НАСЛЕДСТВО ПЕРВОГО ТАТАРСТАНСКОГО ПРОВАЙДЕРА

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», компания-владелец доменного имени Kazan.ru выставила его на продажу. По словам нашего источника, близкого к казанской мэрии, первоначально ООО «РУ-Сервис», владеющее Kazan.ru, называло цену в районе 600 тыс. рублей. Но после того как интерес к предложению проявили представители городских властей, цена для них выросла в 10 раз - до 6 млн. рублей.

В пресс-службе мэрии утверждают, что городские власти обращения по поводу покупки домена его владельцу не направляли. Как говорит наш источник, переговоры велись неофициально. Тем временем заместитель генерального директора ООО «РУ-сервис» Олег Ларионов тоже настаивает на том, что запросов от мэрии по поводу покупки домена к ним не поступало, цены тоже никто не объявлял.

«Домен Kazan.ru регистрировали не мы, а ОАО «Комтат» (первый татарстанский провайдерприм. ред.). Но они его никак не развивали, а сейчас компания находится в стадии банкротства, - заверили газету «БИЗНЕС Online» в «РУ-Сервисе» и заявили, что этот домен продавать не хотят. - Напротив, мы планируем сами развивать его, - заверяют в компании. – Доменом пользуются такие компании, как телекомпания «Эфир» (ранее сайт компании располагался по адресу efir.kazan.ru, но теперь он больше не используется прим. ред.), международный аэропорт Казань (airport.kazan.ru), ICL КПО ВС (icl.kazan.ru). За эту услугу пользования мы с компаний денег пока не берем». Александр Боборыкин - гендиректор ООО «РУ-Сервис», добавил, что домен был приобретен два года назад, но сумму сделки назвать отказался. По его словам, в дальнейшем последует развитие домена различными способами.

Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» гендиректор компании «Матрица» Дмитрий Демидов, домен Kazan.ru принадлежал «Комтату» с момента появления интернета в Казани. «Комтат» - первый провайдер в РТ, владел этим доменом с 20 ноября 1996 года по 21 августа 2011 года (Comtat Join Stock Company, JSC Comtat, LLC Com-Tat). Компания Llc RU-service владеет доменом с 22 августа 2011 года по сегодняшний день.

ЗАПАД И РОССИЯ ОТЛИЧАЮТСЯ НА ПОРЯДОК

Отметим, что в мире и России распространено явление регистрации доменных имен с целью их дальнейшей перепродажи. Таких предпринимателей называют киберсквоттерами. В России, как отмечают эксперты, рынок продажи доменов не идет ни в какое сравнение с западным. К примеру, домен Insure.com («страхование» по-английски) был продан за $16 млн., а самый дорогой российский домен sms.ru обошелся его покупателю в $550 тысяч. Среди самых дорогих вторично перепроданых доменов безусловным лидером является домен business.com, который в 2007 году был приобретен за сумму $340 - 360 млн. компаний R.H. Donnelley Corp. Тем не менее, если домен Kazan.ru будет продан за 6 млн. рублей ($200 тыс.), он претендует на место в Топ-10 самых дорогих доменов рунета.

Однако заработать на доменном имени киберсквоттерам удается далеко не всегда. Особенно если речь идет о зарегистрированных товарных знаках и фирменных наименованиях. Отсюда разрослось целое явление – так называемые доменные войны. Старт им в России дало судебное разбирательство компании Kodak, которая в мае 1999 года обнаружила, что доменное имя Kodak.ru в рунете уже занято предпринимателем Александром Грундулом. При этом Грундул использовал домен без злого умысла: он занимался фотобизнесом и тесно сотрудничал с компанией Kodak. Спустя три года судебных разбирательств домен передали производителю. Следующим судился Мосфильм, затем - Coca-Cola (последняя отсудила у киберсквоттеров доменные имена Coca-Cola.ru и Sprite.ru).

Что касается самых известных киберсквоттеров, то в нулевые гремело имя адвокатской конторы «Арбитражсудправо», которая застолбила за собой 1300 доменов в зоне RU. К примеру, «Арбитражсудправо» оказалось замешанным в скандальном разбирательстве с доменом Yandex.com. Впрочем, интернет-гигант быстро выиграл дело против киберсквоттеров… в суде США. Легендой нулевых же стал Денис Гледенов из Дубны, который зарегистрировал около 2 тыс. доменных имен. Среди них оказались Bee-Line.ru, Clifford.ru, Hewlett-Packard.ru, Iomega. ru, Pentium.ru, Vympelcom. ru и пр.

