ ЕСТЬ, ЧТО ПОЧИТАТЬ»
- Сколько времени заняла работа над альбомом?
- 2,5 года. Я решил, что спешить мне не нужно, пусть материал отлежится. Так и вышло, у альбома появились тексты, он наполнился смыслом. Фотографии – это хорошо, но в альбоме еще есть, что почитать.
- Да, за каждой репликой – судьба. Вы выборочно с людьми разговаривали?
- Нет, говорил со всеми. Опыт от журналистской работы на телевидении у меня остался, и я смог их разговорить. Но иногда для одной фразы, которая вошла в альбом, приходилось часами разговаривать.
- С диктофоном беседовали?
- На iPhone записывал, чтобы людей не смущать.
- Вам приходилось бывать в Свияжске раньше, до начала работы над альбомом?
- Был мельком, не могу вспомнить свои ощущения. Апокалиптические картины гуляющих там сумасшедших в моей памяти не жили. У меня не было такого Свияжска, как, скажем, у режиссера Марины Разбежкиной. Для меня Свияжск – это остров эпохи возрождения.
- Вы столько времени провели в Свияжске, что вам подсказывает интуиция – судьба острова сейчас будет благополучной? Или это все-таки гиблое место, которое не спасти?
- У меня он не вызывает никакого негатива. Мне там хорошо. Какие там особенные рассветы и закаты! Сейчас туда едет очень много интеллигенции, даже из Москвы едут. Там есть несколько отелей, так что остановиться есть где. За тысячу рублей можно снять номер с кондиционером и со всеми удобствами.
- Что собой сейчас представляет монастырская жизнь на Свияжске?
- Они переехали в отреставрированные корпуса, возможно, это сейчас стоит немного дальше от монастырской аскезы, но век сейчас другой. Удобств стало больше, теперь насельникам надо думать, как платить коммуналку.
Баба Аня Лобашова (Для увеличения нажмите на фото) |
«КАЖДЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ОБОШЕЛСЯ В 500 РУБЛЕЙ»
- Коль уж мы заговорили о деньгах, это правда, что вы издали альбом на свои средства?
- На свои. Каждый альбом обошелся в 500 рублей, а экземпляров тоже всего 500.
- Книга поступила в продажу?
- Ее уже взяли в книжный магазин «Москва» на Тверской в Первопрестольной.
- Вы не пробовали искать спонсоров для издания?
- Нет, даже не пробовал. Это мой бескомпромиссный проект. Думаю, что книга найдет своего читателя.
- Вы надеетесь на прибыль?
- Это вряд ли, хотя бы выйти в ноль.
- Обычно люди, которые работают в пресс-службах, они пишут о политике…
- Нет, я не пишу об этом, мне интереснее снимать. Если будет еще такой проект, то снова фотографический с минимумом текста.
- Помимо Свияжска, какие еще были проекты?
- Когда я работал в Москве, то моей героиней была женщина, которая жила на Лубянской площади. Она, например, умывалась в струях поливальной машины.
- Бомжиха?
- Да, но при этом она жила в сквере возле КГБ, у нее была масса скарба, несколько кошек, она все это перетаскивала с места на место. И это одиночество человека среди мегаполиса мне было интересно.
- У вас не было желания делать фотовыставки?
- Я собираюсь это делать. Ольга Свиблова - директор международного дома фотографии в Москве, например, сказала, что мои фотографии будут на ее следующем фотобиеннале. Речь идет о Свияжске, я подарил ей альбом. Нашему известному фотографу Ляле Кузнецовой тоже очень понравились мои работы.
Лейсан Губайдуллина и Гер (Для увеличения нажмите на фото) |
«ПРЕЗИДЕНТУ АЛЬБОМ ПОНРАВИЛСЯ»
- Казань каким-то образом попадает в ваш фотообъектив?
- Казань меня и подтолкнула взяться за фотоаппарат, когда начался безудержный снос всего и вся. Мне хотелось успеть заснять все, что исчезает. Свияжск – это было продолжение темы. Очевидно, сказывается, что по образованию я историк. Время, конечно, не остановить, но можно кое-что запечатлеть.
- К текстам не собираетесь переходить?
- Не хочу вымучивать, а фотографии идут естественно.
- Ваша работа в пресс-службе президента РТ не накладывает определенный взгляд на действительность?
- Нет, я благодарен своей работе, что она намного расширяет мое видение действительности. Потому что когда журналист, ты смотришь с одной стороны. Но когда ты знаешь, как эти механизмы работают – это другое дело.
- Как коллеги по пресс-службе восприняли альбом?
- Они его еще не видели.
- А президент?
- Президент видел, и работа ему понравилась. Я еще год назад показывал ему сигнальный экземпляр.
- На Свияжске альбом будет продаваться?
- Будет, но не знаю, раскупят ли его там, все-таки для экскурсантов и паломников он недешев. Но из некоторых фотографий можно сделать открытки.
Летние сумерки (Для увеличения нажмите на фото) |
Эдуард Хайруллин родился в Казани в 1969 году, окончил отделение социологии исторического факультета КГУ. Два года работал корреспондентом и ведущим новостей в телекомпании «Эфир», 12 лет был собкором Первого канала, работал на телеканале «Звезда». В настоящее время работает заместителем руководителя пресс-службы президента РТ. Воспитывает сына. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.