Глава минэкономразвития Андрей Белоусов накануне заявил, что "механизм гарантий" утилизации автомобилей, который дает возможность российским автопроизводителям не платить сбор, "будет ликвидирован". Автопроизводители России будут платить утилизационный сбор, как и импортеры.

"Будут введены такие же платежи, как платят иностранные производители",— сказал министр. Он пояснил, что "принципиальное решение" принято, правительство разрабатывает нормативный акт, который будет "решать много технических деталей".

Между тем новые правила приведут к увеличению расходов автопроизводителей в России. Производителю АвтоВАЗ по результатам продаж в 2012 году пришлось бы уплатить свыше 14,4 млрд. рублей, величина сборов ГАЗ составила бы – 13,5 млрд. рублей, пишет газета «Коммерсантъ». В то же время КАМАЗ на утилизационные сборы потратил бы в прошлом году – около 9,5 - 18 млрд. рублей, «Соллерс» - 4,7 млрд. рублей. Таким образом, по оценкам экспертов автомобили КАМАЗа вырастут в цене на 14 - 26%, группы «ГАЗ» - на 24%, АвтоВАЗа - на 8%, а «Соллерса» - на 7%. Иностранные автоконцерны также понесут потери.

"Это рушит всю схему защиты российских автопроизводителей от последствий вступления в ВТО",— говорит один из участников рынка. Введенный с 1 сентября 2012 года сбор всегда объяснялся "защитой экологии" и необходимостью создания в России "развитой сети утилизации автомобилей". Но ставки сбора полностью компенсируют снижение пошлин после присоединения к ВТО.

Напомним, утилизационный сбор в России ввели 1 сентября 2012 года. Сбор должны были платить импортеры, а российские производители могли предоставить гарантию утилизации машин.

Переход на тотальную уплату утилизационного сбора произойдет не раньше, чем через 6 месяцев, поскольку нужно будет внести изменения в существующее законодательство, сообщили в минпромторге РФ, пишет газета «Ведомости». Ежемесячные поступления от сбора — 3,5 - 4 млрд. рублей. Расходы на уплату сбора, которые понесут автопроизводители, работающие в режиме промсборки (они освобождены от уплаты сейчас), будут компенсированы; механизм разрабатывается. В режиме промсборки работают все крупнейшие российские и иностранные автопроизводители и большинство их СП.