ШАЙМИЕВА НЕ ПОШАНТАЖИРУЕШЬ

Была в истории рунета и попытка массовой регистрации доменов имен и фамилий известных людей. Так, интернет-агентство Well зарегистрировало на себя 5 тыс. доменных имен в зоне .RU, потратив на это $100 тысяч. В списке оказались Владимир Жириновский (Jirinovsky.ru), Шамиль Басаев (Basaev.ru), Александр Коржаков (Korzhakov.ru), Егор Гайдар (Gaidar.ru), Геннадий Зюганов (Zuganov.ru) и т.п. Что интересно, неназванные киберсквоттеры даже пытались шантажировать первого президента РТ Минтимера Шаймиева, зарегистрировав доменное имя, идентичное с его фамилией. «Нам уже предлагали, например, купить домен shaimiev.ru, владелец которого намекал, что в противном случае сайт будет использован для публикации негативных материалов о президенте Татарстана. Тогда дело не дошло даже до обсуждения цены: мы просто связались с автором предложения и объяснили ему, что покупать домен не собираемся, а за клевету будем преследовать в судебном порядке. Он тут же отстал от нас», - рассказал «Коммерсанту» Ирек Муртазин, в те времена работавший пресс-секретарем Шаймиева. Тогда же объявился еще один хозяин домена shaimiev.com под ником GamBler (сокращение от Gambler Fool («Шулер-дурак»), который даже разместил тематическую подборку материалов по главе республики.

Из татарстанских компаний участником громкого судебного разбирательства оказался КАМАЗ. В 2008 году камский автогигант подал в суд на жителя Волгограда Николая Попкова по поводу использования домена Kamaz.ru. Автопроизводитель суд выиграл, а гражданина обязали отдать КАМАЗу домен, выплатить 105 тыс. рублей компенсации и возместить судебные издержки в размере 25 тыс. рублей. А содержимое сайта Kamaz.net, вынужденно использовавшегося ОАО «КАМАЗ», было перенесено на домен Kamaz.ru. Отметим, что свою первую попытку попасть в зону .RU КАМАЗ предпринимал еще в 1999 году, когда данное доменное имя уже принадлежало Попкову. Однако из-за отсутствия законодательных норм автопроизводитель был вынужден отложить разбирательство на несколько лет. Ближе к концу нулевых волна доменных войн пошла на спад, а бывшие киберсквоттеры по большей части стали партнерами уважаемых компаний...

КРАСНАЯ ЦЕНА KAZAN.RU - $10 ТЫСЯЧ

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить перспективы развития домена Kazan.ru и адекватность выставленной за него цены.

Дмитрий Демидов – гендиректор компании «Матрица», регионального представителя национального регистратора доменных имен RU-CENTER в Поволжье:

- Для развития площадки, думаю, нужны четыре составляющих: воля собственников домена, инвестиции, компетенция (важно не ошибиться в выборе сотрудников) и время. Если чего-то не хватает, то такой проект не заработает.

Цена домена в 600 тысяч рублей более-менее адекватна. Домен имеет созвучное и однозначное написание, и это поднимает цену. Важно, для каких целей регистрируется домен и роль домена в этом проекте. У мэрии уже есть адекватный домен kzn.ru. Для внешнего продвижения как туристическое направление для въездного туризма портал kazan.ru вполне подходит.

Но 6 миллионов рублей - слишком высокая стоимость для такого домена. На рынке рунета можно по
пальцам пересчитать сделки такого уровня цен.

Киберсквоттинг всегда был и будет. От него никуда не деться. Важно руководителям и собственникам бизнеса при регистрации торговой марки или открытии новых направлений думать и о защите своих прав в интернете.

Дмитрий Еремеев - президент ГК Fix:

- На мой взгляд, цена в 600 тысяч рублей вполне адекватна. Но нужно понимать, что в киберсквоттинге нет прозрачного механизма оценки стоимости. Доменное имя - одно, и стоит ровно столько, сколько вы готовы заплатить. Тем не менее о какой-то статистике говорить можно. В свое время домен fix.ru был куплен нами за 16,5 тысяч долларов на аукционе, и эта покупка вошла в Топ-10 крупнейших покупок доменных имен в рунете в 2009 году. Конечно, большинство крупных сделок не раскрывается и в рейтинг не попадает. Мне известны случаи, когда за доменные имена в зоне .RU предлагали более миллиона евро, а владельцы отказывались продавать.

В целом, рассматривая глобально, можно сказать, что сквоттинг - это достаточно выгодный бизнес, а прирост стоимости доменных имен составляет до 50 процентов в год.

Что касается влияния доменного имени на сайт, то здесь, конечно, присутствует определенная доля type in трафика, но она незначительна. Также есть небольшие преимущества с таким доменом с точки зрения SEO, если сайт будет посвящен Казани, но тоже крайне незначительные.

Я крайне смутно представляю себе потенциального покупателя, готового выложить за данный домен 6 миллионов. Возможно, расчет делается на вполне конкретного покупателя, ту же мэрию. Желание заработать понятно, главное, чтобы не получилось, как с Sochi.ru (правительство России отобрало его у прежнего владельца и передало оргкомитету Олимпийских Игр в Сочи-2014прим. ред.). Для портфолио же за такой домен перекупщик даст не более 10 тысяч долларов.

КИТАЙЦЫ НЕ СДАЮТСЯ КАМАЗУ

Олег Афанасьев - руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ»:

- У нас выкуплены все доменные имена. Остался невыкупленным только Kamaz.com, потому что он принадлежит какой-то китайской компании, с которой мы никак не можем найти общий язык.

Цена в 6 миллионов рублей, конечно, неадекватна. Вполне понятно, что многие компании покупают доменные имена с целью перепродажи и заработка. Это абсолютно неправильно, и мы сталкивались с этим и в отстаивании нашего товарного знака. Должно быть приоритетное право у тех, кто по лингвистическим и другим пунктам имеет близость к этому имени. Например, когда мы покупали Камаз.рф, мы были приоритетными покупателями. Пока мы бы не отказались, никто бы не мог его выкупить. Так же должно быть, я считаю, и в других направлениях, потому что часто доменное имя - это еще и товарный знак. Поэтому какое право имеют люди, не имеющие отношения к этому товарному знаку, покупать его с целью наживы?

Раньше повсеместно покупали домены, чтобы их перепродавать. Сейчас масштабы меньше, но такая практика все еще есть.

Антон Ватман - арт-директор студии «Новый Дизайн»:

- Домен принадлежал изначально «Комтату» - тогда первому провайдеру, скупившему все «городские» домены Татарстана. Я хотел купить Chelny.ru, но «Комтат» на сделку идти отказался, предложив аренду. Аренда в таких случаях - нонсенс.

Что касается 6 миллионов, то цена адекватная. Домену 16 лет - это очень круто. Ну и сам по себе он, очевидно, хорош. Если вложить в него еще 4 миллиона, через год он начнет отбиваться, а еще через год начнет приносить прибыль. Сейчас на домене что-то совсем скучное размещено.

Что касается киберсквоттеров, то у них огромное предложение. Другое дело, что просто покупкой домена не обойдешься, надо вкладывать деньги в развитие и, самое главное, в идею. Малыми деньгами и серыми идеями ничего не добьешься. Сначала - идея. Если она потенциально мощна, можно прикупить и блатной домен. Все же отлично, что домен теперь не у «Комтата», это было совсем грустно. Собака на сене. Раскрутиться, считаю, домен может за год при условии вышеупомянутых факторов.

Помню, что КАМАЗ очень долго боролся за свой домен, причем сумму за него просили относительно вменяемую, но КАМАЗ потратил наверняка гораздо больше денег на суды. Выиграл, хотя бодался не один год. Я сам купил домен kamaz.biz, как только появилась эта зона. Купил сразу, чтобы не достался кибесквоттерам. Два года я предлагал его КАМАЗу по себестоимости. Чисто из патриотических побуждений. КАМАЗу было все равно, он в это время боролся за зону RU. В итоге я просто плюнул, и домен ушел непонятно кому.

Справка

Самые дорогие домены в мире

1. Insure.com за $16 млн. 2009 (покупатель QuinStreet)
2. Sex.com за $14 млн. 2010
3. Fund.com за £9.99 млн. 2008
4. Porn.com за $9.5 млн. 2007
5. Fb.com за $8.5 млн. 2010
6. Business.com за $7.5 млн. 1999
7. Diamond.com за $7.5 млн. 2006
8. Beer.com за $7 млн. 2004
9. Israel.com за $5.88 млн. 2004
10. Casino.com за $5.5 млн. 2003
11. Toys.com за $5.1 млн. 2009
12. AsSeenOnTv.com за $5.1 млн. 2000
13. iCloud.com за $4.5 млн. 2011
14. Altavista.com за $3.3 млн. 1998
15. Candy.com за $3.0 млн. 2009
16. Wine.com за $2.9 млн. 1999
17. CreditCards.com за $2.75 млн. 2004
18. Autos.com за $2.2 млн. 1999
19. Casino.tt за $2.0 млн. 2011
20. microsoftco.com за $2.0 млн. 2012
21. wt6.org за $1.0 млн. 2012

Самые дорогие домены в зоне .RU

1-е место. sms.ru - $550,000. Приобрел Arkadiy_Kulev // Life.ru. По непроверенным данным, домен был продан за $400,000.
2-е место. Casino.ru - $250,000. Приобретен компанией Game Media в конце 2008 года.
3-е место. People.ru - $90.000. Был куплен в 2008 году, информация о владельце конфиденциальна.
4-е место. 2014.ru - 2,5 млн. рублей ( $83,333). Сделка совершилась в 2010 году. Арт-бюро Creators явилось одним из покупателей домена. Остальные покупатели скрываются под расплывчатой формулировкой «частные лица». Бывший владелец домена Ян Невструев зарегистрировал домен в 2004 году.
5-е место. Hi.ru -$80.600. Продан в 2010 году (продавец и покупатель не известны).
6-е место. Vodka.ru - $50,000. Приобретен «Русским Стандартом» у Артемия Лебедева в 2006 году. Артемий зарегистрировал домен в 1997 году.
7-е место. Youtube.ru -$43.000. Приобретен компанией KSS Associates (Британия) в 2007 году.
8-е место. Koleso.ru - $36,000. Продан в 2007 году.
9-е место. Travels.ru - продан за $19,000.
10-е место. VB.ru - продан за $18,800 // Fix.ru - продан за $16,500